Израиль: что такое Гивъат ха-Матос

Нынешнее правительство Биньямина Нетаньяху является, по выражению ряда израильских публицистов, «правительством мечта». В том смысле, что о подобном правительстве они могли только мечтать. Правее некуда. И именно это правительство де факто осуществляет режим замораживания еврейского строительства в Иудее и Самарии (на Западном берегу, пользуясь арабской терминологией), а также в Иерусалиме. Обычно в этом контексте упоминается Восточный Иерусалим, то есть те части израильской столицы, которые до Шестидневной войны 1967 года находились под контролем Иордании. Однако по сути это равнозначно замораживанию строительства во всем Иерусалиме, поскольку в «Западном Иерусалиме» практически не осталось земель для жилищного строительства. Причиной столь, казалось бы, странной для правого правительства политики является тяжелейшее внешнеполитическое давление: в первую очередь со стороны администрации Барака Обамы, почти открыто демонстрирующего в последние месяцы своего пребывания на посту президента США свою враждебность по отношению к еврейскому государству. В унисон с США выступают в вопросе о еврейском строительстве в упомянутых районах Россия и ЕС. Несмотря на открытое возмущение значительных масс избирателей правых партий, являющихся опорой его правительства, Нетаньяху вынужден лавировать и тянуть время в надежде, что следующий президент США будет для Израиля лучше нынешнего.

И все же после террористического акта в Кирьят-Арбе, когда в своей постели арабом была зарезана 13-летняя девочка Галель Яфа Ариэль, кстати, дочь репатриантов из США, Нетаньяху дал разрешение на строительство некоторого количества единиц жилья в еврейских поселениях Иудеи и Самарии, а также в еврейских кварталах Восточного Иерусалима. Как и ожидалось, сразу же последовало осуждение этого решения правительства Израиля со стороны США, России, ЕС. Однако одновременно с этим последовало и осуждение со стороны целого ряда израильских правых политиков, в частности – со стороны лидеров Совета еврейских поселений Иудеи и Самарии. Они заявили, что Биньямин Нетаньяху дал смехотворно мало разрешений на строительство (так,  например, в самой Кирьят-Арбе было разрешено построить всего 42 единицы жилья. Кроме того 560 единиц жилья была разрешено построить в восточном пригороде Иерусалим – городе Маале-Адмуми. ) и что де факто политика замораживания еврейского строительства в Иудее, Самарии и Иерусалиме продолжается.

Параллельно с разрешением на строительство 240 единиц жилья для евреев в иерусалимских кварталах Рамот, Пизгат-Зеев и Хар-Хома было объявлено и о разрешении строительства 600 единиц жилья для арабов в иерусалимского районе Гивъат ха-Матос. Хотя в этом районе есть и земля, находящаяся в еврейской собственности и существуют планы жилищного строительства для евреев на ней, евреям строить в Гивъат ха-Матос позволено не было. В этой связи Нетаньяху подвергся особо резкой критике справа. Согласно сообщению ряда израильских СМИ премьер-министр даже пригрозил отправить в отставку министра по делам Иерусалима Зеэва Элькина, особо приближенного к Нетяньяху постоянно сопровождающего его во время визитов в Москву (З.Элькин – уроженец Харькова и, соответственно, владеет русским языком). Причиной этой угрозы стало публичное заявление Зеева Элькина о том, что «тот, кто хочет позаботиться о том, чтобы в столице Израиля сохранялось еврейское большинство, не может продвигать в ней строительство только для арабского населения». Получалось так, что Нетаньяху не заботится о сохранении еврейского большинства в Иерусалиме. Элькин первым из членов правительства открыто выступал против решения разрешить строительство в районе Гивъат ха-Матос только арабам. На угрозу отправить его в отставку министр по делам Иерусалима ответил: «Я намерен продолжать бороться по этому вопросу, являющемуся критическим для Иерусалима, даже если это означает, что я заплачу за это политическую цену». «Подавить бунт» Элькина в зародыше не удалось. Вскоре к нему присоединилось немало других видных политиков – лидер партии «Еврейский дом» министр просвещения Нафтали Беннет, лидер партии «Кулану» министр финансов Моше Кахлон, мэр Иерусалима Нир Баркат и т.д. и т.п.

Что же такое Гивъат ха-Матос и в чем суть столь бурно обсуждаемой в Израиле проблемы строительства в этом районе?

