Саудовская Аравия и проблема арабского населения в Хузестане

Для Саудовской Аравии Иран остается главным геополитическим противником и останется таковым в ближайшем будущем. Во всяком случае, пока в политическом саудовском истеблишменте тон задают «ястребы», которые всеми возможными способами стремятся снизить уровень «иранской экспансии» и влияние Тегерана на внешнюю политику и внутреннюю стабильность королевства, разрядки в ирано-саудовских отношениях ожидать не приходится. Отметим, что с некоторого времени в Эр-Рияде стали уделять большее внимание к возможности дестабилизации внутренней ситуации в ИРИ за счет национального вопроса. Как известно, Иран, не является моноэтничным и моноконфессиональным государством, если в Саудовской Аравии коренное население в подавляющем большинстве арабы, а все внутренние конфликты лежат в сфере конфессиональных отношений, то в Исламской Республике помимо этого присутствует еще и фактор национализма. Прежде всего, это касается значительного арабского населения провинции Хузестан. Сепаратизм арабов Хузестана для Ирана в какой-то мере является аналогом сепаратизма шиитов Восточной провинции для Саудовской Аравии. Однако, проблема иранских арабов не слишком часто становится предметом обсуждения в СМИ и на международных форумах, хотя  играет существенную роль в геополитическом раскладе сил и безопасности в Персидском заливе вот уже на протяжении почти века. Несмотря на то, что проблема иранских арабов регулярно включается в ежегодные отчеты по нарушениям прав человека Госдепа США, «Эмнести интернэшнл» и других международных правозащитных организаций. Обычная основная информация, включая сообщения об арестах арабских активистов, предоставляется «Центром Аль-Ахваза по правам человека» со штаб-квартирой в Торонто (Канада), который сотрудничает со многими международными структурами, включая и ООН. Согласно этим отчетам, арабское население Хузестана подвергается политической, национальной и религиозной дискриминации со стороны иранского режима, насильственной «фарсизации» и т.д. Кроме того, иранский режим обвиняется в неравномерном распределении доходов от нефти, продажи продуктов сельского хозяйства, которые не используются в равной мере на развитие инфраструктуры региона, что способствует росту безработицы среди коренного населения, особенно молодежи, падения уровня жизни, активному загрязнению окружающей среды и т.д.

 

