Газовый экспорт Ирака: вопросов больше, чем ответов

В последние месяцы информация о начавшемся экспорте газа из Ирака вызывает у автора вполне обоснованное недоверие по ряду объективных причин.

Во-первых, в разных источниках указывается различный вид топлива, который Ирак начал поставлять за рубеж.

Во-вторых, приведенные данные по объемам экспорта сильно разнятся.

В-третьих, настораживают весьма витиеватые заявления иракских чиновников.

Далее рассмотрим эти проблемы подробнее.

20–21  марта с.г. множество информационных агентств распространило новость о том, что, по заявлению представителя Министерства нефти Ирака А.Джихада, компания Basra отправила на продажу первую партию природного газа.

Например, авторитетное американское информационное агентство Platts, которое специализируется на публикации ценовых котировок на нефть, нефтепродукты, природный газ, продукты нефтехимии и промышленные металлы, торгуемые в различных регионах мира, озаглавило статью, посвященную этому информационному поводу, следующим образом: Iraq makes first LPG shipment of 10,000 cu m: oil ministry[i]. В переводе на русский язык это означает «Ирак отравил первый танкер с сжиженными углеводородными газами (СУГ – аббревиатура автора) в объеме 10 тыс. куб. м: Министерство нефти».

В первом же абзаце статьи указано: Iraq loaded its first export cargo of 10,000 cu feet of LPG Sunday, oil ministry spokesman Asim Jihad said in a statement[ii]. Перевод: «По заявлению представителя Министерства нефти Ирака А.Джихада, воскресенье Ирак впервые загрузил 10 тыс. куб. футов СУГ для отправки на экспорт танкерным способом».

В свою очередь, курдский ресурс Ekurd.net утверждает следующее: A government spokesman says Iraq has exported the first shipment of natural gas condensate in its history[iii]. Перевод: «По словам правительственного чиновника, Ирак экспортировал первый танкер с газовым конденсатом».

Далее в статье указывается, что иракский чиновник (А.Джихад) не уточнил, кто является покупателем сырья.

Однако известный ресурс LNG World News привел любопытные данные: The first export of approximately 10,000 cubic meters is heading for the Fujairah, United Arab Emirates, the company said in a statement[iv]. Перевод: «По официальной информации компании (Basra Gas Company – следует из текста статьи), первый танкер, содержащий приблизительно 10 тыс. куб. м (газового конденсата – следует из заголовка и текста статьи), отправился в Фуджейру, расположенную в Объединенных Арабских Эмиратов.

Фуджейра – это один из семи эмиратов, входящих в ОАЭ. В отличие от

остальных эмиратов, он расположен на берегу Оманского залива Индийского океана.

Взяв за основу этот информационный повод, известное российское агентство Интерфакс опубликовало материал под заголовком «Ирак начал экспортировать СПГ (сжиженный природный газ – Э.К.) через терминал в порту»[v].

При этом в самом начале заметки подчеркивается, что «Ирак начал экспорт сжиженного углеводородного газа»[vi]. При этом в тексте дается ссылка на арабский телеканал «Аль-Джазира», который, в свою очередь, приводит информацию, полученную из официальных иракских источников.

В начале июля с.г. на сайте агентства Neftegaz.ru появилась информация о том, что «Ирак начал экспорт сжиженного природного газа, отправив первый танкер-газовоз 2 июля 2016 года. Об этом 3 июля рассказал глава Южной газовой компании Ирака Х.Хусейн. Объем поставки составил 2 тыс. т СПГ[vii].

При этом иракец заявил, что сегодня Ирак может осуществлять утилизацию более 50% попутного нефтяного газа (ПНГ), который высвобождается при нефтедобыче, и перерабатывать его. После завершения строительства порта Умм-Каср, Ирак будет продолжать наращивать экспорт СПГ, занимая свою долю на рынке[viii].

По прогнозам, к 2020 году Ираку удастся на 100% использовать весь объем ПНГ, который выделяется при разработке нефтяных пластов в стране.

Стоит напомнить, что в октябре 2015 года стало известно о том, что российская компания GTL планирует подписать соглашение с иракской стороной о строительстве завода по переработке ПНГ в топливо в Ираке.

По оценкам, стоимость строительства завода составит около 200 млн долларов. GTL уже создала совместное предприятие с South Oil Company, в котором GTL принадлежит 49%, иракской компании – 51%.

Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК), на чьи статистические данные часто опирается Министерство энергетики России, также разместило на своем сайте эту информацию. При этом указывалась ссылка на Агентство нефтегазовой информации, которое, в свою очередь, ссылалась на телеканал «Аль-Арабия»[ix].

После сравнительного анализа этих противоречивых новостей, поступивших в информационное пространство из различных источников, у автора возникло еще больше вопросов касательно газового экспорта Ирака, чем было до этого.

Во-первых, не совсем понятно, какое именно топливо начал сбывать Ирак – газовый конденсат, сжиженные углеводородные газы или сжиженный природный газ.

Во-вторых, приведенные сводки различных агентств и профильных ресурсов, ссылающихся на официальные источники, не дают ясности по поводу того, какой именно объем иракского сырья ушел на рынок ОАЭ – 10 тыс. куб м или 10 тыс. куб футов.

В-третьих, возникает вопрос, почему иракские должностные лица не приводят точную информацию относительно начавшегося экспорта «голубого топлива».

Чтобы читателю было понятно, почему так важно четко указывать вид и объемы топлива, сообщить некоторые факты.

Не секрет, что имеющиеся технологии добычи нефти и газа, а также их транспортировки непрерывно совершенствуются. Одним из наглядных примеров этого является сжиженный природный газ, а именно технология крупнотоннажного сжижения газа и транспортировки СПГ морским транспортом на удаленные расстояния.

Полная цепочка производства и потребления СПГ включает следующие этапы:

  • добычу газа;
  • транспортировку его до завода по сжижению;
  • процедуру сжижения газа, перевода его из газообразного состояние в жидкое;
  • закачку в емкости хранения на танкеры и дальнейшую транспортировку;
  • регазификацию на береговых терминалах, то есть превращение СПГ в газообразное состояние;
  • доставку до потребителя и его использование.

 

Особенность индустрии СПГ в том, что она открывает для природного газа новые рынки, вовлекает все большее количество государств в газовый бизнес.

Напомним, что технологии промышленного производства СПГ достаточно молодые. Так, первый экспортный завод по сжижению газа был введен в эксплуатацию в 1964 году. Однако с тех пор процесс постоянно совершенствовался, и сегодня, например, уже введены в эксплуатацию мобильные плавучие заводы по сжижению газа.

СПГ-индустрия как локомотив «тянет» за собой сразу несколько смежных промышленных отраслей – судостроение, транспортное машиностроение, химическое производство.

Если говорить о России, то она, обладая крупнейшими в мире запасами газа, долгое время была вне бизнеса по сжижению газа и торговле СПГ. Однако В 2009 году был введен в эксплуатацию первый завод по сжижению газа на Сахалине. Проект получил название «Сахалин-2».

В перспективе планируется запуск еще нескольких крупных заводов для поставки сырья азиатским клиентам.

Поскольку производство СПГ ведется при сверхнизких температурах (требуется охлаждение до −163 °C), то из российских климатических условий можно извлекать выгоду, удешевляя производство СПГ и повышая эффективность производственного процесса.

В нынешних реалиях СПГ из Катара (мирового лидера по производству

СПГ), Австралии, Малайзии и ряда других амбициозных стран наращивают позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе, ставя под удар планы России по экспорту на рынок АТР.

Словосочетание «сжиженный природный газ» соответствует английскому Liquified Natural Gas (LNG). При этом важно отличать СПГ от группы сжиженных углеводородных газов (СУГ, иностранная аббревиатура LPG), куда входят сжиженный пропан-бутан (СПБ) или сжиженный нефтяной газ (СНГ).

Отличить их друг от друга и разобраться в «подвидах» сжиженных углеводородных газов отнюдь не сложно. Основное отличие заключается в том, какой же газ является сжиженным. Если речь идет о сжижении природного газа, который, прежде всего, состоит из метана, то тогда и используется термин сжиженный природный газ (СПГ).

