Ситуация в Израиле: май 2016 г.

В мае 2016 г., несмотря на продолжавшиеся в первой половине месяца парламентские каникулы, на первый план в Израиле вышла внутриполитическая проблематика. Причиной тому послужили планы премьер-министра Б.Нетаньяху по расширению правительственной коалиции, а также отставка министра обороны М.Яалона. В области внешней политики по-прежнему не потеряла свою актуальность ближневосточная проблематика, что было связано с продолжающимися дискуссиями вокруг французской мирной инициативы, а также некоторыми иными вопросами региональной повестки дня. Об этих и других событиях пойдет речь в настоящем обзоре.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Вопросы войны и мира

В этом разделе хотелось бы рассмотреть перспективы т.н. французской мирной инициативы. В середине месяца глава внешнеполитического ведомства Пятой республики Ж.-М.Эйро прибыл с визитом на Ближний Восток с целью проведения переговоров с представителями израильской и палестинской стороны в свете анонсированной на конец мая конференции министров иностранных дел по вопросу мирного урегулирования. Как сообщалось в официальном пресс-релизе, выпущенном МИД Франции по итогам визита, страна видит свою задачу в «придании свежего импульса мирному процессу»[i]. 15 мая 2016 г. состоялись переговоры Ж.-М.Эйро с Б.Нетаньяху, на которых последний продолжил настаивать на том, что наилучшим вариантом для поиска путей разрешения конфликта могут быть только прямые переговоры без заранее выдвинутых сторонами условий. Результат организованной в тот же день встречи главы МИД Франции с М.Аббасом был противоположным. Как и ранее глава ПНА отметил, что поддерживает планы французской стороны.

В тот же период Парижем было развернуто и представлено само видение страной процесса урегулирования. Оно, судя по информации, опубликованной внешнеполитическим ведомством, включает несколько составляющих:

«I. Кого Франция поддерживает?

  1. Франция является другом Израиля и Палестины;
  2. Франция осуждает террористические атаки, подрывающие надежды на мир;
  3. Франция осуждает поселенческую активность, являющуюся нарушением норм международного права.
  4. II. За какое урегулирование Франция выступает?
  5. Франция считает, что конфликт может быть разрешен только посредством создания жизнеспособного, демократического, независимого палестинского государства, живущего в мире с Израилем;
  6. Франция считает, что Иерусалим должен стать столицей Государства Израиль и будущего Государства Палестина;
  7. Франция выступает за срочную и обновленную мобилизацию международного сообщества;
  8. Франция выдвинула инициативу по оживлению мирного процесса;
  9. Франция поддерживает ПНА и М.Аббаса, являющихся сторонниками мира;
  10. Франция выступает за межпалестинское примирение»[ii].

Впрочем, ни краткое турне по региону, ни попытки сгладить острые углы в представленном проекте не помогли Франции в продвижении ее инициативы. Как вскоре после визита Ж.-М.Эйро в регион заявил президент республики Ф.Олланд, мирная конференция была отложена на июнь. Официальной причиной для этого шага послужила невозможность участия Госсекретаря США Дж.Керри в мероприятии, запланированном к открытию на 30 мая. Таким образом, Израиль смог получить дополнительное время для того, чтобы попытаться повлиять на нежелательные для страны процессы.

Официальные визиты

В продолжении дискуссии по вопросу французской мирной инициативы 23 мая 2016 г. Б.Нетаньяху встретился со своим контрпартнером М.Вальсом. В рамках переговоров с премьер-министром Франции глава израильского правительства сделал особый акцент на единстве государств, которое создается посредством недавних внешнеполитических шагов Пятой республики. В их числе заявление М.Вальса и президента страны Ф.Олланда, которые высказали свое несогласие с резолюцией ЮНЕСКО по Иерусалиму и его Святым местам. Впрочем, как ожидалось, Б.Нетаньяху в очередной раз высказал свое видение перспектив мирного урегулирования. По его мнению, французская мирная инициатива должна трансформироваться из переговоров с расширенным участием посредников во встречу его непосредственных участников, площадкой для которой может стать Париж.

