Экономическая политика ИРИ после заключения СВПД в июле 2015 г.

В ИРИ в качестве основных целей экономического развития и в последние годы перед заключением  Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД)-политического соглашения заключенного Ираном по его ядерной программе с «группой 5+1 ( пять постоянных СБ ООН и ФРГ) , и после 2015 г. ставятся: обеспечение стабильного экономического роста и полной занятости, построение диверсифицированной экономики, повышение ее конкурентоспособности, расширение  ненефтяного экспорта, поддержка высокотехнологичных производств, чтобы  к 2025 г. занять первое место в сфере экономики и технологий среди стран Ближнего и Среднего Востока и Центральной Азии. В период формирования санкционного режима акценты в экономической политике были сделаны на повышение уровня самодостаточности промышленных предприятий,   на  использование  национального капитала. Ужесточение санкционного режима уже в 2013 г.  привели к отрицательной динамике ВВП (2012/3 г. -6,8%, в 2013/4г.- 1,9% ). От санкций больше всего пострадала нефтяная промышленность: по данным ЦБ ИРИ в 2012/13 г. падение  в ней составило -37,4%, в 2013/14 г. -8,9%. После начала  в 2014 г.  переговоров со странами «группы 5+1 о сокращении  ядерной программы в обмен на снятие санкций, стали падать цены на нефть, что заставило пойти Иран на значительные уступки. Правительство Хасана Роухани стало ориентироваться на большее использование рыночных инструментов, на поощрение частного бизнеса и иностранного капитала, заявляя даже о возможности пересмотра итогов проведенной правительством М.Ахмадинежада приватизации, в результате которой значительная часть собственности оказалась в руках квазигосударственных  и силовых структур.  Даже начавшиеся переговоры  привели к восстановлению  в 2014/15 г. положительной динамики ВВП (4,3%), что явилось результатом оживления предпринимательской деятельности. После заключения СВПД и начала его имплементации  с января 2016 г. Иран стал постепенно возвращаться на мировой рынок в качестве полноценного партнера. Целевые установки и направления экономической политики  стали меняться. Были пересмотрены некоторые из положений нового 6-го плана (2015-2020 гг.), поэтому в окончательном варианте его должен утвердить новый Меджлис, избранный в 2016г.

Больший акцент в проведении промышленной политики стал делаться на расширение использования инструментов рыночной экономики — на активизации частного предпринимательства, вплоть до пересмотра итогов приватизации, на более активном привлечении иностранных инвестиций, снижении тарифных ограничений, ослаблении валютного контроля и т.п.  Определенные результаты были достигнуты.

По рейтингу условий для деятельности предпринимателей (Doing Business) Иран с 130 места в 2013-14 гг. поднялся до 118-го в 2015-2016 гг. О сдвигах в экономической политике  наиболее красноречиво свидетельствует повышение рейтинга глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index) — c 83 в 2014-15 гг. до 74 в 2015-16 гг.

Политика Х.Роухани на ускоренную экономическую либерализацию разделяется не всеми политическими силами в Иране.  Противники правительства указывают на то, что американские санкции сохраняются, иностранный капитал пока сохраняет настороженность в отношении иранского рынка. Замедлились в 2015/16 г.  из-за сохраняющихся низких цен на нефть и темпы экономического роста  до менее 1%. В этой ситуации большое значение придается нефтяной политике, т.к.  нефть занимает в экономике Иране ведущее место. Хотя за время исламского правления  не удалось достичь уровня добычи  1970-х годов, доходы от экспорта нефти продолжают оставаться главным источником валютных и бюджетных поступлений. Даже после введения санкций на импорт иранской нефти поступления в бюджет  от  нефти  составили 75%. В бюджете на 2016/17 г. предполагается снизить долю нефтяных поступлений до 21,2%, но это маловероятно.   20% от нефтяных доходов страны  поступают в Фонд национального развития, через который финансируются промышленные и инфраструктурные проекты. Правительство Х.Роухани в качестве одной из целей своей промышленной политики ставит задачу перевода в Фонд национального развития всех нефтяных доходов, а бюджетные расходы обеспечивать за счет налоговых поступлений, в т.ч. от исламских фондов.