Об истории вопроса, стоит сказать отдельно. Провинция (остан) Хузестан, расположен на юго-западе Ирана (в древности территория государства Элам, который был включен в Персидскую империю в VI в. до н.э.). Современное название было официально закреплено в 1936 г. шахом Резой Пехлеви. Основное население иранские арабы, поэтому в арабских СМИ в основном употребляется арабизированное название – Аль-Ахваз, для юго-западной его части также используется наименование — Арабистан. Административный центр — город Ахваз. Арабы составляют около 75 % населения, примерно 3,5 млн человек (общее население Хузестана — 4, 3 млн на 2009 г.), принадлежат к различным племенам: Бану Тамим, Бану Кааб, Аль-Бавия Ашаир Аль-Касири Аль-Авас и Аль-Хазрдж, Бани Ханзала, Бани Тараф, Бану Лям, (ветвь племени Тай), Аль-Кавасим, Аль –Марзуки, Аль-Абадила, Аль Али, Ан-Насури, Аль Харам, Бану Хамад, Бани Башар, Ад-Давасир. Часть племен происходят непосредственно из Аравийского полуострова (Недж, Хиджаз), другая часть с современных территорий Ирака, Катара и ОАЭ. Большинство является шиитами, но есть устойчивое меньшинство суннитов, которые в основном сконцентрированы в прибрежных городах. Регион имеет исключительно стратегическое значение, т.к. в нем сосредоточено до 85 % месторождений нефти, 90% газа и других полезных ископаемых. Кроме того, на долю провинции приходится значительная часть производства сельхозпродуктов (хлопок, зерновые, цитрусовые, сахарный тростник, финики, оливки и др.), а также около 35% водных запасов Ирана. До 1925 года Аль Ахваз был автономной территорией под британским протекторатом – эмират Мухаммар с собственным правителем из племени Бану Кааба — эмир Хазал аль-Кааби (шейх Хазал). Однако затем автономия была ликвидирована и провинция перешла под прямое управление Тегерана. После ликвидации автономного эмирата сепаратистские тенденции сохранялись на протяжении 20-х и 40-х годов ХХ века, когда возникли первые сепаратистские политические движения (партия Эль-Саадех). Особого пика сепаратизм достиг во время ирано-иракской войны, вылившись в восстание 1979 г., подавленное иранскими властями. Напомним, что одной из причин ирано-иракской войны явилась оккупация Хузестана войсками с С.Хусейна, объявившего Аль-Ахваз иракской территорией. Основную роль «пятой колонны»  и партизанского движения играла тогда, финансируемая иракцами, партия Демократический революционный фронт за освобождение Арабистана, боевики именно этой группировки захватила иранское посольство в Лондоне в 1980 г. Новая волна сепаратистского движения началась в 2005 г., когда перед президентскими выборами в Иране произошла серия терактов, ответственность за которые иранцы возложили на суннитские сепаратистские группировки, поддерживаемые иностранными спецслужбами.  «Арабская весна» также затронула Хузестан, в котором в 2011 г. был проведен свой «День гнева Аль-Ахваза» 15 апреля (по аналогии с планировавшимся мероприятием в Саудовской Аравии), четырехдневные акции протестов местных арабов были подавлены иранскими силами безопасности. Арабские каналы «Аль-Джазира» и «Аль-Арабия» сообщали о жертвах среди демонстрантов и многочисленных арестах оппозиционеров. В настоящее время оппозиционные арабские движения представлены различными группировками — Движение арабской борьбы за освобождение Аль-Ахваза, Арабский фронт за освобождение Аль-Ахваз», Народно-демократический фронт Аль-Ахваза, Партия демократической солидарности Аль-Ахваза, Демократический фронт Аль-Ахваза со штаб-квартирами за рубежом, в Канаде, Нидерландах и т.д. Это не единое национальное движение, т.к. их политические программы весьма различаются, от светских умеренных как Партия демократической солидарности Аль-Ахваза, которая выступает за федеративное устройство Ирана с правами широкой автономии для провинций (входит наряду с другими оппозиционными национальными партиями (курды, азербайджанцы, белуджи, туркмены) в так называемый Конгресс национальностей за федеральный Иран), так и непримиримых исламистских как Движение арабской борьбы за освобождение Аль-Ахваза и др., конечная цель которых — создание независимого «государства Аль-Ахваз», ведущих диверсионную деятельность на территории Хузестана, и включенных в Иране в список террористических организаций.

Отметим, что представление о границах «государства Аль-Ахваз» варьирует, но в большинстве случаев они отличаются от административных границ иранского остана Хузестан. Новое арабское государство по таким представлениям должно простираться от гор Загроса до Ормузского пролива и включать следующие иранские территории — юг остана Илам, остан Хузестан, остан Бушир, половину остана Хормозган, (территория арабского королевства Хормуз, XIV—XVII вв.), т.е. все территории Ирана, где есть арабское население. Таким образом, новое «государство Аль-Ахваз», не только лишает Иран его большей части нефтяных и газовых месторождений, но превращают Персидский залив фактически в «Арабское озеро». Такие геополитические построения, в какой-то мере, даже превосходят американцев. Напомним, что во время наибольшей эскалации в американо-иранских отношениях Ральф Петерс в своей знаменитой статье «Кровавые границы» (Armed Forces Journal, 2006 г.) поместил в этом районе некое «Арабское шиитское государство», территория которого была иная – южный Ирак, Хузестан, Восточная провинция, Бахрейн. Теперь «геополитическими играми» занялись в ССАГПЗ. Вероятно, данный проект «Аль-Ахваз от моря и до моря», за которым, как представляется, стоят, прежде всего, саудовцы, следует рассматривать в качестве антитезы иранскому проекту «Великого Бахрейна», который должен включать Королевство Бахрейн и Восточную провинцию КСА (Аль-Катиф), т.е. иранцы делают ставку на объединение всех шиитов Залива под своей эгидой.

