Ситуация в Ливане: июнь 2016 г.

В июне ситуация в Ливане характеризовалась напряженностью, связанной с продолжающейся гражданской войной в соседней Сирии и присутствием на территории Ливана большого количества сирийских беженцев, поисками выхода из президентского кризиса, парализующего работу ливанской исполнительной власти, а также возобновлением террористической активности.

В июне в Ливане прошли два резонансных теракта. Первым был взрыв 12 июня около офиса банка BLOM (Банк Ливана и заморских территорий), одного из крупнейших коммерческих банков страны, расположенного в престижном бейрутском районе Вердун. Однако в результате взрыва никто не пострадал и жертв не было. Все это натолкнуло ливанскую полицию и спецслужбы на предположение о  том, что целью взрыва было не уничтожение людей, а предупреждение руководству банка, возможно со стороны движения «Хизбалла», недовольного тем, что ливанские банки в последнее время, выполняя указание Конгресса США, закрывают счета движения и его сторонников. Эту версию немедленно озвучил бывший министр юстиции Ливана, генерал Ашраф Рифи, известный как один из наиболее непримиримых противников «Хизбаллы», находящийся на содержании у Саудовской Аравии. «Есть много общего между терактом, который стоил жизни премьер-министру Рафику Харири и тем, который был совершен в Вердуне. Я склонен обвинять «Хизбаллу»», — заявил А.Рифи. В этом же выступлении А.Рифи заявил о фактическом разрыве с движением «Мустакбаль», высказав намерение создать собственную политическую партию. При этом он отметил, что остается верным политическим идеям Рафика Харири и готов сотрудничать с Саадом Харири в политических вопросах.

Лидер Прогрессивно-социалистической партии (ПСП) Ливана в интервью телекомпании LBCI 12 июня отметил связь между терактом в Вердуне и агрессивной полемикой, которая ведется между «Хизбаллой» и президентом Центробанка Ливана Риядом Саламе. При этом он призвал прекратить нападки на главу Центробанка и «начать спокойный диалог, а также прийти к компромиссу относительно масштабов имплементации американских санкций». В противном случае, по мнению Валида Джумблата, вся банковская система страны столкнется с серьезными рисками. Лидер ПСП отметил, что финансовая дестабилизация страны сыграет, прежде всего, на руку Израилю, стремящемуся к подрыву экономической ситуации в Ливане.

Обвинения в адрес «Хизбаллы» были вызваны напряженностью, сложившейся в последнее время в отношениях между этим движением и ливанскими банками. При этом лидеры «Хизбалллы» на конференции 9 июня выступили с обвинениями в адрес Центробанка Ливана, который «своими бездумными действиями (санкционированием закрытия счетов «Хизбаллы»-авт.) фактически денонсирует национальный суверенитет Ливана». Причастна ли была «Хизбалла» к взрыву в Вердуне или нет, но Центробанк Ливана был вынужден смягчить свою позицию относительно финансовых операций движения. 16 июня президент Центробанка Ливана Рияд Саламе призвал ливанские банки открыть новые счета для учреждений здравоохранения и образования, находящихся под патронажем «Хизбаллы».

27 июня в ливанской деревне Каа, расположенной вблизи границы с Сирией, произошел крупный террористический акт. 4 террориста-смертника с различными интервалами в течение суток совершили самоподрывы в городе. Еще четверо смертников были обезврежены благодаря бдительности одного из местных жителей. В результате первого теракта погибло 5 человек и 15 получили ранения. Остальные взрывы прошли без жертв, так как население спряталось по домам, а в городе уже присутствовали армейские части. Население Каа состоит преимущественно из христиан. Деревня расположена неподалеку от городка Арсаль, где в августе 2014 года проходили боевые действия ливанской армии с вооруженными формированиями «Исламского государства» и «Джебхат ан-нусры» (обе организации запрещены в России). Рядом с деревней расположены огороды, получившие название «Машарих аль-Каа» («Проекты Каа»). На их территориях был размещен лагерь сирийских беженцев с населением в 6000 человек. Взрывы в Каа вновь подняли вопрос о ситуации сирийских беженцев в Ливане. В настоящее время на территории Ливана при населении страны в 4 миллиона человек находятся 1,5 миллиона сирийских беженцев. Министр внутренних дел Ливана Нухад Машнук призвал к сотрудничеству с правительством Башара Асада в Сирии для обеспечения безопасности ливано-сирийской границы и постепенного возвращения беженцев на родину. Он отметил: «Нам необходимо сотрудничество с Дамаском. Это не означает безоговорочную поддержку Асада как легитимного лидера Сирии, однако мы должны вести контакты со всеми сторонами, которые могут помочь в обеспечении нашей безопасности».

