Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Сирии, где на севере страны в районе города Алеппо боевики террористической группировки «Джебхат ан-нусра» и примкнувших к ней других экстремистских группировок начали крупное наступление на позиции курдских сил и сирийской правительственной армии.
В российском Центре по примирению в Сирии сообщили, что террористы из «Исламского государства» (ИГ) и «Джебхат ан-нусры» (обе организации запрещены в России) воспользовались перемирием для перегруппировки сил, а также восполнения запасов оружия и боеприпасов. Так, формирования «Джебхат ан-нусры» перешли в наступление после того, как получили крупные подкрепления из Турции. Глава МИД РФ С. Лавров 31 мая заявил: «Коалиция сейчас практически бездействует, а тем временем через турецкую границу продолжают идти боевики и техника. Они явно готовят наступление». В своем ежегодном докладе о ситуации в области борьбы с терроризмом Госдепартамент США признает, что Турция остается страной, из которой и через которую террористы попадают в Сирию и Ирак.
4 июня боевики «Джебхат ан-нусры» и союзных ей группировок нанесли массированный артиллерийский удар в Алеппо по жилым кварталам, позициям сирийской правительственной армии и курдских ополченцев. После чего бандформирования численностью более 1000 человек юго-западнее Алеппо перешли в наступление на позиции ВС Сирии. Однако наиболее сильный удар боевики (до 6 тыс. человек) нанесли по району Шейх Максуд на севере Алеппо, который защищают отряды курдских ополченцев и добровольцев из местных жителей. После тяжелых боев курды оставили ряд позиций. 5 июня бои в Шейх Максуде продолжились. Мирные жители массово покидают этот район.
Вооруженные формирования сирийской оппозиции (12 тыс. бойцов) при участии спецназа США и массированной авиационной поддержке ВВС западной коалиции 1 июня начали наступление на позиции боевиков ИГ в районе города Манбидж вблизи границы с Турцией. Продолжается, хотя и очень медленно, наступление преимущественно курдских «Сил демократической Сирии» в направлении города Ракка. В то же время 4 июня сирийские правительственные войска пересекли границу провинции Ракка и продолжили двигаться к городу Ат-Табка, расположенному восточнее города Ракка. ВКС России и ВВС Сирии на минувшей неделе уничтожили несколько нефтяных заводов «Исламского государства» в районе Ракки.
31 мая С. Лавров заявил, что еще «в конце февраля США клятвенно обещали нам, что те отряды, которые они считают патриотическими, лояльными, которые с ними сотрудничают, будут убраны с позиций, занимаемых «Джебхат ан-нусрой». За три с лишним месяца ничего не сделано». По словам Лаврова, диалог РФ и США по урегулированию в Сирии развивается достаточно интенсивно, однако нельзя сказать, «что интенсивность встреч отражается на количестве конкретных договоренностей, потому что ситуация непростая». В то же время «Вашингтон не отказывается от попыток уговорить Москву прекратить авиаудары по позициям «Джебхат ан-нусры»». Группировки в Сирии, считающиеся оппозиционными и не соблюдающие условия перемирия, рискуют попасть под огонь, заявили 31 мая в американском Госдепартаменте, но на группировку «Ахрар аш-Шам» сейчас, с точки зрения США, распространяется перемирие.
2 июня С. Лавров подтвердил, что Россия будет поддерживать власти Сирии в достижении национального диалога. По оценке МИД РФ, размежевание оппозиции Сирии от террористов по-прежнему одна из главных задач, а основными нарушителями перемирия в стране являются экстремистские группировки, за которыми стоит Турция. При этом «затягивание с определением даты очередного раунда межсирийских переговоров в Женеве происходит из-за капризов оппозиционного сирийского Высшего комитета по переговорам (ВКП)». В телефонном разговоре с госсекретарем США Дж. Керри, состоявшемся 4 июня, С. Ларов выразил озабоченность попытками затягивания переговоров по Сирии под различными надуманными предлогами.
США выступают за политическую передачу власти в Сирии и не намерены посылать туда свои войска, заявил 2 июня президент Б. Обама.