Распределение нефтяных доходов объективно затрагивает интересы  различных политических элит страны. Правительство М.Ахмадинежада делало ставку на государственные и силовые структуры, прежде всего на компании КСИР (Корпус стражей исламской революции). Правительство Х.Роухани пытается  максимально привлечь в отрасль иностранные компании, расширить участие частного национального капитала. Это может снизить влияние КСИР, поэтому нельзя исключать того, что давление элит, связанных с силовыми структурами, может привести к тому, что либерализация иранского нефтяного рынка будет носить ограниченный характер. Он будет сохраняться также и под влиянием энергетических санкций США, которые не отменены, периодически применяются и продлеваются каждые пять лет.

В 2015-2016 гг. главным направлением нефтяной политики Ирана стало  восстановление уровня добычи нефти. Конечно, Иран, как экспортер нефти, заинтересован в росте цен, однако из двух вариантов : сокращения добычи нефти  (на чем настаивали страны Персидского залива) и восстановления своей квоты в добыче нефти, Иран выбрал второй вариант. Иран в настоящее время не считает для себя оптимальным установление суммарного потолка добычи для ОПЕК, поддерживает отмененную в декабре 2015 г. систему индивидуальных страновых квот. При составлении бюджета на 2016/17 г. даже при заложенной в бюджет цене нефти в 40 долл. За баррель возвращение добычи на досанкционный период обеспечило ему бюджетный баланс.

Восстановление уровня добычи для Ирана не менее важно, чем рост экспорта нефти. Из-за санкций Иран стал наращивать мощности своих НПЗ, поэтому можно предполагать, что в дальнейшем прирост добычи нефти в значительной мере будет направляться не только в нефтепереработку, но и нефтехимию. Приоритетными проектами на 2016/17 г., согласно заявлениям министра нефти Бижана Зангане является обеспечение сырьем нефтехимических и нефтеперерабатывающих заводов, завершение строительства одного из крупнейших в регионе нефтехимического комбината «Сетарее Халидже Фарс» («Звезда Персидского залива»). Строятся заводы по переработке сверхтяжелой нефти (проекты «Хузестан» и «Ормуз»).

Иранская нефтегазовая промышленность продолжает оставаться привлекательной для инвесторов (даже в период санкций около 70% всех накопленных иностранных инвестиций приходилось на добывающие отрасли). В 2016 г. был разработан новый порядок деятельности иностранных инвесторов в нефтегазовой отрасли, который предоставляет больше прав и льгот на добычу и участие в разделе продукции, привлекательной для инвесторов является и низкая себестоимость добычи иранской нефти (в среднем 12,6 доллара за 1 баррель).

Меняется и газовая политика.  Если в период санкций основным ее направлением  было использование газа на внутреннем рынке, то в постсанционный период главной  задачей Ирана в энергетической политике станет увеличение присутствия на газовом рынке.  Становится реальностью пуск в 2017 г. газопровода «Мир» в Пакистан,  участие Ирана в газопроводах, проходящих через Турцию в Европу –TANAP и TAP.

Для снижения зависимости от «нефтяной иглы» правительство Х.Роухани пытается  изменить направленность промышленного развития – с импортзамещения на экспорториентирование.   Ненефтяной экспорт в 2015/16 г. впервые за 60 лет превысил экспорт сырой нефти,  и хотя на это повлияло падение цен на нефть, но факт остается фактом — ненефтяной экспорт вырос в результате роста продаж промышленной продукции. Министр промышленности Ирана М.Р.Нематзаде прогнозирует рост всего  ненефтяного экспорта к марту 2017 г. до 50 млрд долл., из которых  сельскохозяйственная продукция составит всего 10%, а остальное — продукция промышленности.   Создан премиальный фонд для экспортеров промышленной продукции. Всячески поощряется участие иностранных инвестиций. Если в 2013 г. ПИИ (прямые иностранные инвестиции) вошли только в три проекта, то уже в 2014 г.- в 8 проектов, в 2015 г.- в 9 проектов, в 2019 г. предполагается участие в 19 проектах. Рост ненефтяного экспорта связывается, прежде всего, с увеличением экспорта продукции нефтехимии.