Метан – самый простой углеводород, он содержит один атом углерода и имеет химическую формулу СН4. В случае пропан-бутановой смеси речь идет о сжиженном пропан-бутане. Как правило, его извлекают из попутного нефтяного газа (ПНГ) или при перегонке нефти как самую легкую фракцию. Используются СУГ, прежде всего, как сырье в нефтехимии для получения пластмасс, как энергоресурс для газификации населенных пунктов или на автотранспорте.

Примечательно, что СПГ не является отдельным продуктом, хотя и существуют возможности использования этого вида топлива в прямом виде. Это практически тот же метан, который поставляется по трубопроводам. Однако это принципиально иной способ доставки природного газа до потребителя. В сжиженном виде метан можно перевозить по морю на большие расстояния, что способствует созданию глобального рынка газа, позволяя производителю газа диверсифицировать сбыт, а покупателю расширить географию закупок газа.

Производитель СПГ имеет большую свободу в географии поставок. Ведь создать инфраструктуру для морских перевозок на большие расстояния более выгодно, чем тянуть газопровод на тысячи километров. Не случайно СПГ еще называют «гибкой трубой», показывая его главное преимущество перед традиционным способом доставки газа: обычный трубопровод предельно жестко связывает месторождения с конкретным регионом потребления.

После доставки в пункт назначения СПГ снова обращается в газообразное состояние. На установке регазификации его температуру доводят до температуры окружающей среды, после чего газ становится пригоден для транспортировки по обычным трубопроводным сетям.

Главное преимущество сжиженного газа перед его трубопроводным аналогом состоит в том, что при хранении и транспортировке он занимает объем в 618–620 раз меньше, что ощутимо сокращает затраты. Ведь природный газ по сравнению с нефтью имеет меньшую термическую плотность, и поэтому для транспортировки объемов газа и нефти с одинаковой теплотворной способностью (то есть количеством тепла, выделяемом при сгорании топлива) в первом случае требуется большие объемы.  Отсюда и возникла идея сжижения газа, чтобы обеспечить ему выигрыш в объеме.

СПГ возможно хранить при атмосферном давлении, он не токсичен, не имеет запаха и цвета. Высокие экологические свойства СПГ объясняются отсутствием в сжиженном газе серы. При наличии серы в природном газе она удаляется  перед процедурой сжижения.

Следует особо подчеркнуть, что из всех углеводородных источников энергии сжиженный газ наиболее чистый. При его использовании для производства электричества выбросы в атмосферу углекислого газа вдвое меньше, чем при использовании угля.

Кроме того, в продуктах сгорания СПГ содержится меньше окиси углерода и окиси азота, чем у природного газа – это происходит из-за лучшей очистки при сжигании. Также в сжиженном газе отсутствует сера, что также является важнейшим позитивным фактором при оценке экологических свойств СПГ.

Любопытно, что одной из причин активной закупки СПГ азиатскими потребителями (прежде всего Японией и Китаем) стало снижение загрязнения воздуха.

Не так давно появилась информация о том, что Япония, являющаяся мировом лидером по покупке СПГ, вдруг решила начать экспортировать излишки сырья, которые скопились в результате падения спроса на этот вид энергоносителей в стране.

Причин падения спроса на СПГ в Японии две.

Во-первых, возврат к атомной энергетике после аварии на «Фукусиме». По статистике, в 2015 году страна приобрела почти на 4% СПГ меньше, чем в 2014 году. В текущем году тенденция снижения импорта продолжается. Во-вторых, минувшая зима выдалась очень мягкой, что существенно сократило потребление электричества для обогрева.

Помимо Японии, излишки СПГ могут быть и у других азиатских игроков. Так, Китай пересматривает энергетический баланс. В результате потребности в газе могут оказаться ниже, чем уже законтрактованные объемы сырья. Если танкеры с лишним газом поплывут  к берегам Европы, то российским магистральным (трубопроводным, сетевым) поставкам это не угрожает ни по объемам, ни по ценам.

Российские СПГ-проекты также останутся рентабельными, поскольку большая часть газа, который будут производить строящиеся у нас заводы, уже имеет зарубежного покупателя.