Однако, в данном случае не все так однозначно, если шиитская оппозиция нефтяных монархий, ориентируется в основном на иранцев и даже занимается прозелитизмом, обращением суннитов в шиизм, (об этой проблеме (таш’иа, букв. шиизация) говорил еще в 2007 г. саудовский король Абдалла в интервью кувейтской газете «Ас-Сийаса»), то в самом Иране среди арабского населения наметился обратный процесс – перехода из шиизма в суннизм. Здесь следует сделать необходимое уточнение, еще по статистическим данным начала ХХ в. (1925 г.) арабское население Хузестана в подавляющем своем большинстве (98 %) было шиитами (иснаашаритами) за исключением нескольких прибрежных племен, которые традиционно оставались суннитами. Однако, по данным оппозиционных арабских движений Аль-Ахваза, в настоящее время наблюдается устойчивый рост числа обратившихся в суннизм среди местного населения. Причем «суннизация» рассматривается как протест против репрессивной политики иранского режима, желание сохранить свою арабскую идентичность как реакция на насильственную «фарсизацию». Иранцы же рассматривают эти процессы как влияние внешних факторов – информационная война со стороны некоторых стран Залива, прежде всего КСА, рост влияния салафитских группировок», поддерживаемых теми же саудовцами, с их идеями «такфиризма» и борьбы с «рафидитами», активизация «Аль-Каиды» (запрещена в России) и подобных группировок. По сообщениям оппозиционных движений этот процесс стал весьма ощутимым после подавления иранскими властями восстания в Хузестане в 2005 г.

В результате, по данным тех же источников, процесс активной «суннизации» захватил особенно молодежную среду, где, якобы, процент суннитов составляет сейчас 50-70%. Из этого делается вывод, что в ближайшем будущем можно прогнозировать серьезные изменения в конфессиональной структуре Хузестана. Однако реальное соотношение суннитов и шиитов в современном населении Аль-Ахваза неизвестно, т.к. переход из государственной версии ислама может быть инкриминирован как «отступничество», что является уголовным преступлением в Иране, поэтому истинное число «криптосуннитов» определить крайне затруднительно. Тем не менее, можно вполне допустить, что в молодежной среде арабского населения Хузестана действительно имеют место такие процессы. Также отметим, что арабская самоидентификация в Хузестане также выражается в неприятии хомейнисткой модели «вилаят-е факих» — «сефевидского шиизма». Тем более, традиционно арабское население Хузестана, оставаясь шиитами, в основном ориентировалось не на иранский Кум, а на иракский Неджеф, т.к. великий аятолла Али ас-Систани является высшим духовным авторитетом (марджа ат-таклид) для большинства арабов-шиитов в Заливе. Кроме того, противостояние иранской политике ассимиляции выражается в сохранении арабского языка, племенных традиций, одежды и обычаев, налаживании культурно-социальных связей с арабскими странами, прежде всего со странами Залива.

Несмотря на то, что группировки типа Движение арабской борьбы за освобождение Аль-Ахваза проводят на регулярной основе диверсионные акты на территории Хузестана против иранских государственных структур (включая недавний обстрел базы КСИР около Ахваза), о чем всегда подробно сообщают каналы «Аль-Джазира», «Аль-Арабия» и др., некоторые эмигрантские организации Аль-Ахваза предлагают мирные способы противодействия иранскому режиму. По их мнению, пусть насилия, «партизанской борьбы», включая проведение террористических актов, как показал исторический опыт, чреват серьезными последствиями, когда власти только усиливали свои репрессии в отношении арабского населения как при шахе, так и при Исламской Республике. Поэтому в качестве долгосрочных проектов предлагается путь легальной политической борьбы: отказ от участия в деятельности государственных структур Ирана (парламент и т.д.); формирование легальных партий и движений, проведение забастовок и мирных акций протеста, участие в деятельности арабских и международных форумов, чтобы привлечь большее внимание к проблеме Аль-Ахваза (и даже приравнять его к палестинской проблеме).

