Ситуация в Египте: июнь 2016 г.

В июне получил дальнейшее развитие конфликт между египетскими властями и профсоюзом египетских журналистов. Он начался 1 мая, когда в штаб-квартире организации были арестованы журналисты Амро Бадр и Махмуд Сака, работавшие на интернет-издание yanair.net. Их отправили в предварительное заключение сроком на 15 суток по обвинению в «побуждении к манифестациям» и «призывам к свержению режима».

Ранее сообщалось, что 4 мая на совещании активистов профсоюза египетских журналистов его участники потребовали отставки главы МВД АРЕ Махди Абдель Гаффара. Они также потребовали извинений со стороны президента Абдель Фаттаха ас-Сиси. Полицейские сделали все возможное, чтобы не пустить журналистов в здание их профсоюза в центре Каира, но собрание все же состоялось.

1 июня стало известно, что глава профсоюза египетских журналистов Яхья Каллаш и двое функционеров организации предстанут перед судом по обвинению в укрывательстве в штаб-квартире организации двух репортеров, разыскивавшихся полицией, а также в «распространении ложной информации». В этой связи правозащитная организация «Международная амнистия» выступила с заявлением, в котором действия властей в отношении трех профсоюзных бюрократов были названы «беспрецедентной репрессией против свободы прессы» и «самой вопиющей атакой на СМИ за последние деятилетия».

27 июня полицейские пришли за ведущей политической программы на одном из частных египетских телеканалов OTV Лилиан Дауд, имеющей паспорта Ливана и Великобритании. Она была изолирована в неизвестном месте. Полицейские забрали у нее мобильный телефон и британский паспорт. Несколько месяцев назад против нее была развернута волна критики в социальных сетях за ее близость к светской оппозиции. 28 июня Л.Дауд была выдворена из Египта.

2 июня во французском Сен-Назере состоялась торжественная церемония передачи Египту первого из двух десантных вертолетоносных кораблей-доков (ДВКД) типа «Мистраль», построенных в свое время по заказу ВМФ России. Их купил Египет после того, как Франция под предлогом украинских событий отказалась поставлять корабли России. ДВКД-1 получил название «Гамаль Абдель Насер». Из-за роста социальной напряженности на верфях компании STX на торжественную церемонию не прибыли министры обороны Франции и Египта Жан-Ив Ле Дриан и Седки Собхи. Их встреча состоялась в Париже.

Передача Египту ДВКД-2, получившего название «Анвар Садат», запланирована на сентябрь с.г. Стоимость двух ДВКД составила около 950 млн евро. Сделку профинансировала Саудовская Аравия.

12 июня ДВКД-1 вышел из Сен-Назера в Александрию. На его верхней палубе по меньшей мере 10 хорошо вооруженных египетских морпехов обеспечивали защиту корабля от террористов. Уже 23 июня он прибыл на внешний рейд Александрии.

3 июня, два года спустя после избрания на президентский пост, Абдель Фаттах ас-Сиси оправдал свою амбициозную программу перевооружения египетской армии, упомянув про вооруженные конфликты, бушующие в регионе Ближнего Востока, и угрозу со стороны «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России)). Как известно, только у Франции за последнее время закуплены вооружения на сумму свыше 6 млрд евро, в том числе два ДВКД, фрегат типа FREMM, 4 ракетных корвета типа «Говинд», 24 истребителя «Рафаль». Крупные оружейные контракты заключены также с Россией на поставку, в частности, порядка 40 истребителей Миг-29, зенитных ракетных систем «Антей-2500», других систем вооружений.

7 июня суд города Кена приговорил к смертной казни 25 участников столкновений, происшедших два года назад в провинции Асуан между выходцами из племен бани-хилаль и дабудия, в результате которых погибли 28 человек. Тогда только вмешательство армии остановило кровопролитие.

Всего на скамье подсудимых по этому делу находились 164 человека. Из них 21 человек получил пожизненное заключение, что в египетских реалиях означает 25 лет тюрьмы, 18 человек – сроки тюремного заключения от 2 до 15 лет, около 100 были оправданы.

18 июня бывший президент Египта Мухаммед Мурси, низложенный военными в 2013 г., в очередной, четвертый раз, был осужден, на сей раз — к пожизненному заключению. На трех предыдущих процессах по трем различным обвинениям его осуждали к смерти, пожизненному заключению и 20 годам тюрьмы.

