О политических маневрах Р.Т.Эрдогана внутри Турции и за ее пределами

В Турции продолжается чистка рядов главной специальной службы МИТ. Мы уже сообщали, что в планах турецкого президента Р.Т.Эрдогана коренная смена руководящего состава этой службы. Хакану Фидану прочат место посла в Японии, что пока затягивается как в силу внутриполитической ситуации, так и по причине того, что он хочет уехать послом в США. А вот его заместителя Исмаила Хакки Мусу, который даже одно время — в период стремления Х.Фидана уйти в отставку и заняться строительством своей собственной политической карьеры накануне выборов в парламент в 2015 году, был и.о. руководителя МИТ, уже назначили послом в Париж. В общем-то, понятно, что, несмотря на то, что Франция считается страной для Турции, безусловно, знаковой, по всем бюрократическим меркам такое перемещение означает понижение в карьерной лестнице. А если еще проще — почетной ссылкой перед пенсией. Что мы знаем о И.Х.Муссе? Только то, что на пост заместителя Х.Фидана он попал после того, как отработал приличный срок в качестве посла Турции в Брюсселе с 2011 по 2012 г.г. На этой должности он курировал проведение МИТ и его агентуры операций по ликвидации эмиссаров и руководства ячеек Рабочей партии Курдистана (РПК) в странах Западной Европы. На этом поприще он преуспел и был переведен с повышением в центр. В качестве заместителя Х.Фидана сначала помогал ему устанавливать перемирие все с той же РПК, а после его срыва — курировал привычные себе вопросы физической нейтрализации руководителей РПК уже в Турции. Есть все основания полагать, что именно он был организатором резонансного теракта в Суруче, когда был взорван прокурдский митинг. И.Х.Мусса помимо этого занимался и приобретением агентуры из числа джихадистов в самой Турции с последующим маршрутированием их в Сирию. Ну и, конечно, с использованием затем в формате провокационных резонансных терактов в Турции. Помимо этого, Исмаил Хакки Муса курировал попытку создать около двух лет назад на севере Сирии некий аналог «курдского Талибана», костяк которого составили перевербованные в турецких тюрьмах бывшие боевики РПК, вставшие на путь джихада. Тогда эта попытка была очень быстро пресечена сторонниками сирийской курдской Партии демократического союза (ПДС). Другими словами, Р.Т.Эрдоган полностью избавляется от руководства МИТ, которое ранее было активно задействовано в решении курдской проблемы и поддержанию контактов с джихадистскими группировками в Сирии. Отметим при этом, что бывший премьер-министр А.Давотоглу и тот же Х.Фидан в свое время обращались к турецкому президенту с категорическим требованием изменить вектор политики в отношении курдов и взять ориентир на достижение с ними перемирия. Это стоило А.Давотоглу отставки. Она же, очень вероятно, может настигнуть и Х.Фидана. Означает ли это, а также опала И.Х.Иссы, что Анкара начнет трансформировать свою политику в отношении курдской проблемы? Нам представляется, что несомненно, но только после проведения референдума об изменении конституции. В противном случае есть высокая вероятность нарваться на электоральные риски в виде отката от поддержки курса президента Р.Т.Эрдогана со стороны националистов. Любые заигрывания с курдами означают растущее недовольство именно этого сегмента населения, которое, собственно, сейчас и обеспечивает поддержку турецкого лидера. Мир с курдами — сейчас и немедленно, который предлагали А.Давотоглу и Х.Фидан, в общем-то, разозлил Р.Эрдогана, но не по причине ущербности этой идеи, а по причине ее несвоевременности. То, что сейчас делает турецкий президент в рамках улучшения отношений с Израилем и Россией, есть ни что иное, как подготовка необходимой почвы для проведения судьбоносного референдума и превращения Турции из парламентской республики в президентскую. И за эту резкую трансформацию его взглядов мы должны быть благодарны Европейскому союзу, который четко, в том числе и через голосование в Бундестаге по вопросу армянского геноцида, артикулировал фактический отказ от предоставления Анкаре безвизового режима и тем более — от скорого вступления в ЕС. Этот момент является главным агитационным козырем Р.Т.Эрдогана в рамках обработки электората накануне референдума. Совершенно очевидно, что в случае получения безвизового режима турки проголосовали бы в своей массе за предложенные изменения в конституции страны. Этого не произошло, референдум в Великобритании по выходу из ЕС только это ощущение укрепил, а значит — надо было искать новые козыри. И это — восстановление отношений с Россией и Израилем. В каждом случае по своим резонам, но, тем не менее, эти причины чисто экономические.

Курдский вопрос, а вернее ослабление или полное прекращение курдского террора, который стал более напоминать классическую партизанскую войну, это еще один козырь для турецкого президента в рамках ослабления внутреннего напряжения и снижения инвестиционных рисков. Сейчас для реализации этих проектов активно расчищается «поляна». Курды более не доверяют ни Х.Фидану, ни тем более И.Х.Муссе, которого они открыто обвиняют в убийствах своих функционеров в Европе и в Турции. Необходимы новые лица, которые смогут начать переговоры с «чистого листа», и которые не будут раздражать курдов. Очевидно, что план Х.Фидана «где кнутом, где пряником» утихомирить курдов не сработал. И не сработает в силу того, что турецкие курды получили, помимо Иракского Курдистана, и еще одну мощную тыловую базу в виде севера Сирии. Это делает процесс партизанской войны в условиях продолжения материально-технического снабжения ячеек РПК в Турции практически неискоренимым. Ликвидировать тыловую базу В Сирии Анкара не в состоянии по многим причинам, одной из которых является и открытая поддержка ПДС со стороны США. Они, естественно, полагают курдов основной своей опорой на земле в противостоянии с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России). В данном случае остановить этот процесс можно только политически, и это вынуждает Р.Т.Эрдогана видоизменять свою политику. Это для него, безусловно, весьма болезненно, но еще более разрушительна для него потеря личной власти и уход в политическое небытие. Пожалуй, это лейтмотив всех его политических маневров как внутри Турции, так и за ее пределами.

52.3MB | MySQL:103 | 0,477sec