На минувшей неделе в регионе сохранялась сложная, а в ряде стран напряженная и нестабильная обстановка. В Сирии, Ираке, Ливии и Афганистане продолжается вооруженное противостояние сторонников правительства с силами антирежимных и террористических группировок. Резко обострилась ситуация в Южном Судане. Сложной остается обстановка в Йемене, юго-восточных провинциях Турции и на Синайском полуострове в Египте.
Командование вооруженных сил Сирии 6 июля объявило режим прекращения огня сроком на 72 часа на всей территории страны на дни мусульманского религиозного праздника Ид аль-Фитр, а 9 июля «режим тишины» был продлен до полуночи 12 июля. О своем решении соблюдать перемирие заявила оппозиционная Сирийская свободная армия. В то же время террористические и экстремистские группировки, прежде всего «Исламское государство» (ИГ) и «Джебхат ан-нусра» (обе организации запрещены в России), соблюдать «режим тишины» отказались. И все же режим прекращения огня привел к масштабному сокращению боевых действий в САР. Тем не менее, бои правительственных сил с боевиками продолжались в нескольких провинциях Сирии. При этом наиболее интенсивные боевые действия велись на севере страны в городе Алеппо и прилегающих к нему районах. Здесь сирийская армия и ополченцы окружили формирования экстремистов в захваченных ими районах города. Боевики оказались отрезанными от своих тыловых баз на границе с Турцией. По заявлению представителя ООН, около 300 тыс. человек блокированы в восточной части Алеппо из-за боевых действий между правительственными войсками и боевиками вооруженных группировок. Сообщается о больших потерях среди гражданского населения в Алеппо в результате обстрелов боевиков «Джебхат ан-нусры». Неудачей закончилась попытка боевиков «Джебхат ан-нусры ее союзников прорвать кольцо окружения в районе Алеппо, предпринятая ими 10 июля. 7 июля правительственные войска начали контрнаступление на северо-востоке приморской провинции Латакия с целью возвращения под свой контроль города Кенсаба и его окрестностей. Правительственные войска и ополченцы 8 июля выбили боевиков экстремистских группировок из населенного пункта Майдая к востоку от Дамаска, а также восстановили все утраченные ранее позиции к востоку от Пальмиры. В основном курдские формирования «Сил демократической Сирии» продолжали бои за город Манбидж к северо-востоку от Алепппо.
5 июля боевые самолеты и артиллерия ВС Турции нанесли удары по целям ИГ на севере Сирии. Отметим, что турецкие авиаудары в Сирии возобновились после начала процесса нормализации отношений между Москвой и Анкарой.
8 июля боевой вертолет Ми-25 ВВС САР с российским экипажем был сбит боевиками ИГ в районе Пальмиры. Два летчика погибли.
Президенты России и США В. Путин и Б. Обама 6 июля в ходе телефонного разговора обсудили ситуацию в Сирии. По информации пресс-службы Кремля, «с обеих сторон подтверждена готовность к наращиванию координации по военной линии российских и американских действий в Сирии». Была подчеркнута важность возобновления межсирийского переговорного процесса под эгидой ООН для политического урегулирования конфликта. Путин призвал Обаму способствовать скорейшему размежеванию умеренной сирийской оппозиции от «Джебхат ан-нусры». Президенты также «подтвердили свою приверженность разгрому группировок ИГ и «Джебхат ан-нусра» в Сирии». В пресс-службе Белого дома сообщили, что Обама считает, что режим Асада не соблюдает условия соглашения о приостановке боевых действий в Сирии. При этом он «подчеркнул важное значение нажима России на сирийский режим» для обеспечения безопасности мирного населения и соблюдения условий перемирия. В целом В. Путин и Б. Обама не достигли соглашения о расширении сотрудничества по Сирии.
Взаимодействие Тегерана, Москвы и Дамаска является определяющим фактором развития ситуации в Сирии, заявил 5 июля секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана адмирал А. Шамхани.
