Ситуация в Турции: май 2016 г.

Головокружительный калейдоскоп событий в этот период на турецком внутриполитическом поле важен не только с точки зрения перспектив дальнейшего развития Турции, но и вызвал значительный интерес к ним в ЕС, НАТО, в соседних странах, включая Россию. Прежде всего речь идет об избрании нового лидера правящей в стране Партии справедливости и развития (ПСР), отставке премьер-министра страны А.Давутоглу и формировании нового правительства. Сразу отметим, что все эти события были тщательно спланированы, инициированы и реализованы по указанию одного человека – президента Турции Р.Т.Эрдогана.

А.Давутоглу подчеркивал в своих заявлениях, что планировал поработать на постах генерального председателя ПСР и главы правительства гораздо более длительный срок. Он с сожалением констатировал, что ему приходится покидать свои посты не по своей воле, однако интересы страны и партии требуют этого. При этом он особо обращал внимание, что попытки определённых кругов использовать его уход с двух важнейших  постов для обострения ситуации в стране и правящей партии не увенчаются успехом и не нарушат его дружбы и добрых отношений с Р.Т.Эрдоганом.

«То, что срок моих полномочий был намного короче четырех лет, не является моим решением. Это необходимость», — сказал он. По словам А.Давутоглу, «смена председателя партии будет лучшим выбором, чем перетасовка членов Руководящего совета, которая вызовет напряженность внутри партии». Ранее Руководящий совет лишил А.Давутоглу полномочий самостоятельно назначать региональных руководителей ПСР, что также подтолкнуло премьера к решению уйти. «Я бы не стал думать о продолжении своего председательства без консенсуса в партии», — отметил он. После сложения полномочий он остается членом ПСР и депутатом парламента.

Бывший глава Конституционного суда Турции Хашим Кылыч резко отозвался об отстранении от должности А.Давутоглу, назвав «большим спектаклем» все манипуляции с назначениями и смещениями премьер-министров, имевшими место в течение последних двух лет. Х.Кылыч, выступая на конференции под названием «Демократия и права в Турции», организованной Ассоциацией свободных исследователей, назвал «большим, разыгрываемым в Турции, спектаклем» назначение А. Давутоглу на пост премьер-министра в августе 2014-го года, его последующее смещение менее чем через два года, а также молниеносное вступление в должность главы правительства Б.Йилдырыма — ближайшего соратника президента Р.Т.Эрдогана.

Президент, который фактически все время нахождения А.Давутоглу на постах лидера ПСР и главы правительства контролировал (не имея на это конституционных прав) и партию, и кабинет министров, посчитал, что его выдвиженец (в августе 2014 года А.Давутоглу с согласия Р.Т.Эрдогана возглавил партию и правительство страны) допускает ошибки на важных направлениях внутренней и внешней политики. Результатом сложного разговора двух политиков стало решение А.Давутоглу об уходе в отставку.

Причин для недовольства Р.Т.Эрдогана было несколько. Отметим основные из них. Прежде всего это отсутствие у премьер-министра должной, по мнению президента, активности в проведении комплекса мероприятий, направленных на утверждение президентской системы управления в стране. Главу государства не устраивали некоторые аспекты политики премьер-министра по курдскому вопросу, а также его отношения к делу проживающего в США религиозного проповедника и философа Ф.Гюлена. В сфере внешней политики президент в узком кругу отмечал недостаточную напористость премьер-министра на американском направлении и в отношениях с Евросоюзом, в т.ч. при решении сирийского вопроса.

Попытки Р.Т.Эрдогана «сдвинуть» главу кабинета министров для решения этих проблем в нужном для главы государства направлении на заседаниях правительства, которые вел сам президент, не увенчались успехом. Ситуация на всех вышеперечисленных направлениях внутренней и внешней политики продолжала ухудшаться. В дополнение произошло резкое свертывание сотрудничества с Россией, единственным соседом, с которым динамично развивались взаимовыгодные добрососедские отношения. В результате внешнеполитический лозунг А.Давутоглу «ноль проблем с соседями» окончательно преобразовался в «ноль соседей, с которыми у Турции нет проблем». На встречу с Р.Т.Эрдоганом, которая предшествовала объявлению об уходе, премьер шел с уже готовым прошением об отставке.

Выборы нового лидера правящей партии (22 мая на втором в истории ПСР экстренном съезде  голосовали 1400 делегатов), который автоматически получает кресло премьера и право на формирование своей команды, утверждение состава нового правительства президентом прошли со скоростью, не отмечаемой ранее в истории Турецкой Республики. Отметим, выборы нового лидера партии прошли на безальтернативной основе.

Генеральным председателем ПСР и премьер-министром Турции стал Бинали Йылдырым. Родился в декабре 1955 года. Закончил Стамбульский технический университет, факультет морского кораблестроения, защитил кандидатскую диссертацию, является одним из основателей   правящей партии. В 1994-2000 годах он руководил Главным управлением паромов Стамбула, значительно расширив сеть маршрутов и количество пристаней для этого вида транспорта, имеющего критически важное значение для многомиллионного мегаполиса. В составах пяти предыдущих правительств Турции был министром транспорта.

