Обострение внутриполитической ситуации в Пакистане на фоне коррупционного скандала

Август обещает стать самым жарким месяцем лета в Пакистане. И это вызвано не столько температурными рекордами, сколько обострением внутриполитической обстановки в стране, связанной с оглаской 4 апреля 2016 года конфиденциальных «Панамских документов», выявивших связь части глобальной политической элиты с оффшорными компаниями и счетами, предназначенными для сокрытия следов ее коррумпированной деятельности. В панамском списке была отмечена и семья премьер-министра Пакистана Наваза Шарифа. Указывается, в частности, что трое из его четверых детей – Хасан, Хуссейн и Мариам, владеют зарубежными активами и оффшорными компаниями (основаны в 1993, 1994, 2007 годах и зарегистрированы на Британских Виргинских островах), которые не были заявлены в налоговых декларациях семьи. Известно, что в рейтинге десятки богатейших людей Пакистана за 2015 г. Наваз Шариф замыкает первую пятерку лидеров (с общим капиталом 1,4 млрд долл.).

Стоит напомнить, что это уже не первый коррупционный скандал, связанный с именем Наваза Шарифа. Еще в бытность его первого по счету премьерства (1990-1993 гг.) тогдашний президент Пакистана Гулам Исхак Хан (1915-2006 гг.) сместил Наваза Шарифа 18 апреля 1993 г. с поста главы правительства, обвинив его в коррупции и злоупотреблении властью. И хотя это решение впоследствии было признано Верховным судом Пакистана неконституционным, и Наваз Шариф был восстановлен в должности премьер-министра уже 26 мая, продолжавшееся противостояние гражданских верхов привело (не без участия армейского истеблишмента) к одновременной отставке президента и премьера страны июльским летом 1993 г. и к проведению в Пакистане досрочных выборов. Не менее печально сложилась его судьба и после второго прихода во власть (1997-1999 гг.), когда в результате военного переворота он был арестован и выслан из страны в изгнание пакистанским генералитетом.

Таким образом, ни в один из предыдущих периодов своего премьерства Навазу Шарифу, как, впрочем, и другим гражданским руководителям страны, не удавалось доработать на этом посту до окончания положенного срока. Единственным исключением из этого правила в турбулентно нестабильном Пакистане стал предшественник Наваза Шарифа в руководстве страны — президент Асиф Али Зардари (2008-2013 гг.), пришедший к власти на волне популярности в народе своей жены  и дважды премьер-министра Пакистана Беназир Бхутто (1988-1990 гг.; 1993-1996 ггг.), убитой исламистами 27 декабря 2007 г. во время предвыборной кампании в парламент страны. Кстати, состояние Асифа Али Зардари (также неоднократно подвергавшегося обвинениям в коррупции и отсидевшему даже за это в тюрьме, что, однако, не помешало ему занять пост президента) исчисляется более внушительной, чем у Наваза Шарифа цифрой (1,8 млрд долл.). В 2015 г. он занял третье место среди наиболее богатых пакистанцев. Неудивительно, что коррупция  в стране продолжает оставаться на высоком уровне (Пакистану по этому показателю в 2015 г. отводится 126 позиция в рейтинге 174 государств мира). Удастся ли Навазу Шарифу теперь удержаться в своем премьерском кресле  до истечения должностных полномочий в 2018 г. во многом зависит от его политического опыта и способности договариваться с оппозицией и военными, сделавшими ставку на рассекреченные «Панамские документы» для ослабления его политического влияния в пакистанском обществе. Премьеру потребуется приложить к этому и немалые физические усилия, а его здоровье в результате шквала обвинений о сокрытии им доходов и неуплате налогов в государственную казну, было заметно подорвано в последнее время, судя по срочному отъезду Наваза Шарифа в Лондон 13 апреля текущего года для консультации с кардиохирургами и проведения  там 31 мая очередной хирургической операции на сердце.

Оппозиционная партия «Движение за справедливость» (ДС), отмечающая в этом году свой 20-летний юбилей со дня основания, во главе с ее руководителем Имран Ханом призывает пакистанцев к участию в начинающемся с 7 августа антикоррупционном марше протеста с требованием отставки Наваза Шарифа и проведения досрочных парламентских выборов в 2017 году. Кроме того, на рассмотрение Верховного суда партией предоставлены материалы о коррупционной деятельности премьер-министра и его семьи. Можно сказать, что это итог многолетней работы ДС по сбору коррупционного досье  на Наваза Шарифа, начатой в 2011 г., задолго до проведения парламентских выборов в 2013 г. и  утечки «Панамских документов», подтвердивших вскрытые ДС факты коррупции в деятельности самого Наваза Шарифа и членов его семьи. В еженедельных августовских демонстрациях предполагается участие и других оппозиционных парламентских партий страны (Пакистанской народной партии, Пакистанской  мусульманской лиги (К), «Джамаат-и ислами»), с которыми у ДС в начале мая этого года было достигнуто соответствующее совместное соглашение. Складывается впечатