Ситуация в зоне Сахеля: июнь 2016 г.

1 июня Миссия ООН в Мали (Minusma) и МИД Китая сообщили о гибели накануне в г.Гао китайского миротворца и трех гражданских сотрудников Миссии. Они погибли в результате обстрела из минометов и пусковых установок реактивных снарядов лагеря миротворцев, находящегося в квартале Шато д`О, и обстрела из стрелкового оружия помещения Противоминной службы ООН, находящегося в другом городском квартале. Еще трое китайских миротворцев получили ранения. Из погибших гражданских сотрудников Миссии двое были ссотрудниками малийского частного охранного предприятия, один – «иностранный эксперт», француз по национальности. Таким образом, китайский контингент, входящий в состав Minusma, понес первые боевые потери.

Тут же ответственность за двойную атаку взяла на себя «Аль-Каида исламского Магриба» (АКИМ). Как утверждалось в коммюнике АКИМ, в нападениях участвовали боевики аффилированной с ней группировки «Аль-Мурабитун», возглавляемой Мохтаром Бельмохтаром.

Немедленно на эти нападения отреагировал генсек ООН Пан Ги Мун, сообщивший, что он намерен в ближайшие дни представить предложения Совету Безопасности ООН, «нацеленные на усиление боевых возможностей миротворцев». Он напомнил, что только в течение мая в Мали погибли 12 «голубых касок». В этой связи он предложил оснастить их «адекватными вооружениями, с помощью которых они смогут реагировать на опасные и неожиданные вызовы в Мали».

В ходе расследования оказалось, что лагерь миротворцев в г.Гао был атакован не с помощью минометов, а с использованием заминированного автомобиля.

Также 1 июня не обошлось без крови в Буркина-Фасо, где неизвестные вооруженные лица в провинции Удалан на севере страны атаковали полицейский пост в деревне Интангом в 5 км от границы с Мали. В результате нападения погибли 3 полицейских.

Через несколько дней после этой атаки президент Буркина-Фасо Рох Марк Кристиан Каборе заявил о желании этой страны перенацелить часть ее контингента (самого многочисленного) в составе Minusma на охрану границы с Мали. По его словам, речь идет об одном буркинийском батальоне из состава миротворческой миссии.

По состоянию на начало июня в составе Minusma значились два батальона из Буркина-Фасо численностью 850 солдат каждый. Один из батальонов дислоцируется в Томбукту, второй – близ Гао.

Протяженность общей границы между Мали и Буркина-Фасо составляет свыше 1 тыс. км. Буркина-Фасо в 2012 году развернула пехотный батальон на границе с Мали и Нигером, но его сил явно не хватает для обеспечения безопасности границы и пресечения проникновений джихадистских формирований на территорию страны.

Ранее Буркина-Фасо объявила о выводе своего батальона численностью 850 человек из состава Миссии ООН и Африканского союза в Дарфуре. Этот шаг мотивировался необходимостью обеспечения безопасности на своей собственной территории.

2 июня глава Minusma Махамат Салех Аннадиф связал рост числа атак на миротворцев и малийских военных с торможением мирного процесса между действующими на севере Мали туарегскими повстанческими группировками и центральными властями, который теоретически стартовал с подписанием в мае – июне 2015 года мирного соглашения между туарегами и Бамако. «Приходится констатировать, что реализация мирного соглашения не продвигается, и я опасаюсь его полного блокирования», — заявил он на пресс-конференции в Гао. По его оценке, «наилучший способ борьбы с террористами – это их изоляция путем эффективной реализации мирного соглашения». «Любое время, потерянное для реализации мирного соглашения, является временем, выигранным врагами мира», — утверждал он, указав на отсутствие государства и администрации на значительной части Северного Мали. «Именно задержка с реализацией мирного соглашения является одной из фундаментальных причин всплеска насилия, и нельзя скрывать этого», — полагал чадский дипломат.

7 июня в Бамако на церемонии прощания с телом погибшего китайского миротворца глава Minusma пообещал повысить безопасность солдат контингента Миссии путем предоставления в их распоряжение необходимых вооружений и средств защиты.

В составе контингента Minusma 12 тысяч человек, в том числе 400 – китайцев. Сразу после двойного теракта против миротворцев в начале июня генсек ООН Пан Ги Мун предложил усилить Миссию путем направления в Мали дополнительно 2 тысяч военных, 500 полицейских, а также более совершенных вооружений.

С момента развертывания в июле 2013 года персонал Minusma понес самые большие потери в живой силе по сравнению с другими миротворческими миссиями ООН.