При нем были построены тысячи километров автотрасс, новые аэропорты, скоростные железные дороги, реализованы или заложены основы новых инфраструктурных суперпроектов — «Мармарай», Стамбульский канал, третий мост через Босфор, третий аэропорт в Стамбуле. Б.Йылдырым практически со дня основания ПСР входил в высшее руководство партии. Владеет английским и французским языками. Входит в круг ближайших соратников президента, который неоднократно ставил в пример его работу на посту министра транспорта в правительствах, которые возглавлял Р.Т.Эрдоган. Известен как активный сторонник введения в стране президентской системы правления. Именно этому и были посвящены его первые заявления на посту премьер-министра.

Новый премьер по распределению обязанностей будет курировать генеральный секретариат Совета национальной безопасности (СНБ) страны, Национальную разведывательную организацию (MIT), Главное управление по делам печати, изданий и информации, ряд других основных ведомств, играющих важную роль в проведении эффективной внутренней и внешней политики.

У Б.Йылдырыма пять заместителей. Вице-премьерами правительства стали Нуреттин Джаникли, Мехмет Шимшек, Нуман Куртулмуш, который среди прочих обязанностей будет выступать в роли пресс-секретаря правительства, курировать работу государственных информационного агентства «Анадолу» и Турецкого радио и телевидения (TRT), Тугрул Тюркеш и Вейси Кайнак.

Ключевые министры остались на своих постах — главы МИД Мевлют Чавушоглу, МВД Эфкан Ала, энергетики и природных ресурсов Берат Албайрак, юстиции Бекир Боздаг, финансов Наджи Агбал. Премьер вернул в кабинет министра экономики Нихата Зейбекчи, занимавшего эту должность до выборов 2015 года, и оставил Мехмета Шимшека, который по-прежнему будет отвечать за экономическую политику на посту вице-премьера. Кресло министра по делам ЕС занял Омер Челик, бывший министр культуры и официальный представитель ПСР и заместитель генерального председателя партии. Единственной женщиной в новом правительстве стала Фатьма Бетюль Сайян Кайя, назначенная руководителем Министерства по делам семьи и социальной политике. Она родилась в 1981 году в Стамбуле, закончила один из самых престижных в Турции частных университетов Билькент, длительное время работала в ПСР советником генерального председателя партии.

29 мая парламент Турции выразил доверие новому правительству, после чего оно приступило к работе. В поддержку 65-го кабинета министров высказались 315, против — 138 депутатов. Всего в голосовании участвовали 453 из 550 парламентариев. В целом, по мнению ряда аналитиков, новое правительство и сам его глава ближе к Р.Т.Эрдогану, чем был кабинет А.Давутоглу. Среди основных целей, обозначенных Б.Йылдырымом, — борьба с терроризмом и принятие новой конституции Турции с положениями о переходе к президентской форме правления или же о возможности президента сохранять партийную принадлежность, что, кстати, сейчас фактически осуществляет Р. Т.Эрдоган и без новой конституции.

Аналитики не ожидают кардинальных изменений во внутренней или внешней политике. Считается, что Б.Йылдырым и Р.Т.Эрдоган будут работать как слаженная команда. В связи с этим можно ожидать продолжения той же политики в отношении курдского вопроса, отношений с ЕС, с Россией, Сирией. Новому кабинету, конечно, придется расставить некоторые свои акценты в этой политике. Турция постарается сделать кризис в отношениях с РФ управляемым, предпримет более активные меры (если будет инициатива в этом направлении со стороны Р.Т.Эрдогана) по его урегулированию, а также некоторые радикальные шаги на сирийском направлении, возможно, подкорректирует парадигму диалога с ЕС, однако кардинальных изменений и поворотов на 180 градусов не ожидается. Одним словом, ждать серьезных политических изменений от нового правительства Турции не стоит, за исключением попытки серьезного ускорения перехода Турции от парламентской к президентской форме правления.

Глава МИД Турции заявил, что состав нового кабинета министров демонстрирует отсутствие в правящей ПСР кадровых проблем. Однако появление в составе нового правительства только четырех новых министров, свидетельствует, что кадровая проблема все же дает о себе знать. Это еще не кризис, но уже далеко не та кадровая «скамейка», которой Р.Т.Эрдоган располагал еще пять лет тому назад.

Нехватка кадров в составе ПСР уже стала темой обсуждений в Турции, тем более после того, как ряд крупных политиков-тяжеловесов, такие как экс-премьер А.Давутоглу, экс-президент Абдуллах Гюль, бывшие вице-премьеры Б.Арынч и А.Бабаджан были отстранены от политической жизни партии. Некоторые турецкие аналитики не исключают, что после ухода А.Давутоглу политическое будущее ПСР напрямую связано с личностью одного человека — нынешним президентом. В случае его ухода со своего поста ПСР может потерять свою актуальность. За кулисами даже обсуждается создание новой оппозиции из членов нынешней правящей партии. Однако наш анализ показывает, что это обсуждение носит очень бессистемный, робкий и осторожный характер.

