Алжир препятствует вступлению Марокко в Африканский союз

Алжир намеревается оказать активное противодействие попыткам Марокко интегрироваться в Африканский  cоюз  (АС). Заявление о намерении вступить в данную организацию сделал сам король Мухаммед VI 17 июля на 27-м панафриканском саммите в верхах в столице Руанды Кигали.

По его словам, для Марокко пришло время обрести свое «естественное место среди африканских стран».

Сейчас, когда градус обсуждения западносахарской проблемы заметно обострился, руководство страны поняло, что политика «пустого стула» в отношении Африки, имеющей серьезный политический вес в рамках ООН, уже не только не приносит своих плодов, но и вредна. Ведь если Рабат убедит африканские государства в своей правоте, то автоматически возникнет ситуация, при которой необходимость в предоставлении независимости Западной Сахаре уже не будет столь очевидной для мирового сообщества.

В частности, решение Рабата это в том числе реакция на направление от АС бывшего президента Мозамбика Жоаким Чиссано в Совет Безопасности ООН, чтобы защитить вопрос о проведении референдума самоопределения народа Западной Сахары.

Следует особо отметить, что Марокко имеет много друзей в Западной Африке, в первую очередь это Сенегал, Кот-д’Ивуар и Габон, через которых Рабат и убедил руководство АС в необходимости присутствия короля Мухаммеда VI на этом форуме.

И уже само по себе оглашение заявки Мухаммеда VI на панафриканском саммите стало уже его победой. Этому предшествовала осуществленная им дипломатическая «артподготовка». Так, перед саммитом в Кигали Рабат направил свои делегации в африканские страны, чтобы «объяснить свои намерения» и уговорить их поддержать его инициативу.

Не был исключением здесь и Алжир, который марокканские эмиссары просили не мешать данному процессу, указав на то, что сама по себе попытка Марокко вернуться в АС является свидетельством дипломатического поражения Рабата.

Его предложения относительно вступления в АС сводятся к следующему: одновременно с Марокко туда вступает и Западная Сахара, что, дескать, и по крайней мере, на время решает все проблемы.

Примечательно, что подобная заявка прозвучала спустя 32 года после выхода Марокко из Организации африканского единства (ОАЕ) в 1984 г. Это было вызвано его нежеланием выполнять установки этой организации по предоставлению независимости Западной Сахаре, занятой марокканскими войсками, и создания на данной территории Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР), поскольку Рабат таким образом нарушил фундаментальное правило Устава ОАЕ о неприкосновенности границ, унаследованных от развалившихся колониальных империй.

ОАЕ официально перестала существовать в 2000 г. на саммите в Сирте в Ливии, когда ее и заменил АС. Однако там отношение к проблеме Западной Сахары осталось прежним, тем более, что Международный суд в Гааге (МС) отверг марокканскую позицию.

Разумеется, заявка вызвала заметную тревогу в Алжире, власти которого намерены всячески противодействовать марокканским попыткам вступления в АС. Они осознают, что в случае положительного удовлетворения запроса марокканского конкурента алжирские позиции в Африке вообще и в ее северной части в частности будут ослаблены.

АНДР намерена вести и далее борьбу против «марокканского колониализма», отказываясь признавать вторжение на территорию, Западной Сахары «исторической ошибкой», как охарактеризовал произошедшее на последнем саммите АС в Руанде король страны.

Алжир, открыто поддерживающий «сепаратистский» с точки зрения Марокко Фронт ПОЛИСАРИО, добивающийся независимости для Западной Сахары, напоминает, что Рабат до сих пор не выполнил подписанный им мирный договор 1990 года, одобренный ООН, признающий право народа Западной Сахары на самоопределение и тем самым проигнорировал установку международного сообщества на деколонизацию во всем мире.

Соответственно, он намеревается не допустить успешной реализации «новой марокканской хитрости» и апеллировать ко всем международным организациям и наиболее влиятельным странам, чтобы усилить давление на Мухаммеда VI.

Между тем, даже без алжирских помех задача перед Марокко стоит весьма сложная. На первый взгляд, без отказа от прежних политических установок и осуществления вышеупомянутого референдума в отношении Западной Сахары процесс этот запустить будет довольно трудно.

Примечательно, что проводники марокканских интересов в АС, особенно Сенегал, от имени Рабата поясняют суть предложений Мухаммеда VI – временно приостановить «формальное» членство в данной организации САДР, чтобы «пустить» в нее Марокко, а потом и провести референдум по вопросу о самоопределении.

Однако по правилам АС Рабат не может представлять в этой организации Западную Сахару, поскольку там не существует положений о подобном «опекунстве». Хотя теоретически это правило может быть изменено в отношении Марокко в качестве «временной меры».

Вот при обсуждении данного предложения Алжир и готовится дать бой на том основании, что Рабат должен сначала выполнить установки мирового сообщества и провести плебисцит, что само по себе должно стать проверкой его готовности «завершить деколонизацию Африканского континента». В противном случае алжирские лидеры уверены, что Марокко в очередной раз их «обманет».

Кроме того, согласно алжирским доводам, поведение остальных африканских стран в данном случае продемонстрирует, насколько они готовы соблюдать принципы территориальной целостности и в том случае, если сейчас произойдет от них отказ, в будущем это ударит по ним самим.

Впрочем, у Рабата имеется целый ряд серьезных козырей, усиливающих значимость его заявки. Дело в том, что в определенной степени члены АС также заинтересованы в восстановлении членства Марокко в своей структуре и хоть как-то взаимодействовать с этим весьма влиятельным по местным меркам государством.

И сейчас некоторые страны Африки (особенно западноафриканские) действительно готовы рассмотреть различные модели для налаживания с ним взаимодействия.

Следует заметить, что солидности заявке Мухаммеда VI придает наличие дружеских и деловых (Израиль, Франция), а также союзнических отношений (Саудовская Аравия) с влиятельными государствами. Необходимо напомнить, что «громкая» заявка Его Величества имела место после состоявшегося в начале июля нынешнего года турне израильского премьер-министра Б.Нетаньяху по ряду африканских государств, в ходе которого поднимался вопрос о принятии Израиля в АС как наблюдателя.

Разумеется, саудовские деньги, а также французское и израильское содействие могут в немалой степени смягчить неустойчивую позицию многих стран Африки по отношению к Марокко. Как Израилю, так и Саудовской Аравии появление если не своего «троянского коня», то дружественного к ним государства в АС выгодно для отстаивания собственных интересов на международной арене и блокировки действий там враждебных им сил.

И уже сейчас Сенегал заявляет о наличии 28 африканских стран, подписавших петицию в пользу приостановки членства САДР в АС, тогда как почти две трети африканских государств пока занимают другую позицию.

Однако непримиримых членов организации вроде Алжира немного и с помощью денежного ресурса у Рабата есть серьезные шанс склонить их в свою пользу, чтобы попытаться запустить процесс по своему вступлению в АС.

Но пока с уверенностью говорить о перспективах этой борьбы нельзя. Так, многое будет зависеть, кого именно в скором времени изберут во главе АС.

52.29MB | MySQL:103 | 0,450sec