Ливан: в поисках газа и нефти

За последние годы сразу несколько крупных месторождений природного газа были открыты в странах Восточного Средиземноморья. Не за горами выход региона на мировые газовые рынки. Ливан пока отстает от своих соседей. Однако международные эксперты уверены, что на шельфе страны удастся найти запасы углеводородов. Рассмотрим факторы, положительно и негативно влияющие на развитие энергетической отрасли Ливана, предпринятые правительством шаги в этом направлении и мнение ливанской общественности по этому поводу.

Почему Ливан может заинтересовать инвесторов?

По многим параметрам Ливан не является страной, привлекательной для инвестиций. Его экономика на протяжении многих десятилетий находится в состоянии кризиса: в стране высокий дефицит торгового баланса, слаба промышленность, существует постоянная нехватка электроэнергии. Высок уровень коррупции: в рейтинге Transperancy International страна занимает 123 место из 168.  Война в Сирии постоянно генерирует новые проблемы для Ливана: усиление террористической активности в стране, поток беженцев, нелегальная торговля оружием и не менее важное – маргинализация двух крупнейших политических партий страны, поддерживающих разные стороны в сирийском конфликте. Удачно пережившая «арабскую весну» политическая система Ливана является, по общему мнению экспертного сообщества, крайне хрупкой и малопродуктивной. На формирование последнего правительства Ливану понадобилось десять месяцев, а президента в стране не могут избрать уже на протяжении двух лет.

В общем, «отпугивают» иностранных инвесторов очень многие факторы, поэтому попробуем подробнее остановиться на том, что может их привлечь.

Во-первых, шансы обнаружить морские газовые месторождения в стране довольно высоки, ведь соседи Ливана по шельфу недавно открыли значительные запасы газа. В 2009-2010 гг. в Израиле обнаружили два крупных месторождения: «Тамар» (доказанные запасы оцениваются в 280 млрд куб. м) и «Левиафан» (510 млрд куб. м). Кипр стал следующим «счастливчиком», открыв в 2011 г. месторождение «Афродита» (порядка 200 млрд куб. м). А в середине 2015 г. огромное месторождение природного газа «Аз-Зор» нашел находящийся на грани топливного кризиса Египет. Запасы этого гиганта по последним данным оцениваются в 850 млрд куб. м. Все это хорошие новости для Ливана не только из-за его географической близости, а потому что все указанные выше открытия были сделаны в рамках Левантийского бассейна – геологической структуры, на которую простирается и ливанская исключительная экономическая зона.

Рис.1 Левантийский бассейн (серым помечены некоторые месторождения газа и нефти)

image001

Во-вторых, страна удобно расположена для экспорта своих углеводородов. Экспортная инфраструктура в соседних Израиле и Кипре пока не развита, однако в том, что ее будут возводить, сомнений нет. Звучали предложения построить трубопровод из Израиля через Кипр в Грецию и Италию. Ливан мог бы присоединиться к такой инфраструктуре. Сотрудничество напрямую с Израилем представить пока сложно, однако кооперация с Кипром вполне реальна. Совместно экспортировать газ можно и с другим соседом – Египтом, тем более что страны связаны трубопроводом: когда-то Египет поставлял газ в Ливан по «Арабскому газопроводу» (сейчас не функционирует).

При этом говорить стоит не только о трубопроводном экспорте, но и о проектах СПГ-экспорта. Завод по сжижению газа мог бы обеспечить выход на мировые или региональные рынки природного газа сразу нескольких восточносредиземноморских стран. В теории Ливан может построить и свой собственный завод. Это потребует значительных инвестиций, однако опыт возведения подобных объектов в небогатых или «неблагополучных» странах есть: заводы или плавучие терминалы по импорту СПГ функционируют в Пакистане, Египте, Иордании, экспортный СПГ-терминал есть у Йемена.

В-третьих, крупные западные страны могут оказать поддержку ливанской газовой отрасли, рассчитывая на то, что природный газ станет основой для улучшения отношений между странами региона и дополнительным источником газа для Европы. Действительно, процесс укрепления сотрудничества (не в случае с Израилем и Ливаном) был запущен, и, что важно, его активно поддерживают США и страны Западной Европы. Только за последний год прошло несколько саммитов глав восточносредиземноморских государств; встречи проходили в разных форматах, однако вопрос кооперации в газовой отрасли был основным предметом переговоров.

