О внутри- и внешнеполитических проблемах Иордании

6 июня в лагере палестинских беженцев Бакаа на севере Иордании произошло происшествие, доказавшее уязвимость королевства перед террористической угрозой. По крайней мере, 5 офицеров погибли во время нападения на офис Службы безопасности в этом населенном пункте, известном тем, что здесь расположен крупнейший лагерь палестинских беженцев в Иордании. Это уже второй крупный теракт в стране за текущий год. 2 марта произошел двенадцатичасовой бой подразделения иорданской армии с террористами в городе Ирбид, в результате чего погибло семь боевиков из бандформирования.

Пока ни одна группировка не взяла на себя ответственность за теракт в Бакаа, но у иорданских силовиков существуют серьезные подозрения в том, что за данным нападением стоит террористическая группировка «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России). Политика Иордании, направленная на борьбу с террористическими группировками, вызывает крайне негативную реакцию у экстремистов из ИГ. Иордания присоединилась к антитеррористической коалиции, возглавляемой США, предоставив американцам ряд баз по периметру границ с Сирией и Ираком. Кроме того, как признал король Абдалла во время визита в США в январе с.г. иорданский спецназ совместно с британскими силами САС активно участвует в борьбе против «Исламского государства» в Ливии.

Первый раз террористы из ИГ решили «наказать» Иорданию в феврале 2015 года, когда был заживо сожжен иорданский летчик Моазз Касасбе, попавший в плен к ИГ. В ближайшее  время можно ожидать увеличения террористических атак ИГ в Ираке, Сирии и Иордании, до сих пор считающейся островком спокойствия в регионе. Теряя территории ИГ превращается из террористического государства в террористическое движение, а его главным методом становятся взрывы и другие теракты в городах, направленные на устрашение местного населения и неугодных режимов. 12 мая с.г. произошел крупный взрыв в Багдаде, в результате которого погибло 100 и было ранено 200 человек. 25 мая произошли крупные теракты в сирийских городах Джебле и Тартус, в результате которых погибли 150 человек и ранены 225. Обращает на себя внимание, что в Сирии теракты были совершены в городах с преимущественно алавитским населением. Кроме того, Тартус до последнего времени был единственным сирийским городом, практически незатронутым войной (в соседней провинции Латакия периодически происходили боевые действия). 12 июня в результате взрыва в пригороде Дамаска Сайида Зейнаб погибли 12 человек и ранены 55. В этом городке находится шиитская святыня – гробница дочери Имама Али. Именно под предлогом ее защиты в Сирию в 2013 году были введены вооруженные формирования иракских шиитов – «Бригады Абу Фадля Аббаса».

Активизацию террористических групп в Иордании нельзя рассматривать в отрыве от социально-экономической и политической ситуации в королевстве. По мнению бывшего премьер-министра страны Тахера аль-Масри, вызовы в сфере безопасности невозможно отделить от экономических и политических проблем Иордании.  Что касается экономического положения королевства, то оно на протяжении последних четырех лет демонстрирует неуклонное ухудшение. Государство является работодателем для 42% иорданцев. Между тем, возможности государственного сектора неуклонно сжимаются. Безработица в стране достигла 15% трудоспособного населения. Среди молодежи она достигла опасных 28%. Государственный долг вырос до 90% от уровня ВВП. Экономические проблемы Иордании серьезно обострились из-за наплыва сирийских беженцев. Официальная статистика указывает на 639 тысяч сирийцев в стране. Однако в это число попали только официально зарегистрированные беженцы, живущие в лагерях. На деле в стране находится около полутора миллионов граждан Сирии.

Столкнувшись с экономическим кризисом, правительство вынуждено идти на непопулярные меры, включающие в себя увеличение налогов, ведущее к сокращению рабочих мест в госсекторе и урезание субсидий, ведущее к повышению цен. Данные меры пропагандировались бывшим премьер-министром страны Абдаллой Энсуром, имевшим репутацию либерала. В конце мая с.г. король Абдалла распустил парламент страны. До новых выборов, которые должны состояться в сентябре, обязанности премьер-министра будет исполнять Гани Мульки, имеющий репутацию ультралиберала. Кстати Г.Мульки является иорданцем сирийского происхождения. Его отец Фаузи Мульки был премьер-министром Сирии в 1953-1954 годах. Новый премьер непопулярен не только из-за своих экономических взглядов, но и еще потому что занимает, по мнению своих критиков, слишком произраильскую позицию. В бытность министром иностранных дел Иордании в 1994-1996 годах, он настаивал на полномасштабной нормализации отношений с Израилем и даже подвергался критике по этому поводу со стороны Саудовской Аравии.

Кстати, отношения между Иорданией и КСА в настоящее время также переживают весьма неоднозначный период. С одной стороны, в Эр-Рияде проявляют повышенное внимание к иорданской политике. Это доказывает пышный прием, который был оказан Абдалле во время его визита в КСА 28 апреля с.г. На встрече короля Иордании в аэропорту присутствовали король Сальман и наследник наследника престола Мухаммед бен Сальман. Особое внимание, уделенное иорданскому королю было вызвано двумя обстоятельствами. Во-первых, после покупки КСА у Египта островов Тиран и Санафир Эр-Рияд продвигает идею созданию моста через Акабский залив, для чего необходимо разрешение Аммана. Во-вторых, КСА не оставляет замыслов втянуть Иорданию в военную операцию в Йемене. Иорданский спецназ известен своей эффективностью и боеспособностью. Его военнослужащие в настоящее время участвуют в борьбе против террористов из «Исламского государства» в Ливии, они же помогали королю Бахрейна подавлять протестное движение. Однако руководство Иордании до сих пор отказывалось направлять своих спецназовцев в Йемен для участия в борьбе против коалиции «хоуситы-Салех».  В кругах иорданской элиты циркулируют слухи о том, что если Эр-Рияд не получит удовлетворения своих требований, ежегодная саудовская помощь Иордании в размере 5 миллиардов долларов, выплачивающаяся в течение последних 5 лет, будет отменена. По мнению Абдель Карима аль-Кубарати, бывшего главы королевской администрации, возглавляющего в настоящее время инвестиционный банк в Кувейте, если финансовая помощь из стран Персидского залива будет прекращена, Иордании придется устанавливать тесные экономические отношения с Ираном. «Как бы мы ни относились к иранцам и их политике, но, учитывая их усиление в Сирии и Ираке, они де-факто уже являются нашими  соседями. Возможно, настанет такое время, когда мы всерьез станем рассматривать проекты экономического сотрудничества с Тегераном», — считает А.К.аль-Кубарати.

Таким образом, стабильность в Иордании зависит от сложного сочетания многих факторов. Укрепление иорданского государства во многом зависит от того, каким образом его руководство сможет преодолеть стоящие перед ним сложные экономические проблемы. Насколько успешным будет это преодоление, покажет время.

52.33MB | MySQL:103 | 0,534sec