В ООН сообщили, что власти Сирии дали разрешение на доставку гуманитарной помощи наземными колоннами в 12 осажденных районов в течение июня.
Представитель радикальной вооруженной группировки «Джейш аль-ислам» в составе делегации сирийской оппозиции на переговорах в Женеве М. Аллюш объявил о прекращении своего участия в женевских переговорах. По его мнению, эти переговоры «зашли в тупик по вине международного сообщества и сирийского режима». М. Аллюш подчеркнул: «От нас добиваются уступок, но мы не пойдем на них. Мы не согласимся на участие в правительстве с Асадом и некоторыми оппозиционерами». Тем временем в ВКП сообщили, что М. Аллюш, подав в отставку, остается основным представителем «Джейш аль-ислам» в ВКП и будет исполнять функцию эксперта в военной области и вопросах безопасности.
ВПК направил письмо в ООН с предложением о введении перемирия по всей территории Сирии на время мусульманского поста в месяц рамадан, который начнется 5 июня и продлится около месяца. В Москве заявили, что выступают за долгосрочное введение режима прекращения огня на всей территории Сирии, а не только на срок месяца рамадан.
Тем временем власти соседнего Ирака 30 мая заявили, что вооруженные силы страны начали «завершающую стадию операции» по освобождению города Эль-Фаллуджи в провинции Анбар от боевиков ИГ. Правительственные силы, ведя ожесточенные бои, медленно продвигаются к центру города с северного и южного направлений. 4 июня военные полностью освободили от противника поселок Ас-Саклавия, расположенный к северо-западу от Эль-Фаллуджи. В этот же день иракские военные взяли под контроль район Эн-Нуаймия на юге города.
3 июня в Париже прошла международная конференция по палесино-израильскому урегулированию, созванная по инициативе Франции с целью помочь возобновить переговорный процесс между сторонами конфликта. В работе конференции приняли участие представители 26 стран, а также генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, глава европейской дипломатии Ф. Могерини и представители Лиги арабских государств. Основные участники конфликта — Палестина и Израиль – в Париже не присутствовали. В итоговом коммюнике встречи говорится, что «нынешняя ситуация в регионе неприемлема», подчеркивается приверженность принципу создания независимого Палестинского государства, мирно сосуществующего бок о бок с Израилем. Страны-участницы конференции выразили обеспокоенность продолжающейся политикой Израиля по строительству поселений на палестинских территориях и считают, что такие шаги подрывают усилия по решению конфликта. Стороны отметили ключевую роль ближневосточного «квартета» (Россия, США, ООН, Евросоюз) в урегулировании конфликта и договорились до конца текущего года созвать еще одну международную конференцию по ближневосточному урегулированию. Вместе с тем, о создании специальных рабочих групп для решения каких-либо вопросов речь не шла. Проведение и итоги конференции негативно оценили в Израиле, где заявили, что это мероприятие «лишь отдаляет перспективы урегулирования ближневосточного конфликта». При этом «позиция Израиля состоит в том, что путь к урегулированию лежит лишь через прямые переговоры». С точки зрения Палестинской национальной администрации, встреча в Париже является «очень важным этапом». В то же время ХАМАС и некоторые другие палестинские радикальные группировки назвали инициативу Парижу «нападением на национальные принципы палестинцев». Москва заявила о готовности выступить в качестве площадки для контактов между представителями Палестины и Израиля.
