Второе постановление правительства в рамках чрезвычайного положения в Турецкой Республике

29 июля 2016 года в «Официальной газете» №29785 опубликован текст второго постановления турецкого правительства №KHK/668, принятого в рамках режима чрезвычайного положения (РЧП) в стране, а, следовательно, имеющего силу закона. Напомним, что первое постановление (за №667) касалось образовательных и здравоохранительных учреждений, вакуфов (фондов), а также различных ассоциаций. Второе же направлено, в первую очередь, на военных и различные медиаструктуры.

Однако, прежде чем рассматривать текст постановления, приведем последнюю официальную статистику вовлеченности ВС Турции в предпринятую 15-16 июля попытку военного переворота. Согласно данным, обнародованным Генеральным штабом, в нем принял участие 8 651 военный, что составляет 1,5% численного состава Вооруженных сил страны, включая 1 676 старшин и рядовых, а также 1 214 курсантов.  По технике — в  распоряжении путчистов было: 35 самолетов, 37 вертолетов, 74 танка, 246 бронемашин и 3 корабля. Изъято 3 992 единиц легкого стрелкового оружия.

Итак, вернемся к постановлению. Сразу заметим, что оно включает три приложения касательно: 1 — увольняемых со службы военнослужащих, 2 — закрываемых теле- и радиовещательных компаний, а также 3 — закрываемых газет, журналов и издательских домов.

По цифрам: в приложение №1 попали 117 генералов и 32 адмирала, 1 099 офицеров, а также 436 сержантов. Как и в предыдущем постановлении, попадание в список закрывает перед ними дорогу назад, в Вооруженные силы, и работу в охранных ведомствах, если решение не будет обжаловано в установленном, судебном порядке. Ключевые кадровые назначения в ВС Турции были озвучены пресс-секретарем президента И.Калыном по результатам состоявшегося накануне, 28 июля, заседания Высшего военного совета Турции.

В приложение №2 попало 3 новостных агентства, 16 телевизионных каналов, 23 радиостанции. В приложении №3 указано 45 газет, 15 журналов, 29 издательств. Среди них можно обнаружить как известные в национальном масштабе медиаструктуры, так и «листовки», известные только местным жителям своей провинции. Встречаются и довольно оригинальные, на первый взгляд решения, к примеру: «детский журнал Велосипед», хотя, вероятно, при ближайшем рассмотрении и там обнаружатся «гюленовские» корни. По ранее опробованной схеме имущество и активы закрытых организаций поступают в распоряжение Казначейства Турции (без принятия им обязательств по существующим задолженностям).

Кроме запретов, увольнений и задержаний, другим важнейшим моментом Постановления №668 является то, что из ведения жандармерии и береговой охраны полностью выводятся все «военные» функции, а ведомства полностью и окончательно становятся гражданскими и переходят в полное подчинение Министерства внутренних дел Турции. Необходимым многочисленным корректировкам в учредительные законодательные акты, посвящены разделы 3 и 4 постановления. В законе, наряду с обычным названием «Генеральное командование жандармерии», появляется и новое, гражданское — «Жандармерия Турецкой Республики». Все полномочия Генерального штаба над указанными структурами в полном объеме передаются в Министерство внутренних дел.

По сути, страна становится на время «прокурорской» республикой: прокуроры страны получают целый ряд «сверхполномочий», которыми правоохранительные органы будут в состоянии пользоваться без получения санкции суда, опираясь на аргумент о «безотложности». Сюда можно отнести право задерживать граждан, а также обыскивать жилые и служебные помещения, территории военных городков, офисы адвокатов. Разрешается копировать жесткие диски и документы, устанавливать телефонное прослушивание, а также организовывать техническое наблюдение и слежку.

В случаях, когда это может представлять угрозу следствию, доступ адвокатов в материалам расследования может ограничиваться. Также прокурор сможет ограничивать время встреч адвоката со своим подзащитным по одному и тому же вопросу пятью днями.

Отдельно можно отметить, что те лица, в отношении которых ведется расследование и задержать которых не удалось, вне зависимости от места своего пребывания – внутри страны или за рубежом – попадают в категорию «беглецов». Для присуждения этого статуса соответствующие требования действующего законодательства в расчет приниматься не будут. С целью добиваться присутствия «беглеца» на слушаниях может быть наложен арест на его имущество и прочие активы. Кроме того, могут быть изыматься личные документы и переписка с людьми, которые вправе отказываться от дачи свидетельских показаний по причине близкого родства (дети, супруги, родители).

Высшая учебная комиссия (YOK) получает право отлучать от специальности людей, подозреваемых в связях с FETO. Аналогичные полномочия в отношении военнослужащих получает Министерство обороны страны. Одновременно, Минобороны расширяет свои полномочия в отношении военных судов, получит право их учреждать и закрывать. Назначением родственников погибших в ходе попытки переворота на должности в госструктурах будет заниматься Управление по персоналу государственной службы.

Давая общую оценку принятому постановлению отметим, что в нем можно обнаружить две группы вопросов: 1 – временные меры чрезвычайного положения, как то расширенные полномочия прокуроров и особые процедуры в рамках расследования совершенных преступлений, 2 – структурные изменения органов исполнительной власти (!) страны, в данном случае – перераспределение функций в системе безопасности Турции. И если п.1 – меры временные, то в п.2 – очевидно, постоянные, действие которых должно по идее сохраниться и на весь последующий период, когда РЧП будет уже отменен.

Следовательно, возникает законное сомнение, насколько такие «постоянные» решения правомерно проводить по «упрощенной процедуре»? Но турецкая оппозиция и юридическое сообщество пока молчат, поэтому автор готов заранее признать, что, возможно, он не в полной мере владеет вопросом.

Однако, как становится понятно, тема структурных перестановок в силовом блоке страны получит дальнейшее развитие. Вечером 28 июля Р.Т.Эрдоган выступил с инициативой о переподчинении Генерального штаба и Национальной разведывательной организации (МИТ) президенту страны (то есть себе), со ссылкой на то, что систему, которая породила хунту, надо менять. Собственно, эти мысли отнюдь не являются новыми, поскольку они уже ранее звучали в рамках концепции по переходу страны к президентской форме правления. Однако, здесь уже напрямую затрагиваются конституционные вопросы (это не изменение ведомственных «уложений»), а, следовательно, без слушаний в Меджлисе тут не обойтись. Посмотрим, по какому пути пойдет президент Р.Т.Эрдоган.

52.2MB | MySQL:103 | 0,580sec