В мае произошло еще одно важное событие, которое окажет существенное влияние на внутриполитическую ситуацию в стране, а именно приведет к ее дальнейшему обострению. Парламент Турции 20 мая проголосовал за принятие закона, лишающего депутатов неприкосновенности от уголовного преследования. В ходе тайного голосования 373 из 550 парламентариев проголосовали в поддержку плана по лишению членов законодательного органа страны уголовной неприкосновенности, при этом количество сторонников законопроекта говорит о том, что необходимости проведения по этому вопросу референдума не будет.

В Вашингтоне считают, что принятие парламентом Турции этого законопроекта окажет негативное влияние на свободу слова в стране. Соответствующее заявление официального представителя Госдепартамента США Марка Тонера распространила пресс-служба американского внешнеполитического ведомства. «США обеспокоены принятием турецким парламентом конституционной поправки, которая предполагает снятие неприкосновенности более чем со 100 членов парламента. Это может негативно отразиться на обеспечении права на свободу слова в Турции», — заявил М.Тонер, отметив, что подобные меру ведут к снижению уровня демократии в стране. Представитель Госдепартамента подчеркнул, что в Вашингтоне «внимательно следят за развитием событий, касающихся изменений в турецком законодательстве».

Еврокомиссия также критически оценила решение парламента Турции лишить четверть депутатов иммунитета от судебных преследований. Верховный представитель ЕС по иностранным делам Федерика Могерини и комиссар по расширению Йоханнес Хан выразили «серьезную озабоченность» в связи с этим изменением в турецкой политике. По словам еврокомиссаров, неприкосновенность должна гарантироваться для всех избранных парламентариев, а ее изъятие в отдельных случаях требует специального обоснования и соответствия прозрачным процедурам.

Германия также озабочена «растущей поляризацией» внутренней политики Турции. Этот вопрос канцлер ФРГ затронула на встрече 23 мая с президентом Турции в Стамбуле в рамках гуманитарного саммита. «Правительство Германии обратило внимание на результаты голосования. Растущая поляризация внутриполитического дискурса в Турции вызывает нашу озабоченность», — отметил Штеффен Зайберт относительно результатов голосования парламента Турции о лишении парламентариев неприкосновенности от уголовного преследования. Данный шаг, инициатором которого была правящая ПСР, направлен, по мнению многих наблюдателей, на подавление оппозиции главе государства.

Депутат основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) от Стамбула С.Танрыкулу, обратившись в суд, назвал данную конституционную поправку, которую одобрил парламент Турции, преступлением против закона. В своем выступлении у здания суда он сказал: «Я надеюсь, что Конституционный суд тщательно изучит эту поправку, которая является нарушением закона, Конституции и всеобщих правовых норм».

Прокурдская Партия демократии народов (ПДН) также намерена опротестовать в Конституционном суде страны принятую парламентом страны поправку к закону о лишении депутатов неприкосновенности, — заявил сопредседатель партии С.Демирташ. «Если бы это был справедливый и независимый суд, мы бы его не боялись. Но на этот суд нас приведут насильно, пусть они готовятся, а мы готовы… Депутаты – это выбор народа, и никто не может на него посягать. Мы выполняем волю избирателей, и сидящий во дворце политик деревенского уровня убедится, что настоящая сила у народа. Мы крепкие орешки, и тот, кто захочет нас пожевать, может остаться без зубов. Мы используем все возможности, чтобы опротестовать решение парламента, в том числе в Конституционном суде», — заявил политик. Другой сопредседатель ПДН Фиген Юксекдаг добавила, что сопротивление курдов только усилится в случае начала уголовного преследования депутатов от прокурдской партии.

Необходимо отметить, что из 138 законодателей, обвиняемых сегодня в уголовных правонарушениях, 27 являются депутатами правящей ПСР, 51 парламентарий представляет НРП, 50 — прокурдскую ПДН, 9 — из Партии националистического движения (ПНД), а также один независимый депутат от Анкары.

По сложившейся годами традиции сотни людей пытались провести первомайскую акцию на главной площади города Таксим, где власти в этом году запретили проводить митинги. Вместо этой площади профсоюзам позволили организовать шествие в отдаленном районе города вблизи аэропорта. Турецкая полиция применила против манифестантов в Стамбуле водометы и слезоточивый газ. Демонстранты скандировали «Долой фашизм» и «Да здравствует 1 Мая». После разгона демонстрации полиция задержала несколько ее участников.

Несмотря на все усилия властей, террористическая опасность в стране сохранялась в этот период на высоком уровне. На юго-востоке продолжались широкомасштабные военные действия. Ряд городов, в т.ч. Нусайбин, практически полностью разрушены. В городе Газиантеп неподалеку от полицейского участка прогремел взрыв, в результате которого погиб 1 полицейский и ранены 23 человека, 19 из них — полицейские. Возле полицейского участка был взорван начиненный взрывчаткой автомобиль. Полиция оцепила район, на место происшествия прибыли кареты скорой помощи. Начались проверки подозрительного автотранспорта.

В другой восточной провинции Турции Ширнак прошли крупномасштабные бои между курдскими партизанами и турецкими спецназовцами. Курды атаковали здание департамента полиции, полицейские казармы и школу-интернат, переоборудованную в общежитие для военных. 7 спецназовцев были убиты, еще 20 из них получили ранения. Город Ширнак — столица одноименной турецкой провинции на границе с Сирией и Ираком. Города провинции Силопе и Джизре, а также сам Ширнак продолжают оставаться центрами интенсивного противостояния турецких силовиков и курдских повстанцев.

