Реакция Ирана на нормализацию российско-турецких отношений

Сотрудничество Исламской Республики Иран и Российской Федерации продолжается в сложившихся новых обстоятельствах. Речь идет о процессе нормализации отношений между Россией и Турцией после того, как президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган написал письмо президенту РФ Владимиру Путину и извинился за инцидент со сбитым российским бомбардировщиком Су-24 на турецко-сирийской границе в ноябре прошлого года.

Официальный Тегеран поприветствовал решение двух стран наладить отношения после восьмимесячного перерыва. В частности, пресс-секретарь и директор Центра по общественной дипломатии Министерства иностранных дел Бахрам Гасеми заявил, что МИД ИРИ с самого начала с удовлетворением приветствовало процесс нормализации отношений между Турцией и Россией. «Исламская Республика Иран надеется, что нормализация отношений между двумя странами будет отвечать интересам народов России и Турции и всех жителей региона. Укрепление сотрудничества и стабильности в регионе способствует борьбе с терроризмом», — сказал Б. Гасеми.

Президент Ирана Хасан Роухани в телефонном разговоре со своим турецким коллегой по случаю праздника рамадан отметил, что для укрепления двусторонних связей между Ираном и Турцией существуют все условия и призвал к реализации ранее достигнутых соглашений.

Несмотря на вечное соперничество за звание сверхдержавы ближневосточного региона между Ираном и Турцией, Исламская Республика всегда руководствовалась принципом realpolitik. Поэтому неудивительно, что официальная риторика Тегерана, как обычно, лаконична и сдержана. Однако, среди аналитических кругов информация о российско-турецком сближении восприняли неоднозначно.

Согласно данным газеты Al-Hayat, быстрое сближение России и Турции является результатом «заговора». Существуют сведения о том, что неофициальные делегации российской и турецкой сторон в ходе серии переговоров подготовили почву для сложившегося сценария: сначала Редждеп Тайип Эрдоган приносит извинения, затем вскоре Владимир Путин делает телефонный звонок, открывая путь для скорейшей нормализации отношений. По данным газеты, посредническую роль в данном «заговоре» сыграл президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. В то же время, некоторые источники указывают на то, что эта роль принадлежит премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху.

Нормализация отношений было острой  необходимостью для Москвы и Анкары, поэтому страны были готовы пойти на него очень быстро, но самое главное для ИРИ — как это сближение отразится на ситуации в Сирии? А также, что стоит за примирением Турции и Израиля ровно в то время, как имело место быть российско-турецкое сближение?

Согласно иранскому информационно-аналитическому порталу Alef, второй вопрос нельзя игнорировать, в частности в свете прошедших российско-израильских беспрецедентных военных учений в Средиземном море. Кроме того, по решению Владимира Путина и Биньямина Нетаньяху российским газовым компаниям было позволено участвовать в тендере на разработку двух израильских газовых месторождений — Leviathan и Tamar. «Это означает, что военное сотрудничество создает основу для политического, экономического и регионального партнерства, и одной из основных целей такого партнерства защита израильской энергетической инфраструктуры в регионе. Подобные действия являются строгим посланием Ирану, «Хизбалле» и сирийскому режиму», — считает агентство «Alef».

Ссылаясь на слова В.Путина на встрече послов  РФ о том, что Ближний Восток не единственный регион, будущее которого зависит от судьбы Сирии, и что мировая политика не может предсказать эскалации конфликтов за ресурсы и рынки, аналитики полагают, что высказывания российского президена являются намеком на нечто вроде «коалиции» между Россией, Турцией и Израилем, чьи общие интересы и имеющиеся инструменты уже становятся очевидными.

Согласно тому же источнику, России было необходимо укрепить свои позиции в регионе, поэтому она нормализовала свои отношения с двумя мощными государствами. Россия увеличила сотрудничество с Израилем до беспрецедентного уровня, а затем Турция присоединилась к данному «трио». По мнению иранских экспертов, несмотря на различия взглядов трех сторон, в частности вокруг будущего президента Башара Асада, есть нечто, что объединяет позиции трех стран. Несмотря на непрекращающуюся войну в Сирии, России все же видит будущее этой страны в виде единой государственной системы. Стороны сложившегося треугольника видят необходимость создания новой коалиции после урегулирования кризиса. Также, угроза терроризма остается общей задачей для всех сторон, хоть и взгляды на терроризм у них отличаются. Существуют разные мнения по поводу уменьшения роли Исламской Республики в регионе, в зависимости от отношений каждой из трех стран с Тегераном.  По мнению иранского аналитика, имя которого  не приводиться, существует прямая связь между недавнем заявлением Москвы о том, что «битва за Алеппо и Ракку еще не закончена», и целями создания новой коалиции, однако в чем она заключается, пока до конца непонятно.