Ливан в таких встречах пока активно не участвовал, однако он не был обделен внимание со стороны США. Еще с 2011 г. американцы делали попытки примирить Израиль и Ливан и пытались содействовать решению их территориального спора (об этом речь пойдет ниже). В июне с.г. спецпосланник Госдепартамента США по энергетике Амос Хочстейн вновь посетил Ливан. Он посетил ливанский нефтегазовый форум и призвал власти страны активно привлекать иностранные компании в нефтегазовую отрасль. А.Хочстейн с уверенностью говорил о перспективах экспорта ливанских углеводородов (хотя они еще не были обнаружены) в европейские страны.

В Европейском союзе официальные представители также высказывались за развитие нефтегазовой отрасли Ливана. Об интересе европейцев, которые уже на протяжении десятилетий стараются как можно больше диверсифицировать свой нефтегазовый импорт, говорит существование достаточно большого количество отчетов и исследований на тему восточносредиземноморской энергетики. Ливан как перспективная с точки зрения добычи газа страна фигурирует во многих исследованиях. Более того, авторы одного из таких отчетов (подготовлен Департаментом планирования Европарламента) утверждают, что «углеводородный потенциал Ливана выше, чем у других игроков региона»[i].

Наконец, Ливан способен предложить более благоприятную среду для иностранных компаний. Он долгое время по праву считался самой прозападной и развитой страной арабского региона, наследие этого еще сохранилось. В стране развит банковский сектор, есть институты, создающие условия для деятельности иностранных компаний, существуют сильные аналитические центры, есть возможность готовить квалифицированные кадры для отрасли. В отличие от многих других стран региона, где иностранным компаниям приходилось работать в незнакомых для себя условиях и в отсутствии качественных кадров, Ливан может (если захочет) предложить более понятные и приближенные к международным стандартам правила игры.

Неопределенные границы

Об одной из проблем, тормозящих приток инвестиций, все-таки стоит рассказать подробнее. Это территориальные споры между Ливаном и Израилем. Во-первых, не определена сухопутная граница между странами. Дело в том, что с момента создания Государства Израиль, две страны де-юре находятся в состоянии войны и границей между ними считается так называемая «голубая линия» — проведенная в 2000 г. Организацией Объединенных Наций условная черта, которая служила для контроля процесса отвода израильской армии из Ливана.

Но с точки зрения разведки и добычи углеводородов сухопутная граница отходит на второй план. Более серьезной проблемой является спор по поводу морской границы двух стран. До сих пор Ливан не согласовал с Кипром и Израилем границы исключительных экономических зон (ИЭЗ), где государства имеют право вести экономическую деятельность, в том числе добывать полезные ископаемые. Для определения границ ИЭЗ стороны должны подписать либо двусторонние соглашения, либо подать заявку с определением границ в ООН[ii].

Споры по этому поводу между Ливаном и Израилем особенно сильны. Интересно, что ливанцы первыми, еще в 2007 г., начали договариваться по поводу границы с Кипром. В 2007 г. страны подписали соглашение о делимитации морской границы ИЭЗ, однако договор ливанское правительство так и не ратифицировало. Причиной стало давление Турции, которая хотела участия Северного Кипра в этом соглашении. Израиль в 2010 г. также подписал подобное соглашение с Кипром (вступило в силу), причем обозначенная Израилем граница не затрагивала ливанскую ИЭЗ.

Ситуация изменилась довольно скоро, когда в том же году Ливан направил в ООН заявление с обозначенными границами своей ИЭЗ. В этом документе граница была немного продлена к югу, в сторону ИЭЗ Израиля, что уже противоречило как ливанско-кипрскому договору, так и израильско-кипрскому. Израильское правительство воспользовалось этим моментом, заявив о том, что ввиду того, что Ливан не соблюдает договоры о делимитации ИЭЗ, границы своей зоны Израиль установит единолично. В 2011 г. соответствующее заявление Кнессет направил в ООН. Ливан пытался опротестовать заявление Израиля.

В итоге площадь спорного участка составляет 850 кв км. Это не большая территория в сравнении с общей площадью ИЭЗ двух стран. Тем не менее, страны продолжают отстаивать свои права на нее, в том числе периодически выступая с угрозами в адрес друг друга. На прямые переговоры они не идут.