13 мая Минобороны страны заявило, что 6 военнослужащих погибло в провинции Хаккяри на юго-востоке страны в ходе боестолкновения со сторонниками Рабочей партии Курдистана (РПК), которая считается в Турции террористической организацией. Еще двое военнослужащих погибли при крушении военного вертолета, вызванного, по сообщению Минобороны, технической неисправностью.

Армия Турции, несмотря на призывы многих представителей оппозиции, продолжает вооруженную операцию по всему юго-востоку страны против сторонников РПК. В частности, члены прокурдской ПДН не раз выступали за прекращение боевых действий против курдов. Их поддержало большое число представителей науки и культуры как в самой Турции, так и за её пределами. Однако официальная Анкара во главе с президентом Р.Т.Эрдоганом отказывается идти на соглашение с представителями этого этнического меньшинства. Сам президент Турции неоднократно подчеркивал невозможность проведения переговоров с РПК.

Сокращается внешняя зависимость оборонной промышленности Турции. Об этом в мае заявил президент Р.Т.Эрдоган.  По его словам, в 2002 году оборонная промышленность страны на 80% зависела от внешних поставок, а сегодня этот показатель сократился вдвое, и находится в пределах 40%. «Надеемся, что к 2023 году (столетие Турецкой Республики — авт.), внешний фактор будет полностью устранен», — отметил Р.ТЭрдоган. При этом он обратил внимание на производство ударных вертолетов АТАК, которые сегодня активно используются в ходе операций по обеспечению безопасности внутри Турции. Завершено производство 12 таких вертолетов.

По словам президента, другой успешной разработкой турецких специалистов стал танк «Алтай». Его опытный экземпляр уже готов. В скором времени будет налажено серийное производство этого танка.  «Мы также находимся на передовых позициях по вопросу беспилотных летательных аппаратов. После их внедрения уровень обеспечения безопасности внутри страны будет значительно выше», — отметил глава государства.

При этом Р.Т.Эрдоган особо указал, что раньше вместо формирования мощного потенциала оборонной промышленности, Турцию «заставляли и обрекали на внешнюю зависимость. «Некоторые считали этот процесс частью членства в НАТО, однако я считаю, что не все так просто и невинно. Мы уже обладаем теми видами вооружений, которые в свое время отказывались нам передавать под предлогом операций на юге и юго-востоке Турции. И это были страны, которые, как и мы, являются членами НАТО», — констатировал президент Турции.

По сообщению турецкой «Официальной газеты» (Resmi Gazete), в мае в стране в соответствии с решением Конституционного суда закрылись три политические партии: Партия справедливости и спасения, Партия «Эргенекон» и Партия зеленых. Решение о закрытии было принято после того, как указанные партии обратились в Конституционный суд с такой просьбой, обосновав ее отсутствием к ним политического интереса со стороны населения. Напомним, что из существующих сегодня в Турции 97 политических партий в парламенте страны представлены только четыре: правящая ПСР, НРП, ПНД и ПДН.

Лидер основной оппозиционной НРП К.Кылычдароглу, выступая в парламенте, обвинил президента Р.Т.Эрдогана в попытке навязать Турции президентскую систему правления, при которой все государственные полномочия будут сосредоточены в руках одного человека. Он подчеркнул, что его партия «никогда не допустит, чтобы заветное желание президента осуществилось, даже если в парламенте останется только один депутат от НРП. «Президент сможет реализовать демократию такого рода только через наши трупы», – отметил К.Кылычдароглу. «Мало того, что ваши руки по локоть в крови, теперь у вас и зубы в крови. Почему вы переправляли оружие в Сирию? Для того, чтобы уничтожать местное население. Вы единственный человек, который несет ответственность за гибель всех этих людей!» — заявил лидер оппозиции, обвинив Р.Т.Эрдогана в том, что тот извлекает выгоду из «крови, насилия и нагнетания межнациональной напряженности».

Выборы нового лидера правящей ПСР и формирование им по поручению президента очередного правительства создали, по мнению некоторых аналитиков, предпосылки для урегулирования российско-турецких отношений. Так, турецкие эксперты полагают, что новый премьер может сделать определенные шаги в сторону устранения кризиса в отношениях с Россией. В мае мы вновь услышали заявления ряда представителей турецкой стороны о необходимости нормализации российско-турецких отношений. Новый турецкий премьер заявил, что нормализация отношений с Россией является одним из пунктов программы его правительства, а глава МИД М.Чавушоглу предложил даже создать совместную рабочую группу, в которой обсуждались бы будущие шаги сторон.

Турция, как и ранее, выступает за нормализацию отношений с Россией, сказал азербайджанскому информационному агентству Trend представитель МИД Турции по делам Восточной Европы Вурал Алтай. По его словам, кризис в отношениях двух стран не в интересах ни России, ни Турции. «Турция не закрыла дипломатические каналы для восстановления отношений с Россией», — подчеркнул турецкий дипломат.