8 июня в окружении министра обороны Франции обвинили подписавшую мирное соглашение в Алжире повстанческую группировку «Высший совет за единство Азавада» (ВСЗЕА) в ведении «двойной игры» и в заигрывании с джихадистской группировкой «Ансар ад-дин». «Что вызывает озабоченность и начинает нас открыто раздражать, так это двойная игра ВСЗЕА», — заявили в окружении французского министра. Впрочем, чего-то другого было трудно ожидать от ВСЗЕА, поскольку изначально в нее вошли многие боевики, ранее воевавшие в составе «Ансар ад-дин».

ВСЗЕА входит в состав альянса «Координация движений Азавада» (КДА), который подписал в 2015 году в Алжире мирное соглашение с Бамако.

15 июня в Бамако было объявлено, что малийские власти и подписанты Алжирского соглашения со стороны повстанцев договорились о создании временных администраций в пяти регионах на севере Мали. Отсутствие таких администраций тормозило реализацию положений Алжирских соглашений. Достижение этой договоренности приветствовало командование Minusma. Документ, подписанный министром реконструкции северных регионов Хамаду Конате, а также представителями проправительственных вооруженных групп и повстанческих группировок, предусматривает, в частности, календарь развертывания т.н. «Механизма координации операций» (МКО). МКО будет поручена организация совместного патрулирования с участием бойцов от трех сторон начиная с 1 июля. Планируется, что временные администрации должны заработать в период с 15 июля по 15 августа. Работников этих администраций предполагается назначать на основе консенсуса. Главы администраций получат всю полноту власти на местах.

Мирным соглашением 2015 года предусматривалось, что временные администрации заработают через три месяца после его подписания, однако в указанные сроки это не было реализовано.

16 июня джихадисты атаковали деревню Манкена в районе Лере близ Томбукту, убив при этом двух человек, в том числе одного из старейшин. Власти не смогли защитить мирное население от нападения.

Также 16 июня представители правительств Мали и Мавритании, а также Верховного комиссариата ООН по делам беженцев подписали в Нуакшоте соглашение относительно добровольного возвращения десятков тысяч малийцев, ранее нашедших убежище на территории Мавритании.

По данным ООН, только в лагере Мбера в Мавритании нашли приют свыше 41 тысячи малийцев, бежавших из страны в 2013 году, когда ее северные районы оказались захвачены тремя джихадистскими группировками. Считается, что в тот период Мали покинули до 200 тысяч человек.

16 июня в Совете Безопасности ООН премьер-министр Мали Модибо Кейта потребовал ввести санкции против тех подписантов Алжирских мирных соглашений, кто уклоняется от их выполнения и кто не размежевался с террористами. Он также предложил сделать более наступательным мандат миротворцев из Minusma.

16 июня АКМ распространила датированную маем видеозапись, доказывающую, что захваченная в заложники в январе с.г. в Мали гражданка Швейцарии Беатрис Стокли жива. По ее словам, запись была сделана 17 мая. К тому времени женщина провела в плену уже 130 дней.

19 июня в Бамако было объявлено о создании «не джихадистской и не сепаратистской» политико-военной группы самообороны народности пель. Новое движение получило название «Национальный альянс за спасении идентичности пель и восстановление справедливости» (ANSIPRJ). «Генеральным секретарем» организации стал Умар Альджана. «Нашим первым врагом является малийская армия, которая вооружает проправительственные милиции против бедной народности пель», — утверждал он.

Как известно, выходцы из народности пель составляют основу джихадистской группировки «Фронт освобождения Масины». Это обстоятельство привело к тому, что отмечались неоднократные случаи внесудебных расправ малийских военных и бойцов проправительственных милиций над выходцами из народности пель, которых военные представляли джихадистами.

«Мы не джихадисты и не сепаратисты. Мы – малийцы, которые не хотят, чтобы их убивали», — заявил У.Альджана. По его словам, его группировка насчитывает около 700 бойцов.

26 июня в интернете после 22-месячного исчезновения вновь появился главарь группировки «Ансар ад-дин» Айяд аг Гали, выступивший в видеообращении с угрозами в адрес интересов Франции и ООН в Мали. Его предыдущее видеообращение было распространено 5 августа 2014 года. Появление новой записи, судя по всему, призвано развеять слухи об его уничтожении, распространившиеся ранее.

29 июня Совбез ООН продлил на год мандат Minusma и увеличил численность миротворческого контингента в Мали на 2,5 тысяч человек. Ее сотрудникам отныне разрешено «использовать все необходимые средства для выполнения мандата Миссии». Однако эти меры, как представляется, вряд ли кардинально повлияют на обстановку в стране в связи со все большей мозаичностью действующих в ней вооруженных формирований, примирить которые между собой представляется задачей, чрезвычайно трудной для решения.

52.25MB | MySQL:103 | 0,488sec