На прошедшей неделе в Ливии воинские части, подчиняющиеся правительству национального согласия (ПНС) начали активные наступательные действия против вооруженных формирований местных сторонников «Исламского государства». Так, 30-31 мая войска, охраняющие нефтяные объекты на востоке Ливии, освободили от боевиков ИГ города Бен-Джавад и Эн-Науфалия на побережье Средиземного моря, оттеснив тем самым джихадистов от важных инфраструктурных объектов по переработке и перекачке углеводородов. Затем 1 июня войска вошли в город Сирт, который считается главным оплотом приверженцев ИГ в стране. 4 июня силы, подчиняющиеся ПНС, установили контроль над военно-воздушной базой Эль-Гардабия недалеко от Сирта. По оценке западных военных экспертов, «наступление на Сирт является первой крупной военной операцией с целью возврата территорий, которые боевики ИГ удерживают с марта 2015 года». В то же время сообщается, что местные сторонники ИГ в качестве приоритетной задачи ставят создание «альтернативной и жизнеспособной логистической базы в Южной Ливии» в провинции Феццан. По информации СМИ, на востоке Ливии подразделения сил специальной миссии по борьбе с терроризмом и бригада военной разведки, ранее лояльные генералу Х. Хафтару, заявили о своем желании присоединиться к войскам, подчиняющимся ПНС.
2 июня Турция отозвала посла в Германии для консультаций после решения Бундестага о признании геноцида армян в Османской империи во время Первой мировой войны. Президент Турции Р. Т. Эрдоган считает, что принятая парламентом ФРГ резолюция «окажет серьезное воздействие» на отношения двух стран. По словам Р. Т. Эрдогана, «армянский вопрос» все чаще используется как средство шантажа Анкары. Со своей стороны, глава турецкого правительства Б. Йылдырым отметил, что решение Бундестага не разрушит отношения между Турцией и Германией, так как две страны «являются стратегическими союзниками. Никто не должен ожидать, что наши отношения сильно испортятся из-за этого решения». В то же время Б. Йылдырым подчеркнул, что Турция обязательно отреагирует на принятую бундестагом резолюцию.
Конституционный суд (КС) Турции 3 июня отклонил запрос оппозиции, требовавшей приостановить действие и аннулировать закон о снятии депутатской неприкосновенности. Запросы в КС подали депутаты от оппозиционных Народно-республиканской партии и прокурдской Партии демократии народов. Напомним, что 20 мая турецкий Меджлис (парламент) одобрил законопроект о снятии неприкосновенности со 138 депутатов.
30 мая суд Египта приговорил к пожизненному заключению духовного наставника «Братьев-мусульман» М. Бадиа и 35 его сторонников по делу об организации беспорядков в городе Исмаилия три года назад.
Один из двух первоначально построенных для России вертолетоносцев класса «Мистраль» 2 июня был передан Египту и получил имя «Гамаль Абдель Насер». Второй корабль этого типа – «Анвар Садат» — будет передан ВМС АРЕ в сентябре этого года.
Террористическая деятельность на Синае затрагивает не более 2-3% его территории, заявил 3 июня президент Египта А. Ф. ас-Сиси. По его словам, в настоящее время власти АРЕ активно занимаются развитием полуострова. «Раньше Синай был забыт, сейчас ситуация поменялась. Мы говорим о больших переменах, как например, новые города, сельскохозяйственные земли, заводы и прочее».
Новое правительство Иордании во главе с Х. аль-Мульки 1 июня приведено к присяге. Его основной задачей станет подготовка и проведение всеобщих выборов в парламент королевства. Как ожидается, выборы в Иордании пройдут в конце августа или начале сентября нынешнего года.
На минувшей неделе пришло сообщение о смерти на 69-ом году жизни после продолжительной болезни генерального секретаря Фронта ПОЛИСАРИО и президента самопровозглашенной Сахарской Арабской Демократической Республики М. Абдельазиза, который был одним из основателей Фронта, добивающегося независимости Западной Сахары, и возглавлял его с 1976 г.
Приложение
О тунисской партии «Ан-Нахда»
Умеренно-исламистская партия «Ан-Нахда» («Возрождении») была основана в 1981 г. под названием Движение исламской направленности (ДИН) и изначально выступало с религиозно-возрожденческих позиций, используя в политической борьбе как легальные, так и насильственные методы. В частности, движением было организовано несколько взрывов в туристических отелах страны. ДИН быстро превратилось во влиятельную политическую силу. В 1989 г. движение было переименовано в партию «Ан-Нахда» для того, чтобы, сняв из названия слово «исламский», получить возможность участвовать в парламентских выборах. Однако к выборам в 1989 г. «Ан-Нахда» допущена не была. Тем не менее, ее кандидаты, выступавшие в качестве независимых, набрали 14% голосов, в то время как за светские оппозиционные партии проголосовало всего 4% избирателей.