Однако проблема «арабского народа Аль-Ахваза» на протяжение последних десятилетий использовалась соседними арабскими странами для ослабления своего геополитического соперника в рамках перманентного «арабо-иранского противостояния». Раньше главным центром поддержки арабских сепаратистов Хузестана была Ирак, особенно при Саддаме Хусейне, то сейчас на себя эту роль взяла Саудовская Аравия. Если судить по публикациям в саудовской прессе уделяется все большее внимание поддержке «арабской интифады» в Хузестане. Вероятно, что в данном случае саудовцы решили использовать аналогичную стратегию, которые иранцы проводят в отношении шиитов Восточной провинции, стремясь разыграть карту с арабским сепаратизмом уже в самом Иране в качестве ответной меры. В свое время, по сведениям из некоторых дипломатических источников, во время одной из встреч с президентом М. Ахмадинежадом, король Абдалла, дал понять, что если Иран не прекратит поддерживать оппозиционные шиитские движения в Аш-Шаркии, то Саудовская Аравия ответит адекватно, только в отношении иранских суннитов. Но, судя по всему, в последнее время объект внимания саудовцев расширился, и ставка сделана не только на религиозную идентичность, но и на арабский национализм. Пока саудовцы в информационной войне используют такие же приемы, как и иранцы, делая акцент на критике репрессивной политики иранского режима в отношении арабов Аль-Ахваза. Саудовские газеты («Эр-Рияда», «Аль-Хайят» и др.), а также канал «Аль-Арабия», активно освещают акции протеста, которые проводятся арабскими движениями Аль-Ахваза за рубежом, демонстрации в самом Хузестане, а также предоставляют страницы своих изданий для интервью лидерам оппозиции Аль-Ахваза, как умеренным из Партии демократической солидарности, генсек Джалил Азиз аш-Шахрани, так и непримиримым из Движение арабской борьбы за освобождение Аль-Ахваза, председатель Хабиб Джабер.

Однако саудовцы, по-видимому, решили перевести поддержку арабского сепаратизма в Хузестане, в связи с недавней эскалацией в ирано-саудовских отношениях, на иной уровень – поднять вопрос об «оккупированном арабском государстве Аль-Ахваз». «Пробный шар» был заброшен еще несколько лет назад. Джамиль ад-Дияби, замредактора газеты «Аль-Хайят» в статье «Должны ли страны Залива помочь Аль-Ахвазу отделиться от Ирана, Аль-Ахваз — член ССАГПЗ?» от 19.06.2014 г. Он призывал страны ССАГПЗ поддержать борьбу арабского народа в Хузестане, чтобы бы помочь отделиться от Ирана и добиться независимости, т.к. «население Аль-Ахваза (как сунниты, так и шииты), чистокровные арабы которые «ожидают помощи от своих братьев» и страдают от расисткой политики персидского режима. Причем данный шаг, будет иметь геополитическую цель – служить серьезным препятствием созданию «персидской империи», если «арабский эмират станет независимым от Ирана со своим собственным режимом, армией и ресурсами, а также союзником ССАГПЗ и седьмым его членом».

В конце декабря 2015 г. этой проблеме был придан новый импульс, когда группа пяти бахрейнских парламентариев во главе с Мухаммедом аль-Амади (Исламское общество Аль-Минбар, Al-Menbar Islamic Society), выступили с заявлением, в котором призвали арабские страны признать иранскую провинцию Хузестан «оккупированным арабским государством Аль-Ахваз», как часть ««Арабского мира» (аль-ватан аль-араби)», и оказать действенную поддержку в борьбе за независимость. Причем была сделана попытка также связать «проблему Аль-Ахваза» с территориальным спором между ИРИ и ОАЭ относительно трех островов (Большой и Малый Томб и Абу-Муса). Эта инициатива встретила поддержку еще 40 депутатов. Не стоит удивляться, что вопрос о «независимости Аль-Ахваза» был инициирован именно в бахрейнском парламенте, если учитывать, что эта страна находится сейчас в полной политической зависимости от Саудовской Аравии. Кроме того, в Эр-Рияде именно Бахрейн рассматривается в качестве одного из главных форпостов в противостоянии с Ираном.

