Американский эксперт о возможности ведения бизнеса в Иранe в постсанкционный период

Американская администрация придает большое значение разъяснению деловому сообществу, прежде всего за пределами самих США, последствий снятия экономических санкций с Исламской Республики Иран.

В рамках этой политики в настоящее время в Анкаре с пятидневным визитом находится директор профильной программы Колумбийского университета (Экономическое управление, санкции и развивающиеся рынки) г Ричард Нефью. В ходе визита запланирован целый ряд встреч с представителями дипломатических кругов и бизнеса. В частности, 7 июня состоялась камерная встреча Р.Нефью с компаниями – членами Торговой палаты Анкары.

В ходе встречи Р.Нефью отметил, что, действительно, торговые отношения с Исламской Республикой Иран разморожены, однако по-прежнему, важным вопросом является то, с кем ведется бизнес и купля-продажа каких товаров осуществляется. При этом США провели чёткую линию, в каких вопросах сотрудничество ведется, а по каким вопросам сохраняется барьер. У Ирана же есть возможность извлечь большую пользу для своей экономики из заключенной сделки по иранской ядерной программе, хотя она и носит ограниченный, точечный характер.

Последнее, как заявил Р.Нефью, является принципиальным моментом: ядерная сделка не означает того, что между Ираном и США возникли отношения стратегического партнерства. Вопреки распространенному ошибочному мнению, Вашингтон продолжает оказывать давление на Тегеран по целому ряду других вопросов, в числе которых поддержка терроризма, нарушение прав человека, активное участие Корпуса стражей исламской революции (под американскими санкциями с 2008 года) в экономике страны.

С другой стороны, ядерная сделка может стать рамочным соглашением для дальнейшего развития отношений, однако, по словам Р.Нефью «США ещё не знают, случится это или нет». Впрочем, за исключением отдельных несущественных моментов, у Вашингтона пока нет особых претензий по исполнению ИРИ своих обязательств по ядерной сделке. Также в американском руководстве считают, что США, ЕС и Совет Безопасности ООН выполняют свои обязательства в полном объеме.

Таким образом, в настоящее время ИРИ законодательно может осуществлять торговое сотрудничество с Европой и с Турцией по большинству направлений. Хотя банки и компании продолжают оставаться «нервозными» в отношении Ирана по следующим причинам:

  1. Действие санкций против терроризма сохраняет свою силу.
  2. Внутреннее законодательство и забюрократизированность страны.
  3. Неясные перспективы того, сколько «проживет» подписанная сделка.

Можно сказать, что последнее имеет в настоящее время чуть ли не ключевое значение для бизнеса, который совершенно справедливо связывает жизнеспособность сделки с предстоящими осенью выборами нового американского президента. Как отметил Р.Нефью: в том случае, если ко власти придут демократы и Х.Клинтон станет президентом, то можно рассчитывать на продолжение курса Б.Обамы. То есть, сделка будет исполняться и дальше. Если же  республиканец Д.Трамп, то Р.Нефью затруднился в своих прогнозах по ядерной сделке, не исключив даже возможность её расторжения (последнее, собственно, Д.Трамп уже успел пообещать).

Вообще, многие люди в Америке склонны думать, что сделка была заключена поспешно, просто потому, что США и ИРИ «ненавидят друг друга». Однако, ответом им служит тот факт, что США немедленно после подписания сделки начали пожинать «плоды в сфере безопасности».

Принципиальным моментом является то, что американским банкам все ещё запрещено работать с ИРИ, а поставки американской продукции в страну ограничены несколькими отраслями – авиация, медицина, пищевая промышленность. Так что разъяснения американской стороной делаются в массе своей не для национального бизнеса, с которым ситуация остается замороженной, а компаниям третьих стран. Да и европейские банки смотрят весьма подозрительно на транзакции с Ираном, тем более, что по своим проектам ИРИ не дает государственных гарантий, а гарантии иранских банков для европейцев неприемлемы. Для сомневающихся зарубежных компаний Казначейство США держит открытой горячую линию, по которой можно проверить сделку и контрагента на предмет благонадежности.

Весьма любопытным моментом является позиция США по расчетам по иранским сделкам в долларах США. С одной стороны США крайне заинтересованы в том, чтобы доллары как можно шире использовались в качестве валюты расчетов. С другой стороны, в рамках достигнутой сделки иностранные компании могут выставлять счет иранским контрагентам в долларах США и даже получать в американской валюте от них платежи. Однако, ЦБ США не продаст валюту (!), скажем, европейскому банку для подобных транзакций. Европейский банк должен будет использовать для расчетов свои долларовые резервы. И понятно, что для крупных сделок собственных резервов обычного среднестатистического банка может не хватить.

Большим заблуждением является то, что у Ирана есть около 150 млрд долл. замороженных в американских банках. На самом деле 100 млрд долл. из них – то, что должно быть выплачено Ираном по существующим обязательствам перед зарубежными партнерами. Таким образом, «непристроенных» остается около 50 млрд долл. Так что, важной проблемой для Ирана остается высокая доля невозвращенных займов.

То есть с одной стороны, Иран имеет большую мотивацию, с молодым и очень хорошо образованным населением и значительными природными ресурсами, а с другой, ему присущи все проблемы развивающихся стран. В этом смысле ИРИ, по словам Р.Нефью, в качестве места ведения бизнеса, мало отличается от той же «черной» Африки. Так что это — тот случай, когда надо четко сопоставлять уровень прибыли и риска, которые в настоящее время, по замечанию докладчика, находятся приблизительно на одной отметке. Особенно это важно, на фоне низких цен на нефть.

На вопрос из зала о том, что Иран утверждает, что Запад не выполняет своих обязательств по снятию санкций, эксперт возразил, что было обещано снятие санкций, но «ни США, ни ЕС не обещали заставлять бизнес» выходить на иранский рынок.

Подводя итог, Р.Нефью подчеркнул, что нет причины, по которой США и ИРИ должны «вечно быть врагами». Так, у США нормализуются отношения и с Кубой, и с Вьетнамом, невзирая на груз прошлого. Но вопрос заключается в том, что для решения вопроса с ИРИ, «Иран должен измениться», и США заинтересованы и в Иране и в Турции как двух важнейших государствах Ближнего Востока, которые могут содействовать решению региональных проблем и преодолению вызовов.

52.27MB | MySQL:103 | 0,596sec