Ранее, в 1988 г. ДИН отклонило предложенный тогдашним президентом Туниса З. Бен Али «Национальный пакт», представлявший своего рода договор правительства с партиями, общественными и профессиональными организациями. В ответ власти в конце 1980 – начале 1990-х гг. приняли жесткие репрессивные меры против интегристов, обвинив их подрыве государственной безопасности и попытке государственного переворота. Переоценив свои силы и решившись на прямую конфронтацию с властями, сторонники партии попали под жесткие репрессии, в результате которых были брошены в тюрьмы 25 тыс. ее членов. И хотя властям удалось подавить активность интегристов, полностью ликвидировать их движение они не смогли. Многие руководители «Ан-Нахды», в том числе ее лидер Р. Ганнуши, уехали в эмиграцию, где продолжили политическую деятельность.
Переломным для «Ан-Нахды» стал 2001 г. На состоявшемся в Лондоне конгрессе организации было заявлено, что приверженность демократии больше не рассматривается как грех, и принято решение отказаться от силовых методов борьбы. Но при этом целью «Ан-Нахды» оставалось построение государства, основанного на исламских принципах. Власти периодически объявляли амнистию членам «Ан-Нахды», находившимся в тюрьмах, однако категорически отвергали их призывы к легализации партии.
После свержения режима Бен Али в январе 2011г. новое правительство легализовало партию, а ее лидеры, включая Р. Ганнуши, вернулись на родину из эмиграции. «Ан-Нахда» быстро восстановила свои силы и одержала победу на состоявшихся в октябре 2011 г. выборах в Национальную учредительную ассамблею, завоевав 89 из 217 мест (40%), намного опередив другие партии. Генесек движения Х. Джебали занял ключевой пост премьер-министра Туниса, полномочия которого существенно превышали полномочия временного президента республики.
Ключевую роль в успехе партии сыграло то, что «Ан-Нахда» «не имела каких-либо связей с режимом Бен Али и длительное время действовала в эмиграции, а значит, является новым игроком политической арены, не замешанным в коррупционных скандалах, на которые был богат последний период правления прежнего президента». В пользу «Ан-Нахды» сработал и окружавший её ореол партии, подвергавшейся несправедливым гонениям. Кроме того, «разочарование тунисцев в социал-демократической модели развития, которую реализовывали прежние власти, повлек за собою возникновение идеологического вакуума». В пользу интегристов сработало и то, что в глазах уставшего от потрясений населения они смотрелись как сила, способная обеспечить стабильность. В большинстве своем «за партию голосовали слои, выброшенные на обочину осуществлявшейся в Тунисе модернизации, часть буржуазии, рассчитывающая использовать приверженность исламу как средство обеспечения успеха в конкурентной борьбе, и – что весьма важно – многочисленное сельское население, для которого близки и понятны основанные на религиозных постулатах лозунги «Ан-Нахды», в то время как призывы других партий к секуляризму воспринимаются как призывы к атеизму». В то же время часть населения все была обеспокоена успехом интегристов.