Министр иностранных дел Ливана Джебран Басиль, являющийся принципиальным противником присутствия сирийских беженцев на территории этой страны, выступая на съезде депутатов местных органов власти от Свободного патриотического движения (СПД), призвал их фиксировать все случаи нарушения сирийцами правил проживания и норм трудового законодательства для последующего выдворения нарушителей. Он также отметил, что враждебные Ливану круги вынашивают планы натурализации сирийских беженцев  в стране и призвал дать этим планам отпор. Министр труда и социальной защиты Ливана Седжаан Каззи констатировал, что Ливан переживает тяжелый экономический кризис и не может принять у себя всех беженцев на постоянной основе: «В нашей стране миллион сто тысяч человек живут ниже уровня бедности, количество безработных составляет 456 тысяч человек, а плотность населения одна из самых больших в мире. Принимая все это во внимание, можно сказать, что натурализация сирийских беженцев станет для Ливана настоящей катастрофой».

В начале июня обострились отношения между союзниками в рамках Коалиции 14 марта Саадом Харири и Самиром Джаджаа. С.Джаджаа 2 июня обвинил лидера движения «Мустакбаль» в том, что тот в начале года отказался поддержать его кандидатуру на президентских выборах, поддержав Сулеймана Франжье, а на прошедших муниципальных выборах во всех округах поддерживал кандидатов, соперничающих с кандидатами от блока «Ливанских сил» и СПД. Он отметил, что как «Хизбалла», так и «Мустакбаль» проявили враждебность к заключению альянса между СПД и «Ливанскими силами» в Маарабе. Между тем, по мнению С.Джаджаа, этот союз выражает мнение 86% ливанских христиан. 3 июня Саад Харири ответил в «Твиттере» на нападки своего союзника: «Я был первым, кто выставил Вашу кандидатуру на президентских выборах, если Вы не помните. В то же время, когда все голосования в парламенте зашли в тупик, я вынужден был искать другие пути. Что касается муниципальных выборов, то мы не могли не поддержать наших друзей из числа христиан, таких как Дори Шамун (внук президента Ливана Камиля Шамуна – авт.), Сами Жмайеля (внук экс-президента Амина Жмайеля и нынешний лидер партии «Катаиб»-авт.) и Бутроса Харба».

Между тем, в ливанской прессе муссируется вопрос о возможном в ближайшем будущем разблокировании вопроса с президентскими выборами. Генералу Мишелю Ауну, скорее всего, удалось додавить своих противников и союзников и признать их безальтернативность своей кандидатуры. 5 июня лидер ПСП Валид Джумблат в интервью газете «Ан-Нахар» высказал сомнения в шансах Сулеймана Франжье занять президентский пост. «Шансы Франжье близки к коллапсу. Сирия никогда не поддержит президента, политика которого не гарантирована», — отметил В.Джумблат. Он также заявил о своей поддержке кандидатуры Мишеля Ауна: «Если Аун будет стремиться к достижению национальных целей и интересов Ливана. Я его поддержу». Лидер ПСП выступил против проекта нового избирательного закона, основанного на принципе «один человек, один голос», который лоббирует движение «Хизбалла». «Достижение интересов нашей страны лучше всего достигается путем переговоров и компромиссов, а не с помощью гонки за депутатскими мандатами», — отметил В.Джумблат. Он также констатировал, что победа избирательного списка Ашрафа Рифи в Триполи была достигнута с зарубежной поддержкой. «За него в Триполи голосовала «Джамаа Исламийя», а она тесно связана с «Братьями-мусульманами», значит турецкая поддержка был гарантирована». Ливанская газета «Аль-Ахбар» 7 июня сообщила о том, что в ходе последней по времени поездки С.Харири во Францию в мае с.г. президент Франсуа Олланд побуждал лидера «Мустакбаль» поддержать кандидатуру Мишеля Ауна, сказав о том, что никакого решения кризиса без М.Ауна быть не может. Он попросил С.Харири нансести визит генералу в его резиденции в Рабие. 17 июня в интервью газете «Аль-Ахбар» экс-министр Виам Ваххаб (друзский лидер, близкий к «Хизбалле») сообщил, что лидер «Хизбаллы» Хасан Насралла дал М.Ауну добро на ведение переговоров с С.Харири о выдвижении последнего на пост премьер-министра в случае президентства М.Ауна. 20 июня сам генерал М.Аун заявил о том, что не возражает против создания правительства во главе с С.Харири.

Небольшой политической сенсацией июня стал раскол партии «Катаиб». 16 июня новый лидер «Катаиб» Сами Жмайель заявил о том, что его партия выходит из правительства, так как нынешний кабинет министров не в состоянии решить ни один из политических и экономических вопросов, стоящих перед страной. В правительстве Ливана «Катаиб» имела трех министров: Седжаана Каззи (министр труда), Алена Хакима (министр экономики) и Рамзи Жрейжа (министр информации). Последний официально не является членом партии, хотя и был рекомендован ее руководством. Поэтому он остался в составе кабинета. Остался там и С.Каззи, заявивший, что не обязан выполнять решения своего партийного лидера. В связи с этим руководство «Катаиб» приняло решение об исключении этого влиятельного политика из партии. Лидер «Катаиб» Сами Жмайель 23 июня удивил всех, поддержав избирательный закон по системе «Один человек, один голос». Он высказал мнение о необходимости перехода к светскому государству. Для представительства религиозных общин, по его мнению, можно создать вторую палату парламента – Сенат.

52.23MB | MySQL:103 | 0,493sec