Нефть и финансы как основа урегулирования конфликта в Ливии

Как мы и сообщали ранее, основной сутью ливийского кризиса на нынешнем этапе остается борьба параллельно существующих «правительств» за фиксирование своего участия в будущей архитектуре экспорта углеводородов из страны. Исключительно этим моментом плюс борьба за право распоряжаться «замороженными» на Западе финансовыми средствами бывшего ливийского лидера М.Каддафи и обусловлены практически все действия основных действующих лиц. Спорадические бои на различных участках фронта между силами генерала Х.Хафтара и милицией из Мисураты, триполитанцами и бенгазийцами являются в ливийском случае лишь подтверждением классической фразы «о войне, как продолжении политики иными средствами». Собственно в теории можно очень быстро принудить все конфликтующие стороны к миру просто установлением плотной морской блокады для нелегальных  танкеров и  права торговать нефтью только с  тем «правительством» (а их три), которое признает ООН и международное сообщество. Но на это у США и Европы не хватает сил и желания. Тем не менее, первыми смогут договориться именно финансисты, а не полевые командиры. Это прекрасно продемонстрировали недавние «раскольнические действия» руководителя Национальной нефтяной компании (НОК-Восток) Гаджи аль-Магхраби, который встречался 15 мая с.г. в Вене со своим «западным» коллегой, руководителем НОК-Запад Мустафой Саналлой из Триполи. В процессе этих переговоров был решен вопрос о продаже через возможности нефтяного терминала порта Марс Эль-Хариги, который формально находится под юрисдикцией правительства Тобрука, нефти с «триполитанских месторождений». Причем эта «историческая встреча» состоялась при патронаже президентского совета нового правительства национального единства Ф.Сараджа. Итоги встречи позволили компании Glencore купить и отгрузить 20 мая с.г. 660 000 барр. нефти-сырца. Причем по контракту, который был подписан в 2015 году между этой компанией и НОК-Запад.

Этот факт крупной нефтяной сделки, которая прошла без всякого, даже формального, одобрения Тобрука, вызвало ярость председателя Палаты представителей Тобрука Акуиллы Аллаха Иссы. Напомним, что в отношении ливийской нефти до сих пор действует экономическое эмбарго со стороны ООН, что, однако, никому не мешает ею торговать. Сомнительно, что проводя переговоры в Вене, участники сделки так смогли замаскировать ее, что никто из западных бизнесменов (не говоря уже о спецслужбах) не заметили ее. При этом Г.аль-Магхраби ранее публично выступал против этой сделки и даже дистанцировался от нее. И вот «предательство», в чем нет ничего удивительного, поскольку ливийские «правительства» уходят и приходят, а «кушать» хочется всегда. М.Саналла же рассматривается в западных деловых кругах как фигура, которая способна по своим личным и профессиональным качествам занять пост уже объединенной НОК Ливии в недалеком будущем, то есть как та фигура, с которой можно иметь дело. Он, конечно, не единственный претендент на этот пост, но одна из приоритетных кандидатур. Почему на Западе закрыли глаза на нарушение нефтяного эмбарго ООН, также большого секрета не составляет. Таким образом они подчеркивают роль правительства Ф.Сараджа как единственного органа, с которым они будут иметь дело по вопросам торговли углеводородами. И посылают сигнал всем участникам конфликта, на кого надо ориентироваться. Ну и заодно дают возможность европейским трейдерам делать бизнес по очень непрозрачным схемам.

И ливийские бизнесмены этот сигнал услышали. Вот уже и глава «западного» Центрального банка Ливии (ЦБЛ) Али Хебри прорабатывает практически в открытом режиме возможность прямых переговоров со своим «восточным» коллегой Аль-Садиком Омаром аль-Кабиром. Проводит их в мае, правда, без особого результата, но самое главное — создание прецедента. Это публично, а непублично между сторонами было достигнуто негласное соглашение о приостановке прибытия в ЦБЛ-Восток Тобрука миллиардов новых ливийских динаров, которые были напечатаны по контракту в России и уже оплачены. Речь шла не об аннулировании сделки, а последующем постепенном насыщении этой денежной массой ливийского рынка и через возможности ЦБЛ-Запад. То есть налицо уже некое сотрудничество в глобальной сфере внутренней экономики с установлением соответствующего финансового надзора.

Посол Тобрука в ОАЭ Ареф Али Найед, который считается основным распорядителем с подачи Абу-Даби зарубежных финансовых авуаров бывшего режима, 11 мая с.г. встречался в Тунисе с председателем нового правительства национального единства Ф.Сараджем. Они обсуждали вопросы отставки руководителя общественной телекоммуникационной группы LPTIC Фейсала Гергаба. Он считается «неприемлемой фигурой» для Триполи. В этой связи начался процесс консолидации активов LPTIC в одних руках. Этой компромиссной фигурой и для Киренаики, и для Триполитании может стать глава африканской «дочки» LPTIC Уафик аль-Шатер, который в последние два месяца начал открытую юридическую атаку на своего шефа. Еще ранее перекупили и еще одного союзника Ф.Гергаба в LPTIC , который занял 19 мая с.г. по приказанию Ф.Сараджа пост руководителя основного ливийского нефтяного трейдера и дистрибьютора в Европе Oilinvest. То есть идет речь о создании единого информационного пространств на всей ливийской территории.

Таким образом намечается некая консолидация, прежде всего, в коммерческих и финансовых структурах враждующих «правительств». Но и там пока не все однозначно гладко. Борьба сейчас разгорелась между «восточным» и «западным» Libyan Investment Authority (LIA). Это очень заметно в Лондоне, где ставленник Тобрука Х.Бухади старается забронировать за собой  право представлять Ливию в бизнес-кругах Великобритании и присутствовать в этом качестве на презентации Libyan British Business Council в Палате лордов 13 июля с.г. Его соперник триполитанец А.Брейш сделал опережающий ход и заявил о проведении в конце мая с.г. собственной бизнес-презентации с участием представителей правительства Ф.Сараджа. За Х.Бухади тем не менее стоят серьезные британские партнеры. Среди них отметим Developing Market Associates и Middle East Association, которую возглавляет известный эксперт в области безопасности П.Майер. Он тесно связан с МИ5, отсюда и сделаем выводы о приоритетах Лондона в этой борьбе.

52.33MB | MySQL:103 | 0,511sec