Более того, японский бизнес рассматривает возможность вложений в развитие дальневосточных портовых мощностей для организации перевозки СПГ из России по Северному морскому пути.

Производимый на современных заводах СПГ в основном состоит из метана – порядка 95 %, а остальные 5% приходятся на этан, пропан, бутан и азот. В зависимости от предприятия-производителя мольное содержание метана может варьироваться от 87 (заводы Алжира) до 99,5 % (завод Кенаи, штат Аляска)[x].

Для производства СПГ сначала происходит очистка природного газа от воды, диоксида серы, оксида углерода и других компонентов. Ведь они замерзнут при низких температурах, что приведет к поломке дорогостоящего оборудования.

Теперь несколько слов о газовом конденсате (gas condensate).

Он представляет собой ценное для нефтеперерабатывающей промышленности химическое сырье. По составу эта химическая продукция является смесью высококипящих углеводородов различного строения, которые выделяются из природных газов в процессе их добычи на газоконденсатных месторождениях.

После отделения от газа конденсат перекачивается потребителям по трубопроводу.

Газовый конденсат применяется для получения моторных топлив, а также в промышленности органического синтеза. Наибольший интерес для самостоятельной переработки представляют конденсаты крупных газоконденсатных месторождений[xi].

Стоит отметить, что газовый конденсат по своему составу сходен с нефтью (нефтяники называют его «белой нефтью»), однако не имеет некоторых компонентов.

Так что отправил за рубеж Ирак? Из приведенной в различных источниках информации неясно, поэтому необходимо разбираться.

Вряд ли это был СПГ. Дело в том, что газовая отрасль Ирака развита весьма слабо, поскольку долгое время у страны не было достаточного количества финансовых ресурсов для ее развития.

Напомним, что в 2003 году США с союзниками по коалиции вторглись на территорию этого арабского государства, что привело Ирак к экономическому упадку. Около 10 лет понадобилось стране, чтобы возродить свою нефтяную отрасль, вернувшись к прежним показателям добычи «черного золота» и экспорта.

Развивая нефтяной сектор, Ирак хотел «подтянуть» и газовый сектор, но денег на эту цель по понятным причинам не хватало. В последние несколько лет ситуация осложнилась тем, что низкие нефтяные цены не позволили иракской казне получать достаточное количество финансовых ресурсов.

Это обстоятельство не благоприятствует активизации деятельности иностранных компаний, которые и обеспечивают большую часть нефтяного производства в Ираке. Без зарубежных компаний, которые хотят в срок, без задержек получать сырье и финансы за свою деятельность, не обойтись и при разработке газовых месторождений.

Иракские власти надеются скорее вылезти из долговой ямы и выйти на новые резервные мощности, чтобы занять 5-ое место по объемам нефтедобычи после Венесуэлы, Саудовской Аравии, Канады и Ирана.

Следует заметить, что зарубежные нефтегазовые компании работают в Ираке по следующей схеме: они несут капитальные операционные расходы, обеспечивающие добычу сырья, а правительство страны возмещает компаниям затраты и выплачивает компенсации в натуральной форме – в виде сырья, отгружаемого на экспорт.

 

Однако в 2015 году ввиду падения цен на нефть Ирак стал задерживать выплаты иностранным нефтедобытчикам, а также периодически вводить ограничения на рост производства.

Ранее вице-президент компании «Лукойл», ведущей разработку крупного иракского месторождения «Западная Курна–2» С.Ю.Никифоров заявил, что в условиях низких цен на нефть действующая в Ираке система контрактов не позволяет достичь баланса интересов государства и международных нефтяных компаний, работающих в этой стране.

В результате Багдад был вынужден активизировать диалог с российскими нефтяниками для поиска оптимального решения. Как пояснял топ-менеджер «Лукойла», при цене нефти в 100 долларов за баррель Ираку было необходимо отдавать зарубежным компаниям в качестве компенсации около 19% экспортируемой нефти, а при 40 долларах за баррель уже 48%.

Встречу с российской стороной по поводу увеличения добычи власти Ирака запланировали еще в марте с.г. Тогда «Лукойл» представил план повышения производства на разрабатываемом месторождении до 1,2 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки в том числе за счет более эффективного использования попутного газа. Между тем еще в декабре минувшего года лукойловцы планировали вдвое сократить затраты на «Западной Курне–2».