В ходе последнего по времени процесса М.Мурси и 10 другим обвиняемым вменялась в вину передача Катару «документов, относящихся к национальной безопасности», относящихся к «армии, ее дислокации и вооружениям». В обвинительном акте утверждалось, что М.Мурси и директор его кабинета Ахмед Абдель Атти передали эти документы личному секретарю М.Мурси Амину ас-Серафи, который затем передал их через посредников офицеру катарской разведки. Тем самым Каирский суд переквалифицировал дело, поскольку ранее в связи с открывшимися обстоятельствами М.Мурси обвинялся в шпионаже в пользу Катара.

Тем не менее двое упомянутых выше чиновников получили по пожизненному заключению, шестеро подсудимых получили смертную казнь по обвинению в шпионаже. Среди последних значатся трое журналистов телеканала «Аль-Джазира», судимых заочно. По версии следствия, они выполнили функции посредников при передаче документов.

8 июня египетское правительство одобрило проект закона, предусматривающего «самые большие сроки тюремного заключения» для воротил «черного» валютного рынка в условиях, когда страна сталкивается с дефицитом долларовой наличности. Из-за этого подскочили цены на ряд товаров, возник дефицит некоторых из них, и в частности, некоторых видов медикаментов, поскольку возник дефицит долларовой наличности у импортеров.

Проект закона предусматривает сроки тюремного заключения от 3 до 10 лет для тех, кто совершает валютные сделки незаконным путем, игнорируя  банки и уполномоченные агентства. Для тех, кто обращается к услугам дельцов «черного» валютного рынка, предусмотрены наказания от 6 месяцев до 3 лет тюрьмы.

В марте с.г. Центральный банк Египта девальвировал фунт на 14,3%, после чего стоимость одного доллара выросла с 7,83 до 8,95 фунтов. На «черном» рынке доллар стоит намного выше.   Для того, чтобы проект закона вступил в силу, его должен одобрить парламент.

Несмотря на то, что за последние два года монархии Персидского залива выделили Египту в виде помощи порядка 20 млрд долларов, валютные резервы Центрального банка Египта сократились с 36 млрд долларов (в конце 2010 года) до 17,5 млрд долларов (в конце мая с.г.).

Но настоящую бомбу замедленного действия для властей являют собой молодые египтяне в возрасте до 25 лет, которые составляют 60% населения страны и в большей своей части не имеют перспектив найти работу в условиях, когда власти приняли решения резко сократить численность армии чиновников и заморозить прием на госслужбу.

В июне продолжилась история с передачей Египтом Саудовской Аравии двух необитаемых островов Тиран и Санафир в Красном море на входе в Акабский залив, вызвавшей волну негодования в египетском обществе. 21 июня Госсовет Египта – высшая юридическая инстанция страны – аннулировал эту передачу. Решением Госсовета «аннулируется подпись представителя египетского правительства» в части, касающейся соглашения о демаркации морских границ, подписанного в начале апреля двумя странами в ходе визита в Каир короля Саудовской Аравии Сальмана», сообщил один из членов Госсовета.

Правительство Египта было вправе оспорить это решение Госсовета, и оно сделало это уже 2 июня в Высшем административном суде, хотя очевидно, что ему не следовало делать это, а попытаться выйти из проблемы и сохранить при этом лицо.

29 июня президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси призвал религиозных деятелей страны откорректировать их проповеди с тем, чтобы более эффективно бороться против религиозного экстремизма. Тем самым он дал понять, что недоволен действиями отдельных представителей этого сословия. По его оценке, молодые мусульманские эрудиты ошибочно интерпретируют слова и действия пророка Мухаммеда, и не прикладывают достаточно усилий для того, чтобы бороться против идеологии экстремистов.

В целом, приходится констатировать, что под предлогом сохранения стабильности египетские власти достаточно жестко подавляют любое инакомыслие, отталкивая от себя при этом их естественных союзников – светские и левые организации. Подобные действия вряд ли пойдут на пользу Каиру с учетом того взрывоопасного потенциала, который зреет в стране в лице безработной молодежи.

52.11MB | MySQL:103 | 0,619sec