Бывший начальник генштаба ВС Турции армейский генерал Илькер Башбуг, выступая на симпозиуме во Франкфурте, организованном турецкими общественными организациями, заявил о жизненно важной необходимости налаживания отношений с Россией и сотрудничества с Москвой по Сирии. Генерал, призывая к совместным действиям в решении сирийской проблемы, отметил, что Турция должна действовать сообща с другими странами, которые тоже преследуют свои национальные интересы на сирийском направлении. «В одиночку здесь не справиться. Нужно действовать вместе с Ираном и Россией, потому что и они хотят защитить территориальную целостность Сирии», – подчеркнул И.Башбуг.

Он также отметил, что «из-за сбитого российского самолета в заложники попала сирийская политика» Анкары. «Турция должна безотлагательно пересмотреть свою политику по Сирии. Необходимо, чтобы отношения с Россией вернулись в прежнее русло», –констатировал бывший начальник генштаба ВС Турции.

Эксперт турецкого Национального совета стратегических исследований (USAK) Керим Хас полагает, что материалы, появившиеся в последнее время в турецкой прессе о внесении Россией корректив в свою позицию по отношению к Турции, а также комментарии специалистов о скорейшей нормализации отношений двух стран, являются доказательством неправильного понимания и трактовки серьезной ситуации.

В настоящее время турецкое общественное мнение вводится в заблуждение и в турецком обществе формируется неверное представление о России. Эксперт указывает на попытки властей убедить турецкое общество в том, что для налаживания российско-турецких отношений надо только подождать и со временем они войдут в прежнее русло. Продолжаются также, по его мнению, попытки убедить турок в желании Москвы создать на Ближнем Востоке независимый Курдистан. Официальная Анкара, ошибочно считает, полагает К.Хас, что в условиях падения российской экономики в скором времени политика России в отношении Турции изменится, а после ухода президента России В.Путина в отставку с новым лидером в двустороннем сотрудничестве все наладится и отношения вернутся на прежний уровень.

Турецкий эксперт уверен, что подобные ожидания не соответствуют действительности. По его мнению, необходимо быть реалистом при оценке ситуации, а Турции надо продумать реальную стратегию на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы. При этом «необходимо учитывать близость Турции и России с точки зрения геополитических, геоэкономических и геокультурных моментов. Опыт, полученный после инцидента с самолетом, необходимо использовать для возвращения отношений в былое русло, что и станет катализатором в процессе устранения дефицита сотрудничества», — отмечает К.Хас. Он также указал на то, что ранее стороны мало обращали внимание на возможность использования негосударственных организаций, а на нынешнем сложном этапе именно «народная дипломатия» может сыграть важнейшую роль в преодолении сложившегося кризиса

По мнению турецкого политолога Хакана Аксая, извинений от Анкары ждать не стоит, но новый премьер-министр может предпринять некоторые смягчающие напряженность инициативы. «Он может попытаться показать, что линия А.Давутоглу, который говорил, что лично отдал приказ сбить самолет, осталась позади. Он может сообщить, что Турция выступает за создание смешанной комиссии по наказанию виновных. Более того, он может инициировать желание вновь сесть за стол переговоров по проекту «Турецкий поток».

В свою очередь, российские политики сомневаются, что назначение Б.Йылдырыма может что-либо изменить в двусторонних отношениях. Так же есть мнение, что Р.Т.Эрдоган, назначив нового премьера, готовит некую «русскую игру», но возникает вопрос: примут ли эту игру в Москве? Глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков заявил в эфире телеканала «Россия 24», что российско-турецкие отношения не изменятся только из-за смены премьер-министра в Турции, так как все решения в этом направлении принимаются президентом Р.Т.Эрдоганом. По словам политика, кризис в отношениях между Россией и Турцией упирается в решения и поведение Р.Т.Эрдогана. «Я не думаю, что замена премьер-министра сильно скажется на российско-турецких отношениях, находящихся на исключительно низком уровне», — сказал А.Пушков.

Такого же мнения придерживается первый зампред комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров. В своем интервью газете «Известия», В.Джабаров заявил, что отношения Анкары и Москвы вряд ли изменятся после назначения нового премьера Турции. «Р. Эрдоган проводит в стране реформу с целью сделать Турцию президентской республикой вместо парламентской. А поскольку Б.Йылдырым считается близким к нынешнему президенту человеком, то он будет играть по заданным правилам. Кроме того, сам Р.Эрдоган зашел достаточно далеко в своей антироссийской риторике. Так что никаких изменений в российско-турецких отношениях не произойдет», — заявил сенатор.

В связи с этим, вспомним, как Р.Т.Эрдогана постепенно затягивала в свое время антисирийская риторика. Однако радикальная часть его ближайшего окружения и влияние Вашингтона, заинтересованного в конфликтной ситуации между Анкарой и Дамаском, так и не дали турецкому лидеру возможность вовремя остановиться. Хотя в самом начале кризиса в отношениях с Дамаском такой шанс у Р.Т.Эрдогана на определенном этапе   был и ему неоднократно об этом говорили, но он решительно не хотел признать ошибочность своего антисирийского выбора.