В июне с.г. глава «Лукойла» В.Ю.Алекперов сообщил о том, что в ситуация с многомиллиардными нефтяными долгами Ирака наметились позитивные сдвиги.

По его словам, если задолженность будет погашена осенью текущего года, то российская компания готова усилить инвестиции в нефтяную отрасль этой страны.

«Ирак начал гасить долги, и ситуация резко изменилась. Если тенденция сохранится, а задолженность к ноябрю сократится, тогда «Лукойл» запустит новый цикл инвестиций», – заявил глава компании.

Ирак стал одним из самым быстрорастущих добытчиков нефти в мире. Перспективы роста сектора в стране позволили заключить контракты с такими компаниями, как BP, Exxon Mobil, Royal Dutch Shell. Однако цены на нефть за последние годы резко снизились, и теперь Ирак должен по контрактам миллиарды долларов.

Недавно стало известно, что правительство Ирака планирует в четвертом квартале 2016 года выпуск еврооблигаций на сумму в 2 млрд долларов, чтобы погасить старые долги. Об этом заявил министр финансов страны Х.Зибари.

Также иракские власти достигли соглашения с Международным валютным фондом (МВФ) по вопросу трехлетней программы помощи в размере 5,4 млрд долларов.

«Нам известно о переговорах с МВФ, которые идут вокруг приемлемых условий займа на погашение долгов подрядчикам», – подчеркнул В.Ю.Алекперов[xii].

Для справки: месторождение «Западная Курна–2» является одним из самых больших в мире и располагается на юге Ирака в 65 км от Басры. Разработкой месторождения занимается South Oil Company Министерства нефти Ирака в сотрудничестве с консорциумом подрядчиков, включающих «Лукойл» (75%) и иракскую государственную корпорацию North Oil Company (25%).

Совокупная добыча российской компании на месторождении за период с марта 2014 года по настоящее время превысила 30 млн т нефти. Причем за один только прошлый год «Лукойл» добыл на месторождении 20 млн т «черного золота»[xiii].

По примеру Ирака, нефтяной и газовый сектор Ирана также сильно зависит от иностранных капиталовложений. Исламская Республика, обладающая вторыми после России (в некоторых источниках, например, в ежегодном статистическом справочнике компании BP, первыми) запасами природного газа, все же из-за дефицита зарубежных технологий и инвестиций имеет весьма низкие уровни добычи и экспорта «голубого топлива».

У руководства Ирана есть план запустить завод по производству СПГ, но соответствующий проект из-за наложенных на страну несколько лет назад экономических санкций, был заморожен.

Как известно, санкции отменили в начале текущего года. После этого иранские власти вновь заговорили о строительстве СПГ-завода. По самым оптимистичным оценкам, он может быть введен в строй не раньше, чем через 2–3  года.

Ситуация со строительством СПГ-завода в Ираке еще хуже. Ирак куда больше нацелен на поставки трубопроводного газа. Планировалось, что в скором времени будет построен газопровод из Региона Курдистан в Турцию, по которому будет поставляться сначала 10 млрд куб м газа, а затем 20 млрд куб м газа.

Однако нынешние напряженные отношения между президентом курдской автономии в Ираке М.Барзани и президентом Турции Р.Т.Эрдоганом поставили под сомнение не только сроки начала поставок иракского магистрального газа на турецкий рынок, но и реализацию всего проекта.

Неслучайно в последние месяцы все чаще просачивается информация о том, что Ирак ведет переговоры с Ираном о строительстве через территорию последнего трубопровода для сбыта «голубого топлива» европейским клиентам.

Если предположить, что для экспорта СПГ Ирак использует плавучие СПГ-терминалы, то автору этот сценарий представляется маловероятным.

Такую схему с недавних пор практикует Иран.

По заявлению главы иранской Ассоциации нефтехимических промышленных корпораций А.Махдави, пока весь иранский сжиженный природный газ транспортируется иностранным потребителям на специальных судах, которые приобретают иранские частные компании.

