Истоки и становление афганской группировки «Сеть Хаккани»

Ликвидация 21 мая 2016 г. лидера движения «Талибан» муллы Ахтара Мансура в пакистанском Белуджистане с помощью американского беспилотного летательного аппарата (БЛА) внесла определенные изменения в иерархии радикальной оппозиции Афганистана. На первый план выдвинулся лидер группировки «Сеть Хаккани» Сираджуддин Хаккани. Продвижение С.Хаккани по иерархии талибов началось задолго до этого: после признания 23 апреля 2013 г. смерти основателя «Талибана» муллы Омара и назначения нового «амир аль-мумилин» муллы Мансура, С.Хаккани был назначен его заместителем. «Сеть Хаккани» все более активно заявляет о себе, стремительно набирает влияние в среде афганских оппозиционных пуштунов юго-востока.

«Сеть Хаккани» была внесена в список террористических организаций США после многолетних дискуссий ЦРУ, Пентагона и Госдепа только в сентябре 2012 г. В сентябре 2011 г. в Кабуле произошла серия скоординированных терактов, направленный против посольства США, здания Национального директората безопасности Афганистана (амнийата) и представительства НАТО. Ответственность на себя взяло движение «Талибан». Однако террористические атаки смертников в Кабуле зачастую совершаются при поддержке или прямом участии «Сети Хаккани».

В американской администрации существовали разные точки зрения на то, как позиционировать «Сеть Хаккани».  В ЦРУ и Пентагона подчеркивали, что внесение в список террористических организаций данной группировки может навредить американо-пакистанским отношениям. А позиция Пакистана – ключевая в афганском вопросе. Многие в ЦРУ и Пентагоне полагали, что внесение «Сети Хаккани» в список террористических организаций будет иметь обратный эффект: пакистанская Межведомственная разведка (ISI) будет отвечать на этот шаг. С другой стороны, в Вашингтоне существовало мнение, что можно  избежать прямых атак со стороны данной организации в Афганистане. Эта точка зрения  показала свою несостоятельность.

Тесное сотрудничество «Сети Хаккани» с пакистанцами был отмечено и официальными лицами США. Председатель Объединенного комитета начальников штабов США адмирал М.Муллен заявил, «что ISI имеет давние связи с “Сетью Хаккани”. Это не значит, что каждый офицер пакистанской разведки сотрудничает с ними, но связи есть». Более того, особенно важно подчеркнуть, что в ряде случаем «Сеть Хаккани» выступала посредником, «связующим» между ISI и другими афганскими оппозиционными группировками.

В свою очередь, Исламабад отрицает свою поддержку данной группировке. Военные отмечают, что эта структура является врагом Пакистана. Так или иначе, США рискнули своими отношениями с Пакистаном и внесли «Сеть Хаккани» в список террористических, а за головы или информацию о лидерах группировки были назначены денежные вознаграждения. Официальный Кабул поприветствовал данное решение, которое долгое время лоббировал.

Для глубокого понимания характера данной организации необходимо вернуться к истокам «Сети Хаккани». Группировка имеет долгую историю повстанческой и диверсионно-террористической деятельности, восходящую к периоду до ввода советских войск в Афганистан. Создателем и первым лидером группировки был этнический пуштун из влиятельного племени задран (дзадран, джадран), Джаллалуддин Хаккани (1939-2014). Родился лидер группировки в афганской восточной провинции Пактия, граничащей с Пакистаном. Важно подчеркнуть, что в организации исключительное влияние имеют члены семьи Хаккани.[1]

 

В начале своего существования боевики «Сети Хаккани» базировались преимущественно в пакистанских агентствах Северный и Южный Вазиристан в провинции Федерально-управляемые племенные территории (FATA) — племенной области Пакистана, где полномочия и номинальная власть центральной власти крайне ограничены.

 

Примерно с середины 1990-х г. группировка стала структурированной единицей.  По крайней мере, именно в 1994 г. с информационно-пропагандистских заявлениях «Аль-Каиды» (запрещена в России), движения «Талибан» (создано также в 1994 г.) говорилось о «Сети Хаккани», как о «независимой группировке джихада». С самого начала своей институциональной деятельности группировка установила тесные связи с «Талибаном» и «Аль-Каидой». Первое крупное поражения после вывода советских войск армия Демократической республики Афганистан (ДРА) потерпела в марте 1991 г. в г. Хост, провинция Пактия (родина Дж. Хаккани). Основная роль в падение стратегически важного города, соединяющего афганский юго-восток с Пакистаном, принадлежала группировкам местного племени дзадран[ii] под командованием Хаккани. Данные отряды ополчения являлись своего рода предтечей организации.