Президент России В.В.Путин заявил, что Москва ждет конкретных шагов от Анкары в связи со сбитым бомбардировщиком. «Мы ждем каких-то конкретных шагов с их стороны. Пока их нет», — отметил он, выступая на пресс-конференции по итогам своих переговоров с премьером Греции Алексисом Ципрасом. По словам российского президента, в Москве слышат заявления Анкары о желании возобновить отношения. «Мы тоже хотим возобновить отношения. Не мы их разрушили», — заявил он. Москва очень дорожила существовавшим ранее уровнем отношений с Анкарой, однако почему отношения были испорчены российскому президенту не понятно. «Зачем это было сделано? Я до сих пор ума не приложу. Москва продолжает контакты с представителями Турции по разным каналам», — добавил он.

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, в свою очередь, заявила, что Москва будет судить о работе нового правительства Турции по его делам. «Сам факт появления новых людей в правительстве Турции имеет меньшее значение, приоритетное значение имеет курс», — отметила она. «Мы судим по делам. Ориентируемся не столько на смену состава, сколько на курс правительства, в том числе в отношении России и глобальных вопросов», — сказала М.Захарова.

Турецкая сторона обратила внимание на эти заявления Москвы, однако, судя по всему, их должного понимания пока так и не продемонстрировала. Все-таки сказывается, на наш взгляд, тот же синдром, приобретенный в период развития сирийского кризиса. «Я не пойму, какого первого шага от нас ждут. Мы не страна, которая сидит в кресле обвиняемого. Ссориться с РФ мы не хотим. Наоборот, мы страна, которая хочет развивать отношения с Россией. С Путиным мы были друзьями, и когда из-за пилота, который совершил ошибку, или по другой причине, приносят в жертву такую огромную страну, как Турция – это заставляет задуматься. Думаю, что нам нужно прикладывать усилия для того, чтобы снова выстроить отношения с Россией. Я желаю, чтобы мы как можно скорее преодолели эту проблему», — заявил Р.Т.Эрдоган.

Как можно говорить о стремлении вернуться к дружеским отношениям с Россией и в то же время без устали делать голословные, ничем не подкрепленные антироссийские заявления.  Например, о присутствии России в Черном море Р.Т.Эрдоган говорил в середине мая. Он сообщил о своем разговоре с генсеком НАТО Й.Столтенбергом. «Я сказал ему: вас нет в Черном море. Черное море почти стало российским озером. Если мы не будем действовать сейчас, история не простит нам этого», — заявил он. К этому следует добавить, что в рамках всех своих переговоров с западными коллегами турецкий президент продолжает настаивать на усилении давления на Россию, пытается получить поддержку НАТО в турецко-российском конфликте, рассчитывая, видимо, таким странным способом восстановить дружбу и взаимопонимание с Москвой.

Напомним, что до инцидента с российским самолетом турецкий лидер десятки раз заявлял, что разделяет и полностью поддерживает позицию России о том, что приоритет всех решений на Черном море за причерноморскими государствами, а не за НАТО. Именно поэтому по инициативе двух стран были созданы организации Блэксифор и Черноморская инициатива, в которых Россия и Турция играли «главную скрипку» и на практике обеспечивали контроль за судоходством в Черном море и предотвращение нелегальных перевозок оружия и наркотиков.

«На сегодняшний день НАТО пытается перенести конфронтационные схемы на акваторию Черного моря. Недавно президент Турции Р.Эрдоган заявил о том, что нельзя допустить превращения Черного моря в «российское озеро». Но в НАТО прекрасно понимают, что Черное море никогда не превратится в «натовское озеро», и мы предпримем все необходимые меры для того, чтобы нейтрализовать возможные угрозы и попытки силового давления на Россию с южного направления», — сказал в интервью «Российской газете» постпред России при НАТО А.Грушко. «В Черном море не должно быть попыток увеличения военного присутствия внерегиональных держав» — добавил он.

Зависимость от России в вопросах обеспечения газом несет в себе огромный риск для Турции, заявил вице-премьер правительства Турции Мехмет Шимшек в ходе заседания на тему: «Изменяющаяся динамика энергетической безопасности, диверсификация источников и региональная интеграция», прошедшего в рамках Генеральной ассамблеи Исламского банка развития (ИБР). По его словам, доля импорта природного газа в общем объеме потребления Турции составляет 97 процентов. «Из всего импорта газа на долю России приходится 58 процентов. Безусловно, зависимость от российского газа — огромный риск для Турции. Для этого мы строим Трансанатолийский трубопровод (TANAP) и хотим снизить зависимость от российских поставщиков», — сказал турецкий вице-премьер.

Напомним в связи с этим вице-премьеру, что Россия за всю историю поставок газа в Турцию ни разу не нарушила свои обязательства.  Более того, в сложные зимние периоды Россия по просьбе турецкой стороны неоднократно оперативно увеличивала объемы поставок, не предусмотренные соглашением, чем обеспечивала бесперебойное функционирование целых отраслей турецкой экономики. И Анкара официально благодарила за это Москву, отмечая «дружеский, партнерский характер российско-турецких отношений, которые являются примером для других стран».