США сохранят до начала следующего года в Афганистане контингент численностью 8,4 тыс. военнослужащих и не будут его сокращать, как планировалось ранее, до 5,5 тыс. человек, объявил 6 июля президент США Б. Обама. Он пояснил, что это вызвано «неустойчивой ситуацией в области безопасности в Афганистане», где сторонники движения «Талибан» по-прежнему осуществляют теракты и совершают нападения на мирных граждан. По оценке Вашингтона, афганская армия и силы безопасности «контролируют Кабул, крупнейшие города и основные пути сообщения в стране», но они «пока не так сильны, как это необходимо». По мнению Б. Обамы, соглашение между правительством Афганистана и талибами является «единственным способом» достижения мира в стране и США поддерживают данный процесс. Президент Афганистана А. Гани приветствовал решение Обамы не снижать число американских солдат в Афганистане до начала 2017 г. Что касается талибов, то они заявили: «На сколько будет больше американских солдат (в Афганистане, — авт.), на столько у них будет больше потерь».
9 июля саммит НАТО в Варшаве продлил миссию альянса в Афганистане на 2017 г. В настоящий момент контингент НАТО, численностью примерно 12 тыс. человек находится в этой стране в рамках небоевой миссии «Решительная поддержка», в ходе которой западные силы выполняют функции советников и не должны принимать прямого участия в боевых операциях. По словам генерального секретаря НАТО Й. Столтенберга, текущая ситуация с безопасностью в Афганистане не требует того, чтобы силы НАТО вновь взяли на себя ответственность за боевые действия в стране. Он подчеркнул, что на данный момент коалиция не ведет полноценных боевых действий» на афганской территории и рассчитывает на способность местных сил самостоятельно обеспечивать безопасность. Тем не менее, Й. Столтенберг признал, что ситуация в Афганистане остаётся нестабильной, в связи с чем страны НАТО, продолжающие участие в миссии, намерены увеличить помощь силовым структурам страны. Президенты Афганистана и США А. Гани и Б. Обама провели встречу на полях саммита НАТО в Варшаве, в ходе которой Обама выразил поддержку кабульскому правительству. Президенты также обсудили вопросы двустороннего сотрудничества в области безопасности и перспективы установления мира в Афганистане.
Россия обещала отменить антитурецкие санкции, введенные после обострения отношений с Турцией, и теперь в Анкаре ожидают отмены этих ограничений в рамках нормализации отношений между двумя странами, заявил 4 июля глава МИД Турции М. Чавушоглу. Вместе с тем, он признал, что позиция Анкары по сирийскому вопросу остается неизменной — турецкая сторона требует отстранения от власти в Сирии президента Б. Асада. М. Чавушоглу также отметил, что решение Великобритании о выходе из Евросоюза и растущие на континенте настроения евроскептицизма не заставят Турцию отказаться от стратегической цели на полноправное присоединение к ЕС.
Нормализация отношений с Турцией не снимает проблемные вопросы в диалоге, заявили 7 июля в российском МИДе. Глава правительства РФ Д. Медведев заверил, что никаких решений по возобновлению поставок турецких овощей пока не принято. В то же время Д. Медведев поручил заинтересованным ведомствам в недельный срок представить в правительство предложения по возобновлению чартерных перевозок между РФ и Турцией. Тем временем первый самолет с организованной группой российских туристов прибыл 9 июля в Турцию.
Анкара ожидает от НАТО более активных усилий в противодействии угрозам национальной безопасности Турции, заявил 8 июля президент этой страны Р. Т. Эрдоган. Среди организаций, угрожающих безопасности Турции, он назвал террористические группировки ИГ, «Аль-Каиду» запрещена в России), сепаратистскую Рабочую партию Курдистана (РПК) а также сирийскую курдскую Партию демократического союза и силы самообороны сирийских курдов.
Нестабильная ситуация сохраняется на юго-востоке Турции в районах с компактным проживанием курдов. Здесь продолжаются столкновения между турецкими силами безопасности и боевиками РПК.
Саммит НАТО в Варшаве утвердил решение о размещении в Турции самолетов радиолокационной разведки АВАКС. Их полеты будут производиться в международном воздушном пространстве и в небе над Турцией для наблюдения за ситуацией в Сирии и Ираке в интересах оказания содействия международной коалиции в борьбе с ИГ.