22 мая в Иерусалиме прошла встреча президента Израиля Р.Ривлина с премьер-министром Чехии Б.Соботкой. Темой данных переговоров стали вопросы укрепления политического диалога, для чего в рамках визита представителя Чешской Республики был проведен раунд межправительственных консультаций,  а также перспективы торгово-экономического, научно-технического взаимодействия и контактов в области обеспечения безопасности.

В середине месяца страну посетила многочисленная делегация из Канады, в которую входили представители властей и бизнес-сообщества провинции Онтарио. В рамках состоявшихся встреч были согласованы порядка 30 соглашений по продвижению совместных инициатив в области НИР и инвестиций. Как по итогам мероприятий отметили представители сторон, планируется продолжить взаимодействие посредством обмена бизнес-миссиями.

16 мая состоялась краткая встреча главы израильского правительства Б.Нетаньяху с министром иностранных дел Австрии С.Курцем. Стороны обсудили пути урегулирования палестино-израильского противостояния и угрозу радикального ислама в Европе. Встреча стала еще одной попыткой Б.Нетаньяху содействовать продвижению израильской точки зрения среди европейских партнеров.

Также в мае израильские власти продолжили взаимодействие с государствами Африки. На этот раз страну посетил глава внешнеполитического ведомства Кот-д’Ивуара. В рамках переговоров с властями Израиля он обсудил борьбу с террористической угрозой, а также перспективы взаимодействия с государствами Восточной Африки.

Сотрудничество с международными организациями

В мае в первые за последние несколько месяцев данная составляющая внешней политики страны принесла положительные результаты, поскольку Израиль получил возможность развивать взаимодействие с Организацией Североатлантического договора и открыть при штаб-квартире НАТО в Брюсселе свое представительство. Данное обстоятельство позволит стране как укрепить свои позиции на международной арене, так и расширить сферы взаимодействия с США и Турцией, входящими в организацию.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

Деятельность правительства

Центральным внутриполитическим событием в Израиле в мае стало решение Б.Нетаньяху о расширении правительственной коалиции. Эта новость мгновенно стала центральной для большинства израильских политических партий, лидеры которых заявили о своих претензиях на министерские портфели. К примеру, на съезде партии «Еш атид» («Есть будущее») ее лидер Я.Лапид сообщил, что за несколько месяцев до этого ему был предложен пост главы внешнеполитического ведомства. Впрочем, наиболее острые дискуссии разгорелись вокруг политического будущего партии «Наш дом -Израиль» (НДИ). Первоначально Б.Нетаньяху была высказана идея назначения А.Либермана на пост министра обороны при переходе руководителя оборонного ведомства на должность главы МИД. Вскоре, однако, стало известно, что М.Яалон заявил об уходе из правительства. В качестве объяснения причин данного шага были выдвинуты два возможных варианта. Во-первых, решение об отставке многие связывают со сложной ситуацией, сложившейся при обсуждении случая с солдатом АОИ в Хевроне, когда им был застрелен террорист. Тогда М.Яалон стал настаивать на необходимости придавать особое значение морали в действиях ЦАХАЛ. С другой стороны, распространилась точка зрения, согласно которой решение об уходе было связано с объявленной премьер-министром перестановкой и переходом министра обороны в МИД.

В итоге 25 мая 2016 г. между партиями «Ликуд» и «Наш дом-Израиль» было подписано коалиционное соглашение. Включение в состав правительства принесло НДИ 2 министерских поста. Как и ожидалось, А.Либерман возглавил оборонное ведомство, а С.Ландвер получила портфель министра алии и абсорбции. Впрочем, по итогам данного процесса правительство потеряло еще одного министра, т.к. в связи с недовольством сделанными Б.Нетаньяху перестановками из него вышел А.Габай («Кулану»), возглавлявший министерство по охране окружающей среды. Эта министерская должность пока останется под контролем руководителя «Кулану» М.Кахлона.

Сам кризис, возникший из разногласий между Б.Нетаньяху и лидером партии «Еврейский дом» Н.Беннетом был разрешен в последние дни мая, благодаря компромиссному плану, предложенному министром здравоохранения Я.Лицманом («Яадут ха-Тора»). Согласно его инициативе временно за информированность членов военно-политического кабинета будет отвечать глава Совета национальной безопасности (СНБ). Также предполагается  создание специальной рабочей группы во главе с экс-главой СНБ Я.Амидором. Она будет работать над тем, как обеспечить достаточный уровень владения министрами информацией при соблюдении режима секретности. Сложившаяся ситуация является свидетельством трансформаций в процессе принятия решений по вопросам обороны и безопасности страны, а также растущих политических амбиций Н.Беннета, который не боится открыто отстаивать свою позицию, тем самым следуя в русле своих предвыборных заявлений.

Повестка дня Кнессета

Ввиду продолжающихся каникул, в мае парламентская жизнь в Израиле несколько замерла. В начале месяца генеральный директор Кнессета Р.Плот заявил, что планирует баллотироваться на пост мэра города Нацрат-Илита, в связи с чем он вынужден был оставить свой пост в парламенте. Также в этом месяце депутаты приняли участие в нескольких знаковых мероприятиях, в числе которых День памяти жертв Холокоста и День Независимости страны.

22 мая 2016 стартовала Летняя сессия Кнессета, первый день работы которой был отмечен выдвижением четырех вотумов недоверия правительству. Их инициаторами выступили партии МЕРЕЦ, «Еш Атид», «Сионистский лагерь» и Объединенный арабский         список. Все указанные вотумы были отклонены. Также в рамках начавшейся сессии будет опробована новая процедура, получившая название «Час вопросов». Она предполагает, что 1 раз в год любой член правительства может быть вызван на 1 час на заседание, в ходе которого ему будут задаваться вопросы, ответ на которые не может превышать 3 минут. При этом основными авторами вопросов будут представители оппозиции.

ЦИТАТА МЕСЯЦА

«…между становлением лидером, который войдет в историю благодаря тому, что идет против течения, и лидером, который несется по течению в океан забвения, Нетаньяху сделал свой выбор. Он захлопнул дверь для европейских и американских лидеров и стал заложником группы политических экстремистов, которая приведет его и нас к национальной катастрофе…»[iii], — эти слова были сказаны лидером парламентской оппозиции И.Герцогом во время пленарной сессии Кнессета 23 мая 2016 г. Они во многом отразили опасения относительно планов по расширению правительственной коалиции, существующие в политических кругах. Во-первых, как и ранее, подавляющее большинство с недоверием отнеслись к кандидатуре А.Либермана на любом министерском посту. Перспективы предоставления ему должности главы оборонного ведомства, принимая во внимание взгляды, высказанные им в недавнее время, особенно обострили дискуссии по этому поводу. Во-вторых, вспоминая израильский плакат Ликуд 1988 г. с надписью «Слева только море!»[iv], получившееся в итоге правительство может создать противоположную ситуацию. По мнению многих, включая представителей американской администрации, оно стало самым правым за весь период израильской политической истории.

[i] Jean-Marc Ayerault , Minister of Foreign Affairs and International Development, visited Israel and the Palestinian Territories on May 15 // France Diplomatie. 18.05.2016. URL: www.diplomatie.gouv.fr/en/country-files/israel-palestinian-trritories/israel/events/article/israel-palestinean-territories-visit-by-jean-marc-ayrault-15-05-16

[ii] Israel/Palestine: Understand France’s position in nine points // France Diplomatie. 17.05.2016. URL: www.diplomatie.gouv.fr/en/country-files/article/israel-palestine-understand-france-s-position-in-nine-points

[iii] PM Netanyahu tells Plenum “I’ll continue working towards a broader government”; Opposition leader Herzog: “it’s unfortunate that you choose zigzag again” // The Knesset. 23.05.2016. URL: www.knesset.gov.il/spokesman/eng/PR_eng.asp?PRID=1272

[iv] Гейзель З. Политические структуры Государства Израиль. М.-И.: Гешарим-Мосты Культуры, 2013. С. 634

52.14MB | MySQL:103 | 0,456sec