Гивъат ха-Матос буквально обозначает на иврите «самолетный холм». Название происходит о того, что 6 июня 1967 года, на второй день Шестидневной войны здесь упал сбитый иорданцами самолет ВВС Израиля. Район расположен в нескольких сотнях метров к югу от линии прекращения огня 1949 года, когда-то разделявшего позиции израильтян и иорданцев, на территории, контролировавшейся в 1949 – 1967 гг. иорданцами. Таким образом США, Россия, ЕС, ООН относят этот район к так называемому «Восточному Иерусалиму». С востока район выходит на улицу Дерех Хеврон, важную транспортную артерию, соединяющей центр Иерусалима с Вифлеемом и с новым еврейским кварталом Гило, а с запада и юго-запада он граничит с включенным в городскую черту и превратившимся в городской квартал арабским мусульманским селом Бейт-Цафафа. Согласно соглашению о прекращении огня 1949 года это село было разделено между Израилем и Иорданией. Жители его северной, вошедшей в состав Израиля части стали гражданами еврейского государства. И в настоящее время их потомки являются полноценными израильтянами в отличие от большинства иерусалимских арабов, имеющих статус «постоянных жителей» Израиля (всего в Бейт-Цафафе проживают чуть более 9000 человек)

В 1991 году в районе Гивъат ха-Матос был построен караванный поселок («караванами» в Израиле называют жилые вагончики ,используемые для жилья), в котором было расселено порядка 400 семей, преимущественно новых репатриантов из Эфиопии.  К настоящему времени подавляющее их большинство переехало в постоянные дома. В районе Гивъат ха-Матос остались только 40 караванов, в которых проживают евреи. В 2007 году муниципальная комиссия Иерусалима по строительству приняла план, согласно которому на месте караванов и на прилегающих участках должны быть построены 4000 единиц жилья – как для евреев, так и для арабов, а также несколько гостиниц вдоль улицы Дерех Хеврон. До сих пор из этого числа было построено 900 единиц жилья для арабов из Бейи-Цафафы. Теперь к ним должны прибавиться еще 600 единиц жилья, опять же только для арабов.

В связи с тяжелейшим внешнеполитическим давлением в каждом случае утверждения строительных планов для евреев в так называемом «Восточном Иерусалиме» премьер-министр лишил иерусалимский муниципалитет права выдавать разрешения на строительство без его утверждения. Де факто уже несколько лет действует режим частичного замораживания еврейского жилищного строительства в столице Израиля, что привело к сильном росту цен на жилье в ней. В этой связи мэр Иерусалима Нир Баркат требует от премьер-министра утвердить планы строительства в районе Гивъат ха-Матос в полном объеме, включая около двух с половиной тысяч единиц жилья для евреев. При этом он, будучи мэром для всего населения Иерусалима, независимо от национальности и вероисповедания, не возражает против строительства жилья для арабов, делая акцент на то, что должны быть учтены и интересы еврейских жителей.

В то же время министры, поддержавшие Элькина обвиняют Нетаньяху в том, что реализация планов строительства для арабов в районе Гивъат ха-Матос приведет к возникновения сплошной полосы арабского заселения от Вифлеема до Малхи (квартал, в котором в частности расположен иерусалимский стадион «Теди») и между Бейт-Цафафой и Джабель-Мукабером (включенное в городскую черту арабского мусульманское село, из которого за последние годы вышло немало террористов). И что это, мол, может привести к разделу Иерусалима. Справедливости ради следует отметить, что они не совсем правы:

  1. Некоторая узкая полоса сплошного арабского заселения между Вифлеемом и Малхой существует уже сейчас. Однако в реальности он почти не ощутима из-за присутствия многочисленного еврейского населения к югу, к северу и к западу от этой полосы, а также постоянно движущимся через нее потокам еврейского транспорта (например, по окраине Бейт-Цафафы проходит скоростное шоссе им. Бегина, отделяющее ее от арабского маленького арабского квартала Шарафат). Следует отметить, что в самой Бейт-Цафафе имеется несколько домов, в которых проживают еврейские семьи.
  2. Угрозы возникновения сплошной полосы арабского заселения между Бейт-Цафафой и Джабель-Мукабером (включая образующий с ним единый жилой массив арабский мусульманский квартал Ум-Туба) нет, поскольку между ними, к востоку от улицы Дерех Хеврон расположены земли кибуца Рамат-Рахель и греческого православного монастыря Мар-Элиас. А далее расположен новый еврейский квартал Хар Хома, основанный в 1997 году по инициативе первого правительства Биньямина Нетаньяху именно с целью недопущения возникновения сплошной полосы арабского заселения между Джабель-Мукабером и Вифлеемом.

Тогда Нетаньяху осуществил план строительства Хар-Хомы, радикально изменивший ситуацию на юго-востоке Иерусалима, несмотря на бурю протестов и осуждений из-за рубежа. Видимо, он считает, что сейчас, почти 20 лет спустя израильское правительство не может позволить себе повторения подобного эксперимента. Однако это отнюдь не означает, что разрешение на еврейское строительство в районе Гивъат ха-матос не будет дано позднее, например, после того, как Барак Обама покинет Белый дом.

62.87MB | MySQL:102 | 0,473sec