Иран является вторым после Саудовской Аравии крупнейшим производителем и экспортером нефтехимии на Ближнем Востоке. Он — крупнейший экспортер полиэтилена и метанола,  (1 млн тонн и 1,5 млн тонн соответственно).  В Иране работают более 10 государственных крупных нефтехимических комбинатов. После 2000-х годов стали строиться небольшие по объему частные заводы, оснащенные чаще всего отечественным или китайским оборудованием. Мощность действующих заводов оставляет 60 млн тонн в год, к 2025 г. предполагается  увеличить ее в три раза. Более трети произведенной продукции предполагается поставлять на экспорт. В 2016 г. достигнута договоренность с немецкой BASF (4 млрд долл.), ведутся переговоры с немецкой Linde и японской Mitsui — о строительстве заводов в специальных промышленных зонах, создаваемых в последние годы, главным образом, вблизи морских портов.

В планах правительства –увеличить экспортный потенциал металлургии. Иран является крупнейшим производителем стали на Ближнем Востоке после Турции.   Иран является и импортером и экспортером металла. По данным Всемирной ассоциации производителей стали в Иране в 2015 г. было произведено 16,1 млн тонн стали, но около половины — это сортовая сталь, используемая в строительстве. Более 4,1 млн тонн стали было экспортировано. 2015 г. началась реализация программы модернизации металлургической промышленности, к 2025 г. мощности  по выплавке стали должны достичь 55 млн тонн. Из них — 47 млн тонн –  путем прямого восстановления, т.е высококачественного продукта.

В период санкций наиболее пострадала ориентированная на экспорт автомобильная промышленность, наиболее зависимая от поставок компонентов. Около 50% промышленных предприятий страны работают на устаревшем оборудовании и нуждаются в модернизации. Правительство отдает себе отчет, что без реального вовлечения частных инвесторов (отечественных и иностранных) отрасль долго не сможет преодолеть последствий санкционного режима. В 2016 г. заключены соглашения с французскими и итальянскими компаниями, которые вновь возвращаются  на иранский рынок, главным образом, к сотрудничеству с крупнейшими иранскими компаниями- «Иран ходроу» и «Сайпа».  Х.Роухани при посещении 3-й автомобильной выставки в Тегеране 1 марта 2016 г. заявил, «государство никогда не преуспевало в управлении промышленностью, в том числе автомобильной промышленностью. Она должна быть полностью приватизирована и стать конкурентоспособной». В 2015 г. в Иране было произведено около 1 млн автомобилей (до санкций — около 1.5 млн).  В соответствии с перспективным планом развития  к 2025 г. в стране должно производиться 3 млн  автомобилей, т.е. Иран может стать важнейшим региональным центром автомобилестроения.

Пожалуй, главным направлением экономической политики в настоящее время является попытка прорыва в  использовании новейших технологий. В соответствии с целями, обозначенными в 20-летнем стратегическом плане перспективного развития страны (2005-2025 гг.), Иран к 2025 г. должен стать региональным лидером в области современных технологий. Организация развития и модернизации промышленности при Министерстве промышленности создала в каждом подсекторе промышленности специальные компании по внедрению высоких технологий. Предусматривается создание специальных промышленных зон, индустриальных парков, активное вовлечение в них малого и среднего бизнеса. Согласно Комплексного плана развития отечественной науки Ирана (законодательный акт, обязательный для исполнения) к 2025 г. необходимо довести долю высокотехнологичной продукции до 50% ВВП. Основными приоритетами в сфере развития технологий признаны: аэрокосмические технологии, информационно-коммуникационные, ядерные, нефтегазовые, нанотехнологии и микротехнологии.

Таким образом, Иран ставит в  настоящее время задачу, прежде всего, восстановления своего экономического потенциала, пострадавшего от действия санкций.  Находящиеся сейчас у власти политические силы в качестве следующего этапа видят  создание условий для формирования конкурентоспособной экономики, используя в краткосрочной перспективе возможности «монтажного производства», в долгосрочной — внедрение новейших технологий.

52.31MB | MySQL:103 | 0,610sec