Резко обострилась обстановка в Южном Судане. В боестолкновениях в столице страны Джубе между военными, лояльными президенту республики С. Кииру, и бывшими повстанцами во главе с вице-президентом Р. Машара за несколько последних дней было убито 272 человека. Сторонники президента С. Киира 10 июля дважды атаковали резиденцию Р. Машара в Джубе. Приверженцы Р. Машара обвиняют власти в возобновлении войны в стране.
В Саудовской Аравии 4человека погибли и 6 пострадали 4 июля в результате теракта вблизи Мечети Пророка в Медине. В этот же день два смертника подорвали себя у шиитской мечети города Эль-Катиф на востоке страны. Кроме того, силы безопасности КСА предотвратили в Джидде теракт вблизи генконсульства США.
Нестабильная обстановка сохраняется в Ираке. 7 июля в результате теракта у шиитской святыни в городе Балад к северу от Багдада погибли 40 и пострадали 75 человек. Ответственность за это преступление взяло на себя ИГ. Тем временем премьер-министр Ирака Х. аль-Абади 6 июля в связи с предыдущим крупнейшим терактом, совершенным 3 июля (по последней информации, погибли 292 и пострадали 180 человек), принял отставку главы МВД страны М. аль-Габбана. Также отправлены в отставку командующий оперативным штабом «Багдад» и ряд руководителей спецслужбами, ответственных за безопасности столицы.
В различных районах Йемена не прекращаются бои войск, лояльных президенту страны А. М. Хади, с отрядами шиитских повстанцев-хоуситов и поддерживающими их силами бывшего главы государства А. А. Салеха. На минувшей неделе бои происходили в провинциях Мариб, Аль-Джоуф и Таиз. Авиация арабской коалиции во главе с Саудовской Аравией усилила на удары по целям и позиция хоуситов. На юге страны 6 июля йеменские правительственные войска при поддержке авиации аравийской коалиции отбили нападение боевиков «Аль-Каиды» на военную базу близ аэропорта Адена.
Президент Йемена А. М. Хади 10 июля заявил об отказе создать коалиционный кабинет с хоуситами и не исключил выход его правительства из мирных переговоров в Кувейте.
8 июля в Госдепартаменте США заявили, что «не обладают никакими указаниями на то, что власти Ирана нарушают условия Совместного всеобъемлющего плана действий по ядерной программе Тегерана». Со своей стороны, в МИД ИРИ заявили, что Тегеран ожидает от администрации США выполнения обязательств в рамках ядерного соглашения и усилий по снятию препятствий на пути его реализации. Палата представителей Конгресса США приняла 8 июля две поправки, способные сорвать планируемую сделку между компанией «Боинг» и Ираном на сумму до 25 млрд долларов по продаже пассажирских самолетов. Администрация президента Б. Обамы подтвердила, что будет выступать против любого законопроекта, который подрывает ядерную сделку с Ираном.
Иран продолжит реализацию своей ракетной программы в соответствии с оборонной доктриной, несмотря на заявления канцлера Германии А. Меркель о ее несоответствии резолюции ООН. Об этом заявили в МИД ИРИ.
Министр иностранных дел Египта С. Шукри прибыл 10 июля в Израиль и встретился с премьер-министром еврейского государства Б. Нетаньяху, обсудив вопросы возобновления палестино-израильского переговорного процесса и израильско-египетское сотрудничество в различных областях. Нетаньяху 10 июля вновь призвал палестинцев к прямым переговорам с Израилем. По словам израильского премьера, визит С. Шукри демонстрирует сдвиг в отношениях между двумя странами. Это первый с 2007 г. визит высокопоставленного египетского политика в Израиль.
Приложение
О вооруженных силах Объединенных Арабских Эмиратов
Руководство ОАЭ неизменно уделяет пристальное внимание повышению боевой мощи вооруженных сил страны (63 тыс. человек). На протяжении многих лет для ВС ОАЭ характерны динамичное развитие, регулярная модернизация и обновление вооружения и военной техники, стремление командования внедрить в штабах и войсках современные методы управления и ведения военных действий, интенсивная боевая учеба. В последние два года эмиратские ВС активно участвуют в военных кампаниях за рубежом: в Йемене и в борьбе против «Исламского государства» в Сирии. Государство выделяет на нужды обороны значительные средства. Так, в 2015 г. военных расходы эмиратов составили 14,4 млрд долларов.