Турецкий институт статистики (TÜİK) опубликовал данные по жилищному строительству. В марте 2016 года в Турции было продано 117 тыс. 205 жилых объектов. При этом, несмотря на то, что по сравнению с прошлым годом россияне стали покупать в два раза меньше недвижимости на территории Турции, им было продано 99 единиц жилья. За месяц иностранцы приобрели 1595 объектов жилой недвижимости. При этом наиболее популярным городом среди них остается Стамбул. Так, в марте 2016 года иностранцам здесь было продано 583 жилых объекта. Далее по убыванию следуют Анталья (360), Бурса (115), Мугла (73), Ялова (66), Анкара и Айдын (56).

Из внешнеполитических событий в этот период следует отметить непростые взаимоотношения Турция с Евросоюзом. Анкара отменила визы для граждан всех 28 стран ЕС. Но безвизовый режим с ЕС вступит в силу лишь после того, как ЕС отменит визы для граждан Турции. Согласно договоренности, достигнутой между Турцией и ЕС, граждане Кипра также смогут воспользоваться безвизовым режимом с Турцией.

Ожидается, что Европейский союз отменит визы для граждан Турции только после выполнения Турцией всех 72 обязательств перед ЕС. После отмены визового режима граждане Турции смогут находиться без визы в течение трех месяцев в таких странах, как Германия, Австрия, Бельгия, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Голландия, Италия, Испания, Швеция, Швейцария, Исландия, Литва, Латвия, Люксембург, Лихтенштейн, Венгрия, Мальта, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Словения и Греция. Ранее президент Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что Евросоюз может ввести безвизовый режим с Турцией осенью 2016 года, но при условии выполнения Анкарой всех требований. Напомним, что Соглашение об ассоциации между ЕС и Турцией было подписано еще в 1963 году. Заявку на членство в ЕС Анкара подала в 1987 году, но переговоры о вступлении начались только в 2005 году.

ЕС еще не скоро примет окончательное решение о безвизовом режиме с Турцией, вопрос будет откладываться, считает директор Европейского центра геополитического анализа Матеуш Пискорский. По его словам, представители ведущих стран Европы очень осторожно относятся к непрогнозируемым действиям турецкого правительства и президента Р. Т.Эрдогана. «Отставка премьера А.Давутоглу говорит о том, что Европа практически потеряла основного партнера со стороны Турции. Сейчас европейские политики все чаще критикуют действия президента Р.Эрдогана, связанные с нарушением свободы СМИ, прав человека, прав меньшинств», — указал М.Пискорский. По его словам, на данный момент атмосфера для введения безвизового режима между Турцией и ЕС стала намного хуже, чем это было даже месяц назад. Сейчас ведущие страны ЕС, прежде всего Германия, будут как минимум откладывать это решение на более поздний срок», — отметил эксперт.

В Анкаре все чаще стали выражать сомнение в том, что ЕС отменит визовый режим с Турцией. Так, ЕС требует от Турции пересмотра в сторону смягчения закона в борьбе с терроризмом, что, по мнению турок, невозможно. Президент Р.Т.Эрдоган категорично заявил, что Анкара не будет вносить изменения в антитеррористическое законодательство, необходимые для соответствия критериям соглашения с Евросоюзом об отмене виз.

«ЕС теряет доверие Турции, применяя в отношении страны двойные стандарты», — сказал глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу. По его словам, для достижения безвизового режима с ЕС Турция выполнила 69 условий из 72. «Если ЕС не выполнит обязательств перед Турцией, Анкара откажется от выполнения своих обязательств», — пригрозил турецкий министр. Глава МИД считает, что ЕС должен быть искренним к Турции.

А турецкий вице-премьер Нуман Куртулмуш назвал «позором» высказывание премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона о том, что Турция сможет вступить в Европейский союз не раньше 3000 года. «Если кто-то говорит, что Турция войдет в Евросоюз не раньше 3000 года, то это его позор, а не наш», — заявил Н.Куртулмуш, выступая в парламенте страны. На прошлой неделе Д.Кэмерон выразил сомнение в том, что Турция сможет войти в ЕС раньше 3000 года. «Даже в планах нет вероятности, что Турция вскоре станет членом ЕС. Страна подала заявку в 1987 году. И при нынешнем прогрессе в переговорах они, согласно последним прогнозам, смогут вступить в союз примерно в 3000 году», — сказал Д. Кэмерон. Канцлер Германии Ангела Меркель также заявила, что вопрос о принятии Турции в Евросоюз «не стоит на повестке дня».

Категорично настроены и европейские парламентарии. Глава Европейского парламента Мартин Шульц обвинил правительство Турции в невыполнении достигнутого с Евросоюзом соглашения, что может привести к расторжению договоренностей, в том числе о либерализации визового режима.  «Предложение Еврокомиссии по либерализации визового режима для граждан Турции лежит у меня на столе. Но Европарламент не будет обсуждать его до тех пор, пока турецкое правительство не выполнит все обговоренные условия. Пока Анкара не выполняет свои обязательства по этому соглашению, что грозит его расторжением», — сказал М.Шульц. В отношении личности президента Турции Р.Т.Эрдогана глава Европарламента отметил, что «неприемлемы его попытки персонализировать государство и полностью монополизировать власть».