«Сеть Хаккани» за годы своего существования так и не выработала собственной идеологической базы. Более того, она к этому и не стремилась. Механизмы и методы ведения войны хакканисты заимствовали у «Аль-Каиды»: группировка была подвержена сильном влиянию этой организации. География «Сети Хаккани», а именно базирование в районе Хоста[iii] и провинциях Пактия, Пактика, а также Северном и частично Южном Вазиристане, позволила выстроить прочные отношения с арабскими террористами из «Аль-Каиды». Более того, анализ связей двух группировок показывает, что лидеры «Сети Хаккани» (какое-то время в прошлом,  а возможно и сейчас) были ближе к руководству «Аль-Каиды» в Афганистане и Пакистане, чем талибы. Отметим, что представителей «Аль-Каиды» в Афганистане никогда не было много, их число никогда не превышало нескольких тысяч человек, однако они обладали определенным влиянием и ресурсами.

С другой стороны, «Сеть Хаккани» была интегральной частью более крупного и сильного движения «Талибан». С информационно-пропагандистской и институциональной точки зрения «Талибан» превосходил группировку Хаккани. Вследствие этого, «Сеть Хаккани» стала частью «Талибана». Для движения это было выгодно по целому комплексу факторов, главный из которых заключался в том, чтобы расширить базу своей поддержки. Заручившись поддержкой «Сети Хаккани», лидеры и члены, которой были выходцами из стратегически важных провинций Хост, Пактия и Пактика[iv],  «Талибан» превращался во что-то большее, чем просто «кандагарское движение». Помимо этого, связи и влияние хакканистов в Северном и отчасти Южном Вазиристане усиливали ресурсную базу «Талибана». Специалисты и востоковеды американской военной академии Вест-Пойнт придерживаются такого же мнения: союзнические отношения с «Сетью Хаккани» позволяли «Талибану» позиционировать себя в качестве чего-то большего, чем просто кандагарского движения.[v]

Информация о смерти создателя и первого лидера группировки Дж.Хаккани появилась вместе с признанием талибов смерти муллы Омара летом 2015 г. Группировку возглавил сын основателя – Сираджуддин Хаккани. В распоряжении спецслужб и военных имеется его единственная фотография. Однако, есть все основания полагать, что на фото изображен один из многочисленны братьев Сираджуддина, а не сам лидер группировки. Данным механизмом легендирования и компрометации активно пользуются боевики «Аль-Каиды».

Назначения С.Хаккани заместителем лидера «Талибана», сначала муллы Мансура, затем мавлави Ахунзада, говорит о радикализации механизмов диверсионно-террористической войны. Си.Хаккани, сторонник активного применения атак смертников, практически полностью монополизировал военное командование «Талибана». Это означает, что атаки террористов-смертников, в том числе против иностранцев и мирных афганцев в Кабуле, к глубокому сожалению, будут увеличиваться. Таким образом, «Сеть Хаккани» представляет собой часть афганского движения «Талибан» и одновременно с этим имеет ресурсы и возможность действовать в ряде случаев как самостоятельная организация. Одним словом, порой есть смысл говорить скорее о союзных отношениях, чем о единстве двух группировок.

[1] Асатрян Г.Э. «Эволюция контртеррористической политики США в Афганистане (2001-2008 гг.). дис. … канд. ист. наук: 07.00.15: защищена 03.06.2016, — М., 2016. — 186 с.

[ii] Прим автора: большую роль в падении Хоста сыграли также группировки пуштунов-гилзаев, в том числе племени Ахмадзай, к которому принадлежит нынешний президент Афганистана.

[iii] Прим автора: позже в результате административно-территориальной реформы Хост был выведен в отдельную провинцию.

[iv] Прим автора: в совокупности этот регион называется Лойя-Пактика, то есть Большая Пактика.

[v] Rassler D., Brown V. The Haqqani Nexus and the Evolution of al-Qaida. The Combating Terrorism Center at West Point, Department of Defense. 14 July 2011. P. 13.

62.83MB | MySQL:102 | 0,621sec