Иранцы расценили это как «атаку Саудовской Аравии и Бахрейна» с целью повлиять на ситуацию в Хузестане и поддержать группы, «причастные к террористической деятельности на территории Ирана». Реакция же оппозиции была иной. «Народ Аль-Ахваза рассматривает эту инициативу в качестве важного исторического поворотного момента в его справедливой борьбе, чтобы добиться своих узурпированных прав» — заявил Х.Джабер, отметив, что эта инициатива «подтолкнет» парламенты других арабских стран предпринять серьезные действия и поставит вопрос о независимости Аль-Ахваза в центре арабского и международного внимания. Аналогичные мысли высказывались в прессе других арабских стран. Например, в кувейтской газете «Ас-Сийяса» иракский журналист Д.аль-Басри, также назвал эту инициативу «важным стратегическим прорывом», которую следует поддержать на международном уровне. Он высказал сожаление, что это так долго игнорируется на арабских международных форумах, хотя вопрос независимости Аль-Ахваза «равноценна палестинской проблеме», и даже более важен, учитывая его стратегическое положение. Вряд ли случайно, что к этой акции потом подключился и Кувейт. Особенно, когда в январе 2016 г. из страны был выслан посол Ирана в знак протеста после разгрома саудовских дипмиссий, а уровень дипотношений был понижен. Депутат Маджлис аль-Умма (парламент Кувейта) Ахмед аль-Аазами также призвал признать Аль-Ахваз независимым государством, поддержать его народ в его борьбе, и даже открыть посольство «государства Аль-Ахваз» в Эль-Кувейте. Как и следовало ожидать,  все эти демарши парламентариев получили горячее одобрение и в саудовской прессе. Например, обозреватель саудовской газеты «Аш-Шарк» Джаман аль-Гамди приветствовал такую инициативу, и прямо заявил, что это будет «самым эффективным способом влиять на Иран и заставит его сократиться до первоначальных размеров Персии», это должно быть, по его мнению, единственным решением остановить «волну персидского экспансионизма».

Некоторые аналитики полагают, что за всеми этими действиями стоит, возможно, широкомасштабный проект саудовских спецслужб, который ставит своей целью раскачать внутреннюю ситуацию в Иране за счет поощрения сепаратизма среди национальных меньшинств, в основном иранских арабов, вплоть до создания при благоприятных условиях буферных государств. Как стало известно, в январе 2016 г. делегация активистов арабских движений Аль-Ахваза во главе Арефом аль-Кааби провели ряд встреч с официальными лицами всех стран ССАГПЗ, кроме Султаната Омана. Целью подобного турне, по его словам, были попытка убедить страны ССАГПЗ признать Аль-Ахваз арабской страной официально, чтобы это стало первым этапом к его признанию в ЛАГ. Он выразил надежду, что в будущем Аль-Ахваз получит статус наблюдателя в этой организации с последующим признанием его и в других международных организациях вплоть до ООН (и принятия соответствующих резолюций).

Отметим, если судить по интервью члена комитета по иностранным делам Шуры (Консультативного совета) Саадака Фадиля для газеты «Аль-Ватан» в феврале с.г., то в саудовских политических кругах действительно разработана определенная программа действий в отношении Аль-Ахваза. Традиционно обвинив Иран в экспансионизме, создании «шиитского полумесяца», вмешательстве в Йемене и т.д., он заявил, что «Аль-Ахваз — это большая проблема, и королевство всегда придерживается политики отказа от вмешательства во внутренние дела любой страны». Но, по его словам, Иран зашел слишком далеко в своей враждебности и политике провокаций, что дает возможность Саудовской Аравии и остальным арабским странам предпринять аналогичные шаги и использовать все возможные способы, чтобы остановить эту агрессию, включая поддержку движения за независимость Аль-Ахваза. Эта тема была продолжена серией публикаций в саудовской прессе. Например, в газете «Эр-Рияд» в статье «Проблема арабского народа Аль-Ахваза (ахвазцев)» Абдалла аль-Аскар отмечал, что «проблема Аль-Ахваза» для арабов аналогична проблеме Палестины, поэтому необходимо вести продуманную медийную войну, чтобы она присутствовала в сознании арабского гражданина: в образовании, СМИ, культуре и других сферах. Кроме того, он полагает, что необходимо уделять особое внимание этой проблеме на международных политических и дипломатических форумах. А также более активно освещать в СМИ всеми возможными способами все «зверства сефевидского режима» против арабского народа Аль-Ахваза.