Отметим, что партия и её лидер Р. Ганнуши проявили «завидную гибкость». «Ан-Нахда» «не стала провоцировать другие политические партии, не стала монополизировать власть и не стала наследовать пример деспотического режима, меняя внешние проявления, но сохраняя суть». «Ан-Нахда» сотрудничала с другими политическими силами, сформировав по итогам выборов 2011 г. коалиционное правительство совместно с либералами и левыми. Р. Ганнуши акцентировал приверженность «Ан-Нахды» «свободе, правам женщин, консенсусу и демократии», заявлял, что «мы не хотим теократии. Мы хотим демократическое государство, для которого характерна приверженность идее свободы». Он также заверял, что партия не собирается экспортировать исламскую революцию. «Ан-Нахда» не стремится искоренить свободу слова, печати, собраний и вероисповедания. Для нее характерна в большей степени прагматическая позиция, нежели слепое отстаивание некой религиозно-политической догмы. Представители «Ан-Нахды» любят себя сравнивать с правящей в Турции Партией справедливости и развития. «Ан-Нахда» выступила против крайних джихадистов-салафитов и взяла на себя задачу их разоблачения. При разработке новой конституции Туниса (принята в январе 2014 г.) «Ан-Нахда» отказалась от введения в основной закон шариата. Во многом это произошло из-за давления со стороны влиятельных в стране светских политических сил, обвинявших партию в проведении курса на исламизацию Туниса. Данное решение руководству «Ан-Нахды» далось нелегко, так как оно вовсе не монолитно. Внутри партии действуют как умеренно исламистское, так и радикально-консервативное течение. Последнее близко по своим взглядам к салафитам. Его представители выступали за введение шариата. Отвечая на критику со стороны радикальных исламистов за отказ от введения шариата, Р. Ганнуши пообещал, что любой закон, который будет вступать в противоречие с исламом, будет отвергнут.
В октябре 2014 г. В Тунисе прошли первые после революции парламентские выборы. Их результаты подвели итоги нахождения «Ан-Нахды» во власти, которые оказались для партии неутешительными. «Ан-Нахда» завоевала 69 депутатских мандатов, что на 20 меньше, чем было у партии в Учредительной ассамблее. Основной соперник «Ан-Нахды» — светская партия «Нидаа Тунис» («Призыв Туниса») получила 85 мест в парламенте.
Как отмечали политические наблюдатели, причиной неуспеха партии стало то, что «Ан-Нахда» «вместо курса на проведение серьезных реформ стала заниматься исламизацией, в частности, заменой секуляристских глав вилаетов (провинций) на исламистов», партия также «пошла и на замену министров иностранных дел, внутренних дел и юстиции, которые попали в руки исламистов». В Тунисе многие полагали, что коалиционное правительство под руководством «Ан-Нахды» было виновно в медленном реагировании на распространение джихадистской идеологии в мечетях после падения Бен Али. «Ан-Нахду» обвинили и в использовании двойной риторики, связях с салафитами. «Ее представители говорят одно с публичных трибун (за соблюдение Закона о личном статусе, предоставившем равные права женщинам), а в мечетях другие ее представители выступают за восстановление шариата и за запрещение светских партий (как «орудия в руках сионизма»)». Сами же руководители «Ан-Нахды» признали, что управление государством, и особенно экономикой, было сопряжено с большим количеством проблем, чем они изначально предполагали. В то же время Р. Ганнуши, сказал своим сторонникам, что пять лет вне власти могут возыметь благотворный эффект.
После недавнего выхода группы депутатов из состава фракции «Нидаа Тунис» большинство из них формально перешло к интегристам из «Ан-Нахды». В новом правительстве, сформированном в январе 2016 г., партия получила четыре поста: министров юстиции, энергетики и горнодобывающей промышленности, по делам религий. При этом «Р. Ганнуши удалось продавить согласие партии на ликвидацию постов госсекретарей, которые по предыдущему партийному соглашению занимали именно представители исламистов».
20 мая на съезде партии Р. Ганнуши заявил, что «не видит необходимости развития института политического ислама в Тунисе», а саму «Ан-Нахду» охарактеризовал, как «демократическую, гражданскую политическую партию, основанную на цивилизованных ценностях, как мусульманских, так и современных». Съезд принял решение об отделении политической деятельности «Ан-Нахды» от религиозной. По мнению экспертов, это решение говорит о том, что «партия стремится модернизироваться и соответствовать светскому наследию североафриканского государства». Кроме того, тунисские интегристы «не хотят более в одиночку отвечать за экономическое благосостояние страны со всеми сопутствующими рисками» и подвергать себя риску повторения в Тунисе «египетского сценария».
В целом партия «Ан-Нахда» по праву может считаться одной из наиболее поддерживаемых политических сил в стране. К тому же она «обладает организационной структурой, которая вызывает зависть у других партий».