Не все гладко складывается у Анкары и на американском направлении. Президент Р.Т.Эрдоган выступил с критикой позиции Вашингтона по Сирии. Он осудил США за поддержку курдской Партии демократического союза (ПДС) и ее «Отрядов народной самообороны» (ОНС). Турецкий лидер отметил, что никакой разницы между террористами Рабочей партии Курдистана (РПК), сирийскими курдами и ИГ нет. «Все они террористические организации», — констатировал он. «Победить терроризм пустыми заверениями о готовности бороться с ним, невозможно. Мы передаем все доказательства деятельности этих террористических организаций, однако, в ответ видим (со стороны США – авт.) ошибочные шаги», — сказал Р. Т.Эрдоган

Однако Вашингтон продолжает заявлять, что партия сирийских курдов  не является террористической организацией. После этих заявлений посол США в Анкаре Джон Басс был вызван в МИД Турции. Анкара требует определиться с тем, кто является их союзником — Турция или сирийские курды, которых турки квалифицировали как террористов. Глава МИД Турции М.Чавушоглу сказал, что заявление США о том, что курдская ПДС в Сирии не является террористической организацией, противоречит здравому смыслу.

23-25 мая, в Стамбуле прошел первый в истории Всемирный гуманитарный саммит. В ходе данного мероприятия лидеры стран обсудили пути выхода из ситуации, которую генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун назвал тяжелейшим глобальным гуманитарным кризисом, возникшим со времен Второй мировой войны. Встреча прошла на фоне продолжающейся уже шестой год сирийской гражданской войны, попыток Европы справиться со сложнейшим миграционным кризисом, а также на фоне роста глобального социального неравенства, достигшего своего пика в связи с увеличением численности населения. В работе саммита приняли участие представители 125 из 193 государств-членов ООН, около 50 глав правительств.

В соответствии с отчетом турецкого Агентства по сотрудничеству и координации (TIKA) за 2013 год, в 2012 и 2013 годах Турция заняла третье место в списке стран с самой активной международной гуманитарной деятельностью. По данным другого доклада – «Глобальная гуманитарная помощь в 2013 году» – среди первых пяти государств — доноров оказались такие страны, как США с $ 3,8 млрд, далее следуют различные учреждения ЕС ($ 1,9 млрд), Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии ($ 1,2 млрд), Турция ($ 1,0 млрд) и Швеция, потратившая на гуманитарную помощь порядка $ 784 млн. С самого начала кризиса в Сирии, Турция, предоставившая убежище почти 3 млн сирийских беженцев, потратила на их содержание почти $ 10 млрд.

В мае Турция активно демонстрировала развитие сотрудничества с Украиной. Это своего рода попытка Анкары показать, что Турция успешно не только ищет, но и находит замену России. Равноценна ли эта замена? Эксперты понимают, что это риторический вопрос. Полагаем, что понимает это и турецкая сторона, но политический момент требует демонстрации такой активности.

Президенты двух стран встретились в Стамбуле на полях Всемирного гуманитарного саммита ООН и договорились о том, что украинские полицейские примут участие в специальных тренировочных занятиях на территории Турции.  «В среднем 3 тысячи украинских полицейских в ближайшее время пройдут обучение, тренинги в Турции. Это очень эффективная форма сотрудничества между полицейскими двух стран», — написал П.Порошенко в своем «Фейсбуке». Также отмечается, что стороны договорились увеличить срок действия национальных виз для непрерывного пребывания украинцев на территории Турции до 90 дней. Турция передала стране пять военных мобильных госпиталей, которые будут направлены в зону проведения антитеррористической операции.

Наряду с этим, Украина и Турция договорились о сотрудничестве в авиастроении и развитии космических технологий. Страны вместе готовы разрабатывать и производить новые пассажирские и транспортные самолеты на базе украинского концерна «Антонов». Эти договоренности были достигнуты в рамках десятого заседания межправительственной украинско-турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Это разработка и производство пассажирского самолета TAN-158 на базе самолета Ан-158, транспортного самолета для турецкой стороны на базе самолетов Ан-178 и Ан-70.

Напомним, что «Антонов» является одним из немногих предприятий мира, реализующих полный цикл создания современного летательного аппарата — от его разработки до серийного производства и обеспечения комплексной послепродажной поддержки. Предприятие объединяет конструкторское бюро, лаборатории, экспериментальный завод, испытательный комплекс.

Премьер-министр Украины В.Гройсман провел встречу с министром национальной обороны Турции И.Йылмазом, в ходе которой они обсудили перспективы углубления сотрудничества стран, в том числе в военно-технической сфере. По словам В.Гройсмана, Турция является одним из главных партнеров Украины. «Вместе две страны имеют большой потенциал для развития взаимодействия в различных секторах, в частности, в сферах экономики и энергетики. Также перспективным является сотрудничество в оборонной сфере, что будет способствовать повышению обороноспособности Украины», — отметил премьер-министр. Турецкий министр, в свою очередь, заверил, что Турция продолжит поддержку Украины по всем направлениям. «Мы воспринимаем Украину как одного из важнейших партнеров в регионе», — отметил он. Объем торговли двух стран в прошлом году достиг 4 млрд долларов.

62.99MB | MySQL:102 | 0,485sec