Кроме того, в феврале 2016 г. прошли несколько акций протеста на Западе, включая и Австралию, организованные активистами Арабского движения борьбы за освобождения Аль-Ахваза, получившими широкое освещение в саудовских СМИ.  Причем на этот раз была явно видна «саудовская рука», если судить по лозунгам демонстрантов — «Все мы солдаты королевства», « Ахвазцы рука об руку с королевством», «Мы требуем ССАГПЗ и королевство признать Аль-Ахваз как оккупированное персами арабское государство», «Иран террористическое государство» и т.д.

Иран осознает, что рост сепаратистских настроений в Хузестане и его поддержка из-за рубежа это не только удар по его нефтяной инфраструктуре, но и угроза его территориальной целостности. Например, в марте 2015 г. генерал-майор Яхья Сафави (по сообщению агентства ИРНА), бывший командующий КСИР, ныне военные советник верховный лидера аятоллы А.Хаменеи, выступая на конференции по безопасности в Хузестане заявил, что политизация вопроса этнической принадлежности – один из серьезных вызовов, с которыми сталкивается провинция в настоящее время». По его словам, «антиправительственные группировки пытаются распространить этнические настроения и идеи в Хузестане», а более семнадцати иностранных спецслужб поддерживают сепаратистов. Причем он прямо отметил, что Хузестан является вторым по важности стратегическим регионом Ирана после Тегерана и поэтому есть прямая связь между устойчивой безопасностью в Хузестане и общей безопасностью в Иране. Аналогичную точку зрения подтвердил и министр безопасности Ирана Махмуд Алави, во время своего посещения провинции в апреле 2016 г., призвав все этнические группы в Хузестане избегать раскола, т.к. «враги ислама, в том числе сионисты, и другие, стремятся проникнуть в ряды иранского народа».

Однако, иранцы не ограничиваются только заявлениями, но и решили принять серьезные меры по исправлению ситуации в Хузестане. Арабские СМИ и аналитические сайты, со ссылкой на информацию оппозиционных группировок Аль-Ахваза, сообщают, что в Иране разработан так называемый «Комплексный план по обеспечению безопасности в провинции Хузестан». Данный проект уже получил одобрение на заседании Совета национальной безопасности под председательством министра внутренних дел 27 апреля 2014 г. и уже вступил в силу, срок исполнения — 3-5 лет с момента утверждения. Для реализации этого проекта предполагается создание особой структуры — «Стратегический совет Хузестана» под председательством вице-президента республики, министра внутренних дел (зампредседателя), а также руководители других силовых ведомств (министерство разведки и национальной безопасности, КСИР и др.). Сам секретный документ, якобы получен, из-за «утечки» информации в МВД, однако гарантировать его достоверность не представляется возможным. Если судить по информации арабских сайтов, это детально разработанный план по противодействию арабскому сепаратизму в Хузестане. Прежде всего, предполагается ряд мер по усилению шиитского фактора, в форме иранского варианта — «вилаят-е факих», противодействие распространению суннизма, как «салафитской и ваххабитской пропаганды», усиление идеологической борьбы, включая привлечение специалистов в области истории, политологии, а также использование для этой цели всех медиаресурсов. Другим средством для стабилизации ситуации в Хузестане предполагается усиление репрессивного аппарата, включая повышение роли спецслужб, разведки, КСИР и «Басидж», развертывание их дополнительных подразделений в поселениях с преобладающим арабским населением, подавление политических движений, демонстраций и акций протестов. Кроме того, предлагается ускорить процесс по изменению демографической ситуации, путем переселения персов, и стимулирования отрицательной эмиграции арабов в другие провинции Ирана, для их более успешной ассимиляции. Интересно, отметить, что в проекте признается серьезные социально-экономические проблемы среди арабов Аль-Ахваза низкий уровень жизни, бедность, наркомания, высокий процент безработицы и т.д., и это создает взрывоопасную ситуацию, которая угрожает стабильности ИРИ, что используется активно в антииранской пропаганде, особенно в СМИ арабских стран, и прежде всего Саудовской Аравии.