Согласно газете Iran, несмотря на наличие коалиции Иран-Россия-Ирак-Сирия-«Хизбалл»а, очевидно, что между союзниками существуют разногласия, в частности между Ираном и Россией. Неужели Москва сменила свою позицию и как российско-турецкое сближение повлияет на региональное сотрудничество Ирана и России? На этот вопрос ответил эксперт по вопросам России Бахрам Амир Ахмадиан. По его мнению, Россия и Турция взаимно удовлетворили требования друг друга наладить двусторонние отношения в тот момент, когда обе страны установили тесные связи с Израилем. Кроме того, Россия и США договорились о более высоком уровне координации военных действий для разрешения конфликта в Сирии. В таком случае, Россия, Турция и США могут стать сторонами треугольника, способными принять более последовательную и согласованную позицию по Сирии. Однако, учитывая сравнительно хорошие отношения между Ираном и Турцией, нельзя представить, что роль ИРИ в региональных вопросах будет уменьшена, и если Тегеран начнет вести более активную дипломатию, с учетом новых реалий, то роль Ирана будет невозможно игнорировать.

«Учитывая, что подобная ситуация сложилась в тех обстоятельствах, когда «Хизбалла» – основной союзник Ирана и Сирии, была признана террористической организацией странами Организации исламского сотрудничества, и делаются попытки свести на нет успехи ИРИ на международной арене, Ирану необходимо вести более активную дипломатию и пристально следить за изменениями интересов Москвы в регионе», -считает эксперт.

В свою очередь иранское агентство «Arannews» пишет, что Турция прикладывает все усилия, чтобы разъединить Россию и Иран. Согласно сообщению агентства, Турция, а также аравийские монархии», которые с самого начала конфликта «укрылись под американским крылом» поняли, что США идут на сближение с Сирией и поддерживают столь ненавистных Турции курдов. Поэтому Турция начала укреплять свои отношения с Саудовской Аравией, ОАЭ, Катаром, и спустя шестилетний перерыв с Израилем, что является началом нового развития ситуации в регионе. Агентство пишет также, что Турция подала сигнал и Египту присоединиться к союзу. В данном контексте, понятно, почему президент Турции принял решение принести извинения России и наладить отношение с союзником Ирана.

Тем не менее, не весь иранский истеблишмент негативно воспринял новые реалии. Так, например, специалист по внешней политике ИРИ Хасан Бехештупур уверен, что нормализация ирано-турецких отношений не представляет для Ирана никакой опасности. Наоборот, улучшение отношений между Москвой и Анкарой пойдет на пользу Тегерану, так как оно будет способствовать установлению мира и стабильности в регионе.

«Мнение о том, что Иран может извлечь выгоду из напряженности в отношениях между Россией и Турцией, основано на образах и идеях, которые относятся к предшествующим десятилетиям и сегодня больше не соответствуют реальности», — заявил Бехештпур. По его словам, несмотря на то, что отношения между Тегераном и Москвой не стратегические, они движутся в данном направлении, и отношения с другими странами не должны влиять на этот процесс.

Что касается экономической стороны вопроса, то, по словам аналитика, мнение ряда экспертов о том, что Иран может заменить России Турцию в результате экономических санкций, наложенных Москвой против Анкары, также не соответствует действительности, так как Иран не обладал необходимым потенциалом для подобной замены.

Как известно, в ответ на действия Анкары и отказа президента Эрдогана принести извинения, Россией были введены экономические санкции по отношению к Турции. Целый ряд товаров было запрещено импортировать из этой страны, такие как апельсины, мандарины, тушки и субпродукты домашних кур и индеек, лук, огурцы и корнишоны, виноград, яблоки, груши, абрикосы, персики, сливы, земляника и клубника и так далее. Подобное стечение обстоятельств позволило другим странам воспользоваться ситуацией и увеличить присутствие на российском рынке, в частности, Исламской Республике. Для Ирана, который на состояние на декабрь прошлого года, все еще находился под санкциями, эта возможность стала весьма кстати. Иран начал экспортировать в Россию различные фрукты и овощи, в том числе картофель, сладкий перец, бананы, арбузы, апельсины, мандарины, белый и черный виноград, груши, персики, томаты и огурцы, молочную продукцию, в том числе молоко, сливочное масло, овечий и козий сыр, различные сыры из коровьего молока, кефир, фруктовые йогурты, разнообразное мороженое, рыбу разных видов, креветки, орехи, зелень, консервированную продукцию, грибы, чай, кофе, шоколад и так далее. В этой связи, очевидно, что возвращение экономической ситуации в до антитурецкий санкционный период для Ирана крайне нежелательно.

Таким образом, очевидно, что иранское политическое сообщество глубоко обеспокоено не только сближением России и Турции, но сближением последних с главным врагом Ирана – Израилем, ведь, как пишет газета Iran, сотрудничество Тегерана и «Хизбаллы», а также все их усилия по сохранению власти Башара Асада в Сирии, «направлены против сионистского режима». Совершенно логично прозвучало мнение о том, что иранская дипломатия должна стать более активной в сложившихся условиях.

Что касается экономики, то Иран действительно воспользовался антитурецкими санкциями, тем не менее товарооборот между Россией и Ираном, который составляет около 2 млрд долларов, не может сравниться с объемом товарооборота между Турцией и Россией, который даже при сокращении составил 23 млрд долларов.

52.28MB | MySQL:103 | 0,368sec