ВС ОАЭ состоят из сухопутных войск, ВВС, ВМС и Президентской гвардии. Кроме того, княжества, входящие в ОАЭ, имеют собственные военные силы, наиболее крупные (15 тыс. человек) у эмирата Дубай. Это право предоставлено им федеральной конституцией. В то же время Основной закон ОАЭ дает федеральным властям право «ввести федеральные вооруженные силы или силы безопасности в любой эмират – член Федерации по его просьбе для охраны безопасности и порядка».
Верховным главнокомандующим ВС ОАЭ является президент Федерации, а его заместителем – наследный принц Абу-Даби. Наиболее важные вопросы военного строительства и финансирования ВС решаются Высшим советом эмиров при решающем мнении глав Абу-Даби и Дубая. Решения Совета обязательны для выполнения всеми государственными органами.
В военно-административном отношении территория ОАЭ разделена на три военных округа: Центральный (территория эмиратов Дубай, Шарджа, Аджман, Умм-эль-Кайвайн), Западный (Абу-Даби) и Северный (Рас-эль-Хайма, Эль-Фуджейра).
Военная доктрина ОАЭ носит коалиционный характер и основывается на военно-политическом союзе государств-членов ССАГПЗ и гарантиях безопасности со стороны ведущих стран Запада – США, Франции и Великобритании. В настоящее время, по мнению руководства страны, наиболее угрожаемым направлением является иранское. Это обусловлено наличием территориального спора между двумя государствами, а также стремлением Ирана стать доминирующей державой в регионе Персидского залива и неуклонным наращиванием иранской военной мощи. В последнее время повышенное внимание уделяется противодействию террористической угрозе.
В боевом составе сухопутных войск (44 тыс. чел.) имеется 6 общевойсковых бригад (бронетанковых — 2, механизированных – 2, легких пехотных — 2), артиллерийская бригада и Объединенное авиационное командование. Планируется создать бригаду быстрого реагирования. В армии Дубая имеется 2 механизированные бригады. Основное вооружение: основных боевых танков – 424, артиллерийских орудий, РСЗО и минометов – 594, ПУ ПТУР – более 300, боевых бронированных машин (легких танков, БМП, БТР, бронемашин) – свыше 2000, боевых вертолетов – 25, ПЗРК – 40. Кроме того, в армии Дубая числятся 6 ПУ ОТР типа «Скад» (20 ракет).
Сухопутные войска оснащены в основном современным оружием и военной техникой. В соединениях и частях регулярно проводятся мероприятия по боевой подготовке. В то же время укомплектованность боевых частей личным составом остается низкой, уровень подготовки войск во многом остается недостаточно высоким, а наличие в армии большого числа образцов боевой техники затрудняет организацию их обслуживания и ремонта, усложняет процесс обучения военнослужащих.
Президентская гвардия (12 тыс. человек) имеет на вооружении 50 танков, 200 БМП-3, бронетранспортеры.
Военно-воздушные силы и силы ПВО (4,5 тыс. человек) организационно состоят из трех оперативных командований: Западного (Абу-Даби), Восточного (Дубай) и Северного (Шарджа). На вооружении состоит 154 боевых самолета. Основу боевой мощи эмиратской авиации составляют 139 многофункциональных истребителей F-16 Блок 60 (78 ед.) и «Мираж» 2000 (60 ед.) различных модификаций. При этом состоящие на вооружении ВВС ОАЭ истребители F-16Е/F Блок 60 являются самой совершенной модификацией этого самолета, ее нет больше ни у какой другой страны мира, включая США. Также имеется 7 самолетов-разведчиков «Мираж» 2000ЕD и 2 самолета ДРЛО и У. Военно-транспортная авиация насчитывает 49 машин, в том числе 6 тяжелых американских самолетов С-17. Парк учебных машин насчитывает 79 самолетов. Действия ВВС обеспечивают 3 самолета-заправщика.
ВВС ОАЭ имеют разветвленную систему базирования. Авиационные части регулярно получают новую технику и вооружение. Планируется замена истребителей типа «Мираж». Подписан контракт на поставку еще двух самолетов ДРЛО и У. Качество подготовки летного состава ВВС оценивается по региональным меркам как хорошее.
