К развитию ситуации в Сирии

2 июля поступила информация о новых российско-американских договоренностях по борьбе с международными террористами в Сирии и разрешению сирийского конфликта. Они подразумевают координацию действий по борьбе с сирийскими экстремистскими и террористическим группировками, признание легитимными российские бомбардировки позиций группировки «Джебхат ан-нусра» (запрещена в России) и более тесное взаимодействие Москвы и Вашингтона на сирийском направлении. Обращает внимание, что такая «уступчивость» американской стороны по сирийскому конфликту проявилась после беспрецедентного давления на президента Б.Обаму со стороны ряда американских дипломатов, направивших 16 июня открытое письмо президенту с призывом включить в действие «план Б» по Сирии. В письме 51 американский дипломат, среди которых были и такие высокопоставленные сотрудники Госдепа как бывший посол США в Ливане и Сирии Роберт Форд, призывали к «разумным усилиям по выходу из тупика и применению военно-воздушных сил для того, чтобы морально поддержать (оппозицию-авт.) и обеспечить более сфокусированный и возглавляемый США дипломатический процесс». Переводя на человеческий язык, американские дипломаты-«диссиденты» убеждали Барака Обаму начать бомбардировки Дамаска так же как в 1999 году Б.Клинтон начал бомбардировки Белграда для того, чтобы побудить Милошевича начать переговоры с косовскими сепаратистами. Желательный для американцев итог таких переговоров в сирийском случае можно было легко спрогнозировать. Необходимо было дожать Б.Асада и добиться его отставки.

Прецеденты такого выражения несогласия американских дипломатов уже случались, но участие в подобных диссидентских акциях такого большого количества сотрудников Госдепа является беспрецедентным и совершенно понятно, что подобная акция не была спонтанной. За ней стояло недовольство части американского истеблишмента, связанного с Пентагоном, пассивной политикой нынешней администрации в Сирии. Однако ясно  также, что Б.Обама, желающий уйти из Белого дома с имиджем миротворца не будет до конца президентского срока предпринимать каких-либо резких движений на Ближнем Востоке. Существует и еще одна причина американской сговорчивости – отсутствие у Вашингтона какого-либо определенного плана выхода из сирийского тупика. Американский «план Б» подразумевал поддержку «умеренной» вооруженной оппозиции как силы, альтернативной и Б.Асаду, и джихадистским группировкам. Однако к лету 2016 года стало ясно, что «умеренные» не представляют собой в Сирии сколь-нибудь серьезной силы. Это подтверждают как недавние провалы спонсируемых американцами «умеренных сил» в борьбе против «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), так и кампания зачисток, направленных против остатков Сирийской свободной армии и развернутых ИГ и «Джабхат ан-нусрой». Так, в начале июля группировка Новая сирийская армия (НСА) потерпела сокрушительное поражение от боевиков ИГ при попытке занять стратегически важный пункт Абу-Кемаль на сирийско-иракской границе. По мнению обозревателей газеты «Рай аль-йаум» НСА была организована американцами для подтверждения участия сирийской оппозиции в борьбе против «Исламского государства» в Сирии. Американцы понимают, что если Ракку будут освобождать исключительно курды из «Сил демократической Сирии» (СДС), то это может взывать негативную реакцию со стороны арабского населения. Поэтому было принято решение пустить курдов на Ракку с севера, а  повстанцев из НСА с юга. Одновременно они должны были деблокировать Дейр эз-Зор, но явно не справились с возложенными задачами.

Еще одним доказательством неэффективности группировок «умеренной» оппозиции являются трудности, переживаемые группировкой «Джейш аль-ислам». Эта салафитская милиция была создана в сентябре 2013 года при активной поддержке Саудовской Аравии. В ее состав вошли несколько крупных на тот момент исламистских вооруженных групп, таких как «Лива аль-ислам» и Курдский исламский фронт. По задумке саудовских кураторов, данная группировка должна была стать самой мощной антиправительственной силой в Сирии и первой войти в Дамаск. На деле ее действия ограничились Восточной Гутой — важным в стратегическом плане пригородом Дамаска, где она создавала немало проблем сирийскому правительству. Однако в Гуте у группировки в последнее время появились серьезные проблемы. При этом причиной данных проблем являются не правительственные войска, а соперничающие с «Джейш аль-ислам» джихадистские группировки, прежде всего «Джебхат ан-нусра». По информации спикера «Джейш аль-ислам» Хамзы бен Кадера, группировки «Лива аль-Фустат» и «Лива Фаджр аль-Амма», являющиеся фактически подразделениями «Джебхат ан-нусры» вытесняют «Джейш аль-ислам» из южных участков Восточной Гуты и перерезают логистические пути снабжения этой группировки.