Таким образом Исламская Республика нашла быстрое решение для организации поставок сырья в Европу. В условиях, когда перспективы прокладки магистрального трубопровода через нестабильные территории соседних государств довольно туманны, а строительство берегового СПГ-завода займет много времени, Иран решил воспользоваться флотом судов, способных сжижать газ собственными установками и затем доставлять покупателю.

Топ-менеджер Иранской национальной нефтяной компании А.Кардор заявил, что некая норвежская компания ведет переговоры с иранской стороной об использовании своих судов. Он не уточнил название компании, но доверительный источник в иранских промышленных кругах сообщил, что это Golar LNG.

Флот сжижающих судов, принадлежащий этой компании, является одним из самых больших в мире. В настоящее время Golar LNG не только договаривается об отправке своих судов в Иран, но и собирается построить новые специально для Тегерана.

А.Кардор также пояснил, что Иран намерен отправлять таким способом на экспорт нефтяной газ с месторождений Персидского залива, в частности, из области Форузан, которую он делит с Саудовской Аравией. Этот газ будет сжижаться и транспортироваться специализированными судами.

Такие суда могут принимать газ с шельфовых добывающих комплексов, охлаждать до необходимой температуры, и затем транспортировать до регазификационного терминала в стране покупателя.

Ранее исполнительный директор Иранской национальной газоэкспортной компании А.Камели заявил, что Тегеран ведет переговоры с Golar LNG о строительстве крупных плавучих заводов по сжижению газа. Однако первое из таких FLNG будет готово не ранее, чем через 2 года.

Схожей информации от иракских источников по поводу того, что Багдад ведет переговоры с иностранцами об аренде или покупке соответствующих судов для сжижения и экспорта СПГ в последнее время не поступало. Это позволяет сделать вывод о том, что поставлять сжиженный природный газ таким способом Ирак вряд ли способен.

Вероятно, Ирак начал поставлять переработанный попутный нефтяной газ (ПНГ), который поступает из скважин при добыче «черного золота». Ранее этот газ попросту сжигался, поскольку у иракцев не было технологий для его переработки и последующего экспорта.

Примечательно, что ПНГ – это продукт, который довольно долгое время нефтяные компании считали отходом, получившимся в результате подготовки нефти перед сдачей в магистральные трубопроводы. Часть извлеченных из ПНГ продуктов нефтяники использовали в качестве энергетического топлива для обслуживания промыслов (в мини-электростанциях и котельных), а остальные «отходы» сжигали на технологических факелах, выбрасывая тем самым в атмосферу огромное количество диоксида углеводорода и сажи.

Затем стали применять различные варианты утилизации ПНГ. Одним из способом была обратная закачка газа в нефтяной пласт для увеличения коэффициента полезного действия системы поддержания пластового давления. Это поможет последующей интенсификации нефтеотдачи на месторождении.

Единственный минус в том, что необходимо это технологическое решение согласовывать с геологическими службами, так как предусматривается одновременная закачка в пласт воды и газа. То есть этот вариант может привести к изменению геологических документов на месторождение и его лучше всего учитывать, если происходит проектирование всего месторождения, а не решается локальная задача по утилизации попутного газа[xiv].

Еще одним способом эффективного использования ПНГ может стать его утилизация в электрогазогенераторах.

Этот вариант имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с другими:

  • выработка электрической энергии, достаточной для собственных нужд;
  • возможность сдачи излишка электрической энергии в сеть или электроснабжения социально значимых объектов, находящихся в непосредственной близости от объектов нефте- газодобычи;
  • электрогазогенераторы не занимают большую площадь.

 

Некоторые страны, добывающие углеводороды, стараются экспортировать ПНГ. Так, осенью прошлого года на 4-ом Форуме Глобального партнерства по сокращению объемов сжигания попутного газа, который проходил в Ханты-Мансийске, министр энергетики России А.В.Новак заявил, что в правительстве рассматривают вопрос о реализации ПНГ на экспорт через единый экспортный канал[xv].

Также министр рассказал о перспективах утилизации ПНГ в России. По его словам, отечественные нефтегазовые компании смогут перейти на почти стопроцентную (95%) утилизацию попутного нефтяного газа не раньше 2020 года. Сейчас уровень утилизации ПНГ в России в среднем составляет 86,5%[xvi].