В последние годы повышенное внимание уделяется развитию сил ПВО и ПРО. На сегодняшний день в составе сил ПВО имеется 7 батарей ЗРК «Усовершенствованный Хок» (42 ПУ) и 9 батарей ЗРК «Пэтриот» РАС-3 (72 ПУ). Последние обладают возможностями ПРО. В США закуплены 9 ПУ (48 ракет) новейшего комплекса ПРО THAAD. Кроме того, на вооружении имеются ЗРК ближнего действия «Кроталь», «Рапира», 63 ПЗРК и 50 новейших российских зенитных ракетно-пушечных комплексом «Панцирь-С1». Эмираты располагают системой радиолокационного контроля воздушного пространства, оснащенной современной техникой. ОАЭ являются одним из основных участников создаваемой с помощью США системы ПРО аравийских монархий. В стране будет создан интегрированный центр управления воздушными операциями и противоракетной обороной.
Военно-морские силы (2,5 тыс. человек) имеют в своем составе 8 ракетных корветов, свыше 20 ракетных катеров, 2 тральщика, десантный корабль, несколько десятков сторожевых и десантных катеров, 5 вспомогательных судов. Имеется также 2 носителя сверхдальних торпед. Морская авиация насчитывает 22 вертолета. Главная военно-морская база – Абу-Даби. Эмираты стремятся создать сбалансированный флот, предназначенный главным образом для действий в прибрежной зоне, но также и в Аравийском море. Флот активно пополняется новыми кораблями и катерами различных типов, разнообразными образцами военно-морских оружия. Вместе с тем, боеспособность эмиратских ВМС остается пока на недостаточно высоком уровне.
В Абу-Даби действуют космический разведывательный центр и Национальная наземная станция, которые анализируют информацию, поступающую со спутников из-за рубежа.
Главный упор в национальном военном строительстве делается на оснащение ВС современным оружием и техникой. Располагая значительными финансовыми средствами, ОАЭ стремятся приобретать за рубежом вооружения, созданные на основе новейших технологий. Приоритетное внимание уделяется развитию ВВС, ПВО-ПРО и ВМС, но не обойдены и интересы сухопутных войск. Вместе с тем, имеются значительные трудности в деле освоения сложных современных систем оружия, требует улучшения работа связи, разведки, управление войсками. К слабым сторонам ВС ОАЭ следует отнести недостаточное развитие ремонтной базы, сильную зависимость национальной армии от иностранных технических специалистов. Вооруженные силы испытывают трудности в вопросах комплектования личным составом. В ходе конфликта в Йемене ВС ОАЭ воевали лучше, чем армия Саудовской Аравии, но назвать их действия в целом успешными затруднительно.
Эмираты являются одним из крупнейших в мире импортеров военной продукции. Так, в 2007-2014 гг. страна закупила за рубежом вооружений и военной техники на сумму 14,556 млрд долларов, а в 2015-2018 гг. эта сумма должна составить 24,188 млрд долларов. Крупнейшим военным поставщиком ОАЭ являются США. Военно-технические связи поддерживаются также с Францией, Великобританией, ФРГ, Россией, Китаем, и рядом других стран.
По закону 2014 г. военная служба в ОАЭ обязательна для граждан мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет. Срок службы для мужчин, имеющих свидетельство об окончании средней школы — 9 месяцев. Для лиц, не имеющих среднего образования – 2 года. Женщины могут пройти добровольную службу в армии в течение 9 месяцев. С учетом дефицита национальных кадров, власти ОАЭ активно привлекают к службе в армии иностранных граждан, прежде всего пакистанцев и египтян.
ВС ОАЭ часто участвуют в совместных учениях с армиями западных и арабских стран. Подразделения ВС ОАЭ входят в состав ОВС ССАГПЗ.
Армия в ОАЭ не играют заметной роли в политической жизни страны, оставаясь в то же время одним из гарантов единства Федерации.
В целом, несмотря на принимаемые меры по техническому оснащению и подготовке личного состава, ВС ОАЭ не в состоянии самостоятельно решать задачи по защите страны от крупномасштабной внешней агрессии.