Израильский опыт применения бронированных бульдозеров D9: оценки китайских специалистов

По мнению инженеров ведущего концерна оборонно-промышленного комплекса КНР – концерна НОРИНКО, в ходе современного вооруженного конфликта в условиях города и практически любой контртеррористической операции  передовые подразделения сталкиваются с необходимостью разбора завалов и преднамеренных заграждений. Дорожные помехи, созданные из обломков железобетона серьезно сдерживают продвижение бронетанковых подразделений, которым необходима помощь военных инженеров, обладающих специализированной инженерной дорожно-строительной техникой с элементами бронезащиты.

Китайские специалисты на протяжении последних 50 лет осуществляют сбор и анализ информации об опыте эксплуатации специальных инженерных машин, которые позволяют, как разбирать дорожные завалы, так и осуществлять разминирование.

Специалисты из Китая признают, что ведущими странами в области разработки гусеничной техники для инженерных подразделений являются США и Россия, однако именно вторая страна сохранила конструкторскую школу по созданию эффективных и надежных машин, которые поступают на вооружение инженерных частей. Следует отметить, что китайские специалисты внимательно изучают опыт других стран и наиболее интересным является пример Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ), которые на протяжении нескольких десятилетий участвуют в антитеррористических операциях в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан. По данным западных СМИ, с 1950 г. на вооружении инженерных подразделений ЦАХАЛа состоит бульдозер D9.

Бронированный бульдозер израильских инженерных подразделений  D9R (пр-во компании «Катерпиллер») оснащен дизельным двигателем мощностью 410 л.с. Высота составляет 4,1 м, длина 8,1 м, ширина 4,5 м, а вес бронированной модификации достигает 62 тонн.

Основное предназначение – ликвидация жилых строений и других инженерных сооружений, которые используются в интересах исламистских террористических организаций. Кроме того, данный образец  специальной техники позволяет осуществлять: разбор завалов на дорогах и в жилых кварталах, а также разминирование на направлении движения бронетанковой техники и живой силы подразделений.

К положительным свойствам данного бульдозера следует отнести:

– простота конструкции;

– большие размеры (возможно использовать как прикрытие для пехотинцев);

– простота управления;

– высокая надежность узлов и механизмов;

– низкая стоимость обслуживания и сменно-запасных частей.

Для повышения живучести бульдозера специалисты израильской корпорации IAI разработали комплект листовой бронезащиты общим весом 14-15 тонн, который позволяет защитить ключевые узлы и агрегаты (двигатель, трансмиссию, топливные баки) машины от огня из стрелкового оружия. В случае необходимости на кабину и корпус D9R устанавливаются пусковые установки дымовой маскировки, которые предназначены для защиты от обстрела с применением противотанковых реактивных управляемых снарядов (ПТУР).

Единственным слабым местом D9 является недостаточная бронезащита кабины, которая преимущественно выполнена из бронированных стеклопакетов толщиной более 5 см и противокумулятивных экранов, которые не гарантируют полноценной защиты от ПТУР, поскольку бульдозер лишен систем активной защиты, либо элементов динамической брони. Известно, что для защиты бульдозера израильские военные размещают в кабине D9R стрелка, который в случае необходимости применяет тяжелые пулеметы, полуавтоматические гранатометы и другие образцы стрелкового вооружения.

По данным СМИ КНР, специалисты Института техники «Технион» (Израиль) разработали оборудование для создания беспилотной версии рассматриваемого бульдозера, который получил обозначение D9T. Стоимость одного комплекта подобного оборудования составляет около одной тысячи долларов и его использование позволяет сохранить жизнь военнослужащему, который управляет бульдозером. По данным СМИ КНР, израильская версия D9Т принята на вооружение инженерных подразделений Сухопутных Войск ВС США, поскольку только рассматриваемый бульдозер позволил подразделениям американских военных сравнительно безопасно действовать в Афганистане и Ираке.

Следует отметить, что в КНР развитие гусеничной техники подразделений инженерных войск происходило по советскому сценарию и в основном техника была предназначена для обеспечения выполнения боевых задач бронетанковыми и мотострелковыми подразделениями, что радикально отличается от израильского подхода, когда бронированный бульдозер под прикрытием бронетехники и пехоты при помощи мощного, бронированного отвала способен разрушить пятиэтажное строение.

На протяжении 50 лет основной единицей гусеничной техники являлся бульдозер «Тип  82» (также известен под обозначением GJT-211), а для проведения разминирования применялась инженерная машина разграждения, созданная на базе танка «Тип 59-IIA» .

Следует отметить, что одновременно с работами военных инженеров, конструкторы гражданской компании по производству строительной техники Shantui предложили командованию Сухопутных войск НОАК военную модификацию бульдозера SD-22J (вес 24,85 тонны, ). Также, компания Zhengzhou Xugong Engineering Machinery Co.,LTD предложила модель под обозначением SD7L, а компания Yutong Heavy Industries поставляет в полки инженерных войск НОАК, дислоцированные в Автономном районе Тибет колесные бульдозеры GJT112 (вес 17,85 тонн), которые используются для строительства военных объектов и подъездных путей к ним, а также расчистки завалов на дорогах в весенне-летний период.

Из указанных выше машин ни одна не сопоставима с израильским D9T и R по тактико-техническим характеристикам, поскольку на территории КНР у террористических и сепаратистских  организаций отсутствует возможность создавать инженерные сооружения, сопоставимые с произведениями строительного искусства сторонников ХАМАСа и «Хизбалла». Тем не менее, китайские стратеги и военные понимают, что в случае распространения террористической угрозы в странах, которые «включены в орбиту интересов КНР»  возникнет необходимость направления ограниченных контингентов для борьбы с угрозами национальным интересам Китая. Для обеспечения деятельности подразделений НОАК потребуется возвести базовые батальонные лагеря, а также производить расчистку дорог и другие ремонтные работы, для которых в силу специфики ситуации необходима защищенная специальная техника по образцу израильского D9T.

С учетом опыта израильских военных, специалисты китайского концерна НОРИНКО в 2007 г. провели опытно-конструкторские работы и испытания нового образца гусеничной инженерной машины под обозначением GSL-130 (производственное обозначение WZ 673), которая создана на базе танка «Тип 69/79» (вес 40 тонн).

Следует отметить, что китайские специалисты внимательно наблюдают за разработками российских конструкторов в области создания бронированных бульдозеров.  Инженеры НОАК полагают, что российский Б10М2 будет востребован в Сирии в ходе восстановительных работ на большом количестве объектов инфраструктуры страны, которые были разрушены в ходе затяжной гражданской войны.

52.17MB | MySQL:103 | 0,503sec