Как было отмечено в начале статьи, Ирак, способный сегодня перерабатывать лишь 50% ПНГ, планирует к 2020 году довести этот показатель до 100%, что отвечает российским планам.

Учитывая нынешние весьма скромные «достижения» Ирака в этой области, автор полагает, что к указанному сроку стране не удастся достичь желаемого. Для этого потребуется еще 3–5 лет.

Однако амбициозные заявления иракских властей относительно сроков выполнения поставленной цели не вызывают у автора удивления, так как менталитет арабов, как и персов, приветствует «надувание щек», дабы «утереть нос» строптивым визави.

Также известной «хитростью» на Ближнем и Среднем Востоке является витиеватость ответа на конкретный вопрос или неполный ответ на него. Эта особенность ярко проявилась в нежелании иракского чиновника сообщить журналистам, что первый танкер с иракским «голубым топливом» отплыл в ОАЭ. Цену товара представитель Министерства нефти Ирака так же не озвучил.

Что касается мартовской поставки газа в Фуджейру, то она, скорее всего, составила не 10 тыс. куб м, а 10 тыс. куб футов (что эквивалентно примерно 283 куб. м).

Следует обратить особое внимание на то, что различные иностранные и российские агентства, печатающие сводки относительно состояния и перспектив иракского нефтяного и газового сектора, часто ссылаются на конкурирующие телеканалы «Аль-Джазира» (Катар) и «Аль-Арабия» (ОАЭ).

Два крупнейших телеканала Персидского залива, которые являются безусловными лидерами в сфере информации на арабском языке, снискали себе славу далеко не самых надежных источников после освещения событий так называемой «арабской весны» 2011 года и процесса гражданской войны в Сирии.

Так, в стремлении поддержать дело сирийских мятежников оба «рупора» снизили свои журналистские стандарты, отказались от проверки информации и отбросили серьезный тон в угоду анонимным призывам и видеозаписям непонятного происхождения[xvii].

Находясь на дипломатической службе в Катаре в 2010–2011 годах, автор воочию наблюдал различные информационные «подтасовки», которые активно использовал телевизионный канал «Аль-Джазира» при репортажах о смене режимов в некоторых арабских государствах.

Проведенный анализ позволяет прийти к выводу о том, что заявления министерства нефти Ирака, озвученные различными новостными источниками, требуют тщательной проверки по двум причинам.

Во-первых, иракские должностные лица, как нередко бывает на Ближнем и Среднем Востоке, порой выдают желаемое за действительное, тем самым стремясь «осадить» активных конкурентов.

Во-вторых, непрофессиональная подача информации, продемонстрированная популярными телеканалами, агентствами, профильными интернет-ресурсами, к сожалению, в нынешних реалиях часто становится нормой.

[i] URL: http://www.platts.com/latest-news/shipping/dubai/iraq-makes-first-lpg-shipment-of-10000-cu-m-oil-26401588

[ii] Ibidem.

[iii] URL: http://ekurd.net/iraq-exports-first-gas-shipment-2016-03-20

[iv] URL: http://www.lngworldnews.com/first-gas-condensate-cargo-leaves-iraq/

[v] URL: http://www.interfax.ru/business/499489

[vi] Там же.

[vii] URL: http://neftegaz.ru/digest/view/84-Irak-eksportiroval-1-yu-partiyu-SPG-obemom-2-tys-t

[viii] Там же.

[ix] URL: http://www.cdu.ru/news/detail.php?ID=333675

[x] URL: http://www.pro-gas.ru/gas/gas_full/

[xi] URL: http://tsvo.ru/engine/glossary/gazovyi_kondensat.html

[xii]URL:  http://teknoblog.ru/2016/06/06/61385

[xiii] URL: http://teknoblog.ru/2016/06/02/61145

[xiv] URL: http://nefpro.ru/pages.php?ids=upng

[xv] URL: https://rg.ru/2015/09/09/gaz-site-anons.html

[xvi] Там же.

[xvii] См. подробнее: http://inosmi.ru/world/20120821/197009587.html

52.23MB | MySQL:103 | 0,598sec