Рис.2 Границы ИЭЗ Ливана, Израиля и Кипра, месторождения газа и спорный морской участок израильской и ливанской ИЭЗ (обозначен синим цветом.

image002

Интересно, что единственный международной силой, пытающейся примирить стороны, с 2011 г. являются США. В 2013 г. американцы предложили разграничить ИЭЗ двух стран такой же «голубой линией», что была проведена ооновцами в 2000 г[iii]. Была и другая инициатива — передать 500 кв. км Ливану, а оставшийся участок разграничить при помощи договоров, которые ливанцы и израильтяне подписали не напрямую друг с другом, а через американское посредничество. До сих пор ни одна из инициатив не была поддержана.

Это не удивительно. История отношений между Ливаном и Израилем крайне сложна, точнее, отношений между ними нет и не было: страны де-юре уже много десятилетий находятся в состоянии войны. Ливан воевал против Израиля в составе арабской коалиции в 1948 г., затем Израиль вторгся в Ливан в 1978 г., с 1982 по 2000 г. израильтяне занимали южные территории соседней страны, в 2006 г. произошел очередной конфликт, постоянно происходят стычки в приграничных районах. Отношения портит и усилившаяся в Ливане в последние годы проиранская партия «Хизбалла».

Кроме того, решение пограничного спора через международные институты тоже не возможно, так как страны не признают юрисдикцию Международного суда ООН и Конвенции по морскому праву.

Во время своего последнего визита в Ливан спецпосланник США призвал стороны отбросить спор за морской участок и сфокусироваться на развитии газовой отрасли. Будет ли это возможно? Ответ зависит от огромного количества факторов, внутренней и внешней политики как Ливана, так и Израиля, внешнеэкономических условий (цены на нефть), геополитической ситуации в регионе.

Первые шаги Ливана

История нефтегазовой отрасли страны совсем небольшая. Ливан вел более или менее активную разведку углеводородов в период с получения страной независимости в 1943 г. до начала гражданской войны 1975 г. Тогда разведочное бурение вели на суше. В период с 1943 по 1967 гг. Иракская национальная компания пробурила шесть скважин. В 1970 г. впервые была проведена морская сейсморазведка. Однако каких-либо положительных результатов в тот период получено не было.  После начала гражданской войны, а затем и других кризисов разведка долгое время была невозможна.

Разведочные работы возобновились в 1993 г., была проведена разведка морского участка на севере страны. В 2000-х правительство заключило контракты на разведку с рядом компаний, в том числе американской Spectrum и норвежской Petroleum Geo-Services[iv]. До бурения скважин тогда дело не дошло.

В июне 2015 г. американская NEOS Geo Solutions завершила исследование углеводородного потенциала Ливана. Зона исследования охватила северную часть страны между побережьем и границей с Сирией, а также береговую линию. Общая площадь исследования — более 6 000 кв. км. Глава компании заявил, что были найдены признаки того, что в определенных районах изученной территории могут находиться залежи углеводородов.

На данный момент у правительства страны есть данные 2Д разведки всей площади ИЭЗ (всего 22 тыс. кв. км), и данные 3Д разведки как минимум 70% территории[v]. Министр энергетики и водных ресурсов Ливана Артур Назарян летом 2015 г. сообщил, что в стране планируют провести разведочное бурение на некоторых сухопутных участках.

За последние годы ливанские власти сделали некоторые шаги для развития нефтегазовой отрасли. Хотя из-за начала политического кризиса многие планы так и не были реализованы, сдвиги все же произошли. Самое главное – в стране пытались провести международные тендеры на разведку углеводородов. В декабре 2012 г. было создано Ливанское управление по нефти (Lebanese Petroleum Administration, регулирующий орган)[vi]. Его функция состояла в разработке правил регулирования нефтегазовой отрасли, формата международных торгов и ведении переговоров с международными компаниями. Кстати, указ о создании управления был подписан еще в 2010 г. Членов органа из шести человек избирали два года. Скорость ливанской бюрократии не перестает удивлять.

В 2012 г. на торги планировали выставить 10 морских лицензионных блоков исключительной экономической зоны. К весне 2013 г. 46 компаний удачно прошли предквалификацию, среди них были такие гиганты как Роснефть, Chevron, TOTAL, ExonnMobil, Eni, Shell, Statoil. В мае 2013 г. торги должны были начаться, однако на этом все остановилось. С тех пор тендеры откладывали пять раз.

 image003

Рис.3 Лицензионные блоки выставленные на международные торги

Во многом это происходит из-за того, что власти никак не могут принять необходимые законопроекты, первый – регулирующий количество и границы лицензионных блоков, выставляемых на торги, второй – устанавливающий механизм выплат и налогообложения. По словам экспертов, опрошенных Financial Times, уже через шесть месяцев после принятия законов, можно будет провести торги[vii]. Естественно, учитывая сложившуюся политическую неопределенность в стране, сложно ожидать, что документы будут приняты скоро.

Мнение общественности

Тем не менее стоит отметить одну положительную тенденцию: ливанская общественность все активнее обсуждает необходимость развития нефтегазовой отрасли. Местные журналисты и блоггеры все чаще пишут об этом. Подавляющее большинство статей носит антиизраильский характер, где авторы говорят о том, что израильтяне вот-вот начнут (или уже начали) выкачивать принадлежащий Ливану газ[viii]. К американским инициативам чаще относятся негативно, расценивая их как попытку Америки содействовать «коварным планам Израиля»[ix], хотя в крупных изданиях появлялись и нейтральные статьи на эту тему[x]. Но есть и публикации, которые фокусируются на внутренних проблемах, тормозящих энергетику: многие указывают на несостоятельность правительства, отсутствие в стране полноценной системы регулирования отрасли, противоречие между уже принятыми законодательными актами[xi][xii].

В стране все чаще проходят форумы и конференции, посвященные развитию нефтегазовой индустрии: «Производство нефти в Ливане: состояние сегодня, перспективы и сложности» (ноябрь 2015 г.), форум «Наша нефть для нас» (сентябрь 2015 г.).

Кроме того, после снятия санкций с Ирана ливанская общественность начала обсуждать варианты развития сотрудничества с этой страной. Как представители правительства Ливана, так и журналисты говорят о том, что наиболее перспективной сферой сотрудничества будет энергетика[xiii].

Выводы

В скором времени вряд ли будут решены следующие проблемы: политический кризис и отсутствие диалога с Израилем. Кабинет министров Ливана годами не может принять необходимые для развития отрасли законы и сформировать регулирующие органы. Правительства Ливана и Израиля в ближайшие годы вряд ли пойдут на компромисс по вопросу делимитации границ, а это важно для удачного развития отрасли двух стран. Не в пользу скорого начала развития говорит и ситуация на мировом нефтяном рынке, которая заставляет международные компании экономить на инвестициях.

С другой стороны, мало кто сомневается в том, что углеводороды в Ливане есть, в случае их обнаружения экспортные пути будет найти не так сложно, да и условия для деятельности иностранных компаний страна (если закончится политический кризис) предоставить сможет, да и уже предпринятые попытки провести международные торги показали заинтересованность международных инвесторов. Поэтому ливанская энергетическая отрасль кажется многообещающей, но только в долгосрочной перспективе.

[i] Доклад Департамента планирования Европарламента  http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/briefing_note/join/2014/522339/EXPO-AFET_SP(2014)522339_EN.pdf

[ii] Наиболее полное исследование проблемы морских границ Ливана и Израиля в отчете Программы развития ООН http://www.undp.org/content/dam/lebanon/docs/Governance/Publications/Legal%20section%201-6.pdf

[iii]  Ливанский портал Naharnet.com http://m.naharnet.com/stories/en/107740-u-s-suggests-new-proposal-to-end-maritime-dispute-between-lebanon-israel

[iv]  Информация Ливанского управления по нефти

[v] Сейсмические данные http://www.lpa.gov.lb/mapsgallery.php

[vi] Подробнее о Ливанском управлении по нефти и лицензионных торгах http://www.lpa.gov.lb/about.php

[vii] Газета Financial Times https://next.ft.com/content/95df670e-09e3-11e5-a6a8-00144feabdc0

[viii] Ливанская газета «Ас-Сафир» http://assafir.com/Article/458335/Archive

[ix] Ливанская газета «Ас-Сафир» http://assafir.com/Article/428565/Archive
Газета «Аль-Вафд» http://alwafd.org /عالمـي/991224-التربص-الإسرائيلي-بحقول-لبنان

[x] Ливанская газета The Daily Star http://www.pressreader.com/lebanon/the-daily-star-lebanon/20150716/281535109671673/TextView

[xi] Например, в статье по итогам организованного газетой «Ас-Сафир» форума http://assafir.com/Article/449459/Archive

[xii] Ливанская газета The Daily Star http://www.dailystar.com.lb/Business/Local/2016/Jan-09/330976-lpa-urges-govt-to-launch-offshore-exploration.ashx

[xiii] Газета “Ад-Дияра» http://www.addiyar.com/article/1016346-هل-يستفيد-لبنان-من-الكعكة-الاستثمارية-الإيرانية

52.33MB | MySQL:110 | 0,491sec