Ближайшие шаги правящей партии в ответ на рост террористической активности в Турции

7 июня 2016 в Стамбуле прозвучал очередной взрыв, в результате которого погибло 11 человек (включая 7 полицейских) и было ранено ещё 36 человек.

Все обозреватели отметили тот факт, что теракт был организован в первые дни священного для мусульман месяца рамадан, который, согласно традиции в мусульманских странах, воспринимается как период перемирия.

Однако, мало кто обратил внимание ещё на одно обстоятельство: взрыв произошел в годичный юбилей парламентских выборов 2015 года, на которых правящая ныне Партия справедливости и развития (ПСР) потерпела чувствительное поражение. Это поражение, по идее, должно было означать переход страны от однопартийного к коалиционному правительству и начало постепенного заката ПСР, как безусловного лидера на внутриполитической арене.

Однако этого не произошло, во многом благодаря тому, что ПСР, под лозунгом окончательной победы над Рабочей партией Курдистана (если шире над терроризмом, вообще) и возврата стране внутриполитической стабильности, удалось мобилизовать националистически настроенный электорат и показать заметный рост своего избирательного пула (с 40% до 49%) на объявленных перевыборах в ноябре 2015 года.

Итак, взрыв произошел как раз в тот день, когда многие турецкие оппозиционные обозреватели вспоминали 7 июня 2015 года, как день промелькнувшей надежды на демократизацию турецкой политики, и задавались риторическим вопросом «а что бы было?», если бы оппозиционные партии, преодолев свои разногласия, объединилась и сформировали пусть неустойчивую, но все же коалицию.

Таким образом, взрыв, был он заранее спланирован или нет организаторами теракта, получил дополнительную смысловую нагрузку. Помимо того что, разумеется, он стал первым серьёзным ударом, нанесенным лично по новому премьер-министру Б. Йылдырыму. Напомним, последний обозначил «устранение терроризма из политической повестки страны» в качестве приоритетной задачи, стоящей перед  65-м правительством.

Обратимся к заявлениям официальных лиц, как представителей правящих кругов, так и оппозиции, прозвучавшим по поводу очередного террористического акта.

Так, президент Р.Т.Эрдоган заявил: «Не имеет значения то разделение, которое делает террористическая организация — на гражданских, полицейских и военных. В конце концов, все погибшие – люди… Обязанность военных, полицейских, сил безопасности обеспечить безопасность нации… Мы будем неустанно бороться с этими террористами до конца. У нас есть потери, мы горько скорбим о них. (Но) у всего есть своя цена. Эта борьба началась с сотворения мира и продолжится до конца света. Невозможна ситуация, когда можно будет сказать «закончилось» или «закончится». Главное – минимизировать (потери)».

Ему вторит премьер-министр Бинали Йылдырым: «Что бы не случилось Турецкая Республика никогда не откажется от цели борьбы с терроризмом. Наши силы безопасности и правопорядка с большим вниманием и аккуратностью будут идти по следу и выявят исполнителей и организаторов этой подлой атаки».

Выражая соболезнования потерявшим близких и потерпевшим, лидер главной оппозиционной Народно-республиканской партии Кемаль Кылычдароглу обращает свою критику в адрес правящей партии: «Темные силы, атаковавшие наши силы безопасности и общественный порядок, невзирая на некомпетентность, во всех отношениях, действующей власти, открывают дорогу для солидарности нашего народа в борьбе с терроризмом!».

Селахаттин Дермирташ, сопредседатель прокурдской Партии демократии народов, вот уже продолжительное время предпринимает попытки дистанцироваться от террористических атак, подчеркивая, что его партия ни в какой форме не проповедует насилие. Так он заявил: «Наша партия поддержит любой поиск ненасильственного решения, который не связан с оружием, бомбами и операциями…».

Главный союзник правящей партии, председатель Партии националистического движения Девлет Бахчели и тот не может удержаться от критики властей: «У правительства ПСР не осталось никаких оправданий. Требуем отложить в сторону глупости с президентской формой правления и сорвать все те игры, который над нами ведутся».

В каком направлении президент Р.Т.Эрдоган и правящая ПСР собираются предпринимать дальнейшие шаги в рамках силового решения курдского вопроса?

Во-первых, 7 июня вечером, взяв максимальную, предусмотренную законом паузу, Р.Т.Эрдоган утвердил конституционные поправки, позволяющие снимать неприкосновенность с депутатов Меджлиса. Напомним, что голосование по законопроекту состоялось ещё 20-го мая. Общее количество депутатов, которые формально подпадают под действие конституционных поправок, составляет 148 человек, то есть свыше четверти численности Меджлиса. Однако, понятно, что в первую очередь, поправки могут быть применены именно к депутатам прокурдской партии. На момент написания статьи, из 59 представителей ПДН в Меджлисе 50 могут лишиться неприкосновенности по обвинению в поддержке терроризма.

Во-вторых, на рассмотрение в Меджлис внесен законопроект о законодательной «броне» для военнослужащих, участвующих в антитеррористической операции на востоке и юго-востоке страны.

Проект закона, в частности, предусматривает, что глава Генштаба и начальники родов войск могут быть осуждены только с санкции премьер-министра. В целом, открытие дел против военных станет возможным лишь с соответствующей санкции с уровня, который определяется званием военнослужащего. К военнослужащим будут применяться все отсрочки от заключения под стражу, предусмотренные Уголовным кодексом Турции.

Проект закона также предусматривает, что, при наличии письменного приказа, военнослужащие, с целью «обеспечения безопасности жизни и имущества, а также с целью задержания» получат право беспрепятственно проникать в частное жилище и не могут быть задержаны или отданы под следствие до соответствующего решения. Военнослужащие, участвующие в антитеррористической операции, будут приравниваться к участникам боевых действий и судопроизводство по ним будут вести не гражданские, а военные суды.

Не вызывает сомнений, что данная законодательная инициатива встретит поддержку трех из четырех парламентских партий, естественно, за исключением ПДН, и в самое ближайшее время будет принята Меджлисом и утверждена президентом.

Резюмируя изложенное можно отметить, что на рост террористической активности в стране руководство Турции предпринимает законодательные инициативы, призванные очистить Меджлис от курдских парламентариев, обвиняемых в связях с терроризмом, а также дать карт-бланш военным на усиление силового давления на Рабочую партию Курдистана.

52.29MB | MySQL:103 | 0,544sec