Поэтому для Ирана крайне неприятным событием стало проведение 5 мая с.г. в Эль-Кувейте конференции «Арабский Аль-Ахваз в арабском Кувейте» в связи с «91-ой годовщиной оккупации Аль-Ахваза Ираном». На конференции присутствовали около 300 человек, среди которых были представители различных оппозиционных групп и движений Аль-Ахваза, арабской прессы, политических кругов, правозащитных организаций и др. Некоторые их выступавших выразили пожелание, чтобы эта конференция положила начало общеарабскому политическому процессу получения независимости Аль-Ахваза и противостоянию персидской экспансии. По словам заместителя лидера Движения арабской борьбы за освобождение Аль-Ахваза Хабиба Асьюда, что это мероприятие доказало «проблема Аль-Ахваза» не является больше внутренним делом Ирана, как бы он того не хотел, но это прежде всего проблема арабов. На этой конференции также присутствовали послы некоторых арабских государств, аккредитованных в Эль-Кувейте, среди которых был и посол Саудовской Аравии Абдель Азиз аль-Фаиз. Естественно, что Иран отреагировал резко на проведения подобного форума, вызвав временного поверенного в знак протеста, расценив мероприятие как сходку «контрреволюционеров, связанных с иностранными государствами» и явное нарушение норм и принципов международного права, а также как недружественную акцию Кувейта в отношении Ирана несовместимую с принципами добрососедства.

Отметим, в последнее время протестные действия арабской молодежи в Хузестане стали выражаться в форме движения футбольных фанатов. Как это произошло, например, 15 мая с.г. после победы  «Эстеглаль Хузестан» над «Зоб Ахан» (Исфахан) на чемпионате Ирана по футболу со счетом 2:0. После матча болельщики «Эстеглаль Хузестан», одетые в традиционные арабские куфии, скандировали националистические и антииранские лозунги, а также растянули баннеры с выражением благодарности королю Саудовской Аравии Сальману и эмиру Кувейта Сабаху аль-Ахмеду, за поддержку в проведении форума «Аль-Ахваз» в Эль-Кувейте, отказавшись подчиниться властям. По словам Мухаммеда аль-Ахвази, члена медиа-офиса Движение арабской борьбы за освобождение Аль-Ахваза для саудовской газеты «Аль-Ватан»: «Жители Аль-Ахваза используют все возможности, которые имеют, чтобы выразить свой протест оккупации». «Футбол является одним из важных средств, которые мы имеем, что заставить людей услышать нас. Спортивные стадионы в Аль-Ахвазе стали частью нашей национальной борьбы, где мы можем собраться и выразить  наше категорическое неприятие оккупации и нашу верность арабской нации» — добавил он. Как стало известно, некоторые акции протеста также прошли по поводу годовщину 80-летия со дня смерти правителя Аль-Ахваза – Хазаля аль-Кааби, (Шейха Хазала), смерть, которого в 1936 г. в Тегеране, под домашним арестом и невыясненных обстоятельствах, считают насильственной.

Таким образом, Саудовская Аравия, как и некоторые другие страны ССАГПЗ, в своей «гибридной войне» с Ираном решили использовать все возможные методы, включая разжигание арабского сепаратизма. Пока сложно дать определенные прогнозы, насколько все эти процессы могут вылиться в «Ахваз-майдан», но для иранцев это несомненно серьезный повод для беспокойства, особенно учитывая менталитет населения и текущую обстановку в регионе. В какой-то мере Ирану в Хузестане пришлось столкнуться с той же проблемой, с которой сталкивается Саудовская Аравия в Восточной провинции. В обоих этих регионах, крайне важных для каждой страны из-за своего стратегического значения, проживает национальное и религиозное меньшинство, которое подвергается культурной и политической дискриминации со стороны государства. Причем как Иран, так и Саудовская Аравия крайне заинтересованы использовать их в качестве своей «пятой колонны». Однако обе страны должны помнить, что создание очага нестабильности у соседа, продолжение дискриминационной политики в собственной стране в отношении таких групп населения, лежат в основе большинства современных конфликтов на Ближнем Востоке и могут спровоцировать дальнейшую цепную реакцию, а также выйти из-под контроля организаторов с непредсказуемыми последствиями. В этой связи стоит напомнить одну старую английскую пословицу: «Не бросай камни в соседа, если живешь в стеклянном доме».

62.94MB | MySQL:102 | 0,669sec