Еще одним примером успешного вытеснения джихадистами умеренных группировок и слабости последних является борьба боевиков «Джебхат ан-усры» против светских повстанческих группировок в провинции Идлиб. Еще в марте с.г. джихадисты из «Джебхат ан-нусры» совершили успешный налет на склады с оружием 13-й дивизии Сирийской свободной армии в городе Маарат ан-Нугман. А 3 июля был захвачен в заложники полевой командир  так называемой «Армии освобождения» («Джейш ат-тахрир» Мухаммед аль-Ахмад по прозвищу «Габи» («Глупый»). «Армия освобождения» была сформирована из части бывших сторонников Сирийской свободной армии. Незадачливого военного лидера выкрали из дома родственников в местечке Кафр Анбель вместе с дядей и сестрой. Тогда же боевики успешно штурмовали штаб «Джейш ат-тахрир». Таким образом, джихадисты выразили твердое намерение полностью взять под свой контроль территории в провинциях Идлиб и Хама для установления на них эмирата. «Умеренным» группировкам приходится одновременно вести войну против правительственных сил, «Исламского государства» и «Джеабхат ан-нусры», что практически невозможно.

Все эти примеры показывают, что в Сирии происходит поляризация противоборствующих сил и их укрупнение. Если в начале конфликта в Сирии насчитывалось до 1200 антиправительственных вооруженных группировок, то в настоящее время крупные хищники пожирают мелких, и их число значительно сокращается. На территориях, занятых боевиками, все больше происходит поляризация между «Исламским государством» и «Джебхат ан-нусрой». Первая группировка воюет против всего мира. Вторая, долгое время являвшаяся подразделением «Аль-Каиды» (запрещена в России), пользовалась с начала конфликта поддержкой со стороны Саудовской Аравии. Косвенные данные позволяют судить о том, что Эр-Рияд не прекратил полностью эту поддержку и сейчас, несмотря на формальный запрет этой организации в КСА и аресты саудовских граждан, принимавших участие в ее деятельности. Соответственно американцам, если они серьезно обеспокоены ростом террористической активности в мире и реальными угрозами их союзникам в Европе и на Ближнем Востоке, приходится менять тактику в Сирии. Политика США, долгое время разжигавших сирийскую смуту окончательно зашла в тупик, и Вашингтону, скрепя сердце, приходится идти на соглашение со своим геополитическим противником – Россией.

Между тем, в Дамаске 3 июля был объявлен состав нового правительства Сирии. Его возглавил бывший министр электроэнергетики Имад Хамис. Политический и силовой блоки правительства САР остались почти нетронутыми, в то время как экономический блок претерпел значительные изменения. В новом правительстве сохранили свои посты министр обороны Фахд Джасем аль-Фрейдж и министр иностранных дел Валид Муаллем (оба стали также вице-премьерами). Сохранили свои посты также министр внутренних дел генерал-майор Мухаммед Ибрагим аш-Шаар, министр по делам президентской администрации Мансур Аззам, министр юстиции Наджм Хамад аль-Ахмад, министр по делам вакфов Мухаммед Абдель Саттар, министр образования Хезван Альваз, министр сельского хозяйства Ахмед Кадри, министр здравоохранения Низар Вахба Язиджи и министр труда и социальных отношений Рима Кадри (женщина).   Новым министром экономики и внешней торговли Сирии стал бывший директор Центробанка Адиб Майяле. Министерство финансов возглавил бывший директор Дамаскской фондовой биржи Маамун Хамдан, а министерство электроэнергетики – один из топ-менеджеров Национальной нефтяной компании Али Ганем. Бывший губернатор провинции Сувейда Атеф Наддаф стал министром высшего образования, а бывший губернатор Дамаска Хусейн Махлюф – министром по делам местного самоуправления. Данные перестановки и назначения позволяют судить о том, что все посты в правительстве заняли представители старой сирийской элиты. Для оппозиции в нем места не нашлось, а значит переговоры в Женеве остаются в большей степени фикцией и благим пожеланием.

52.18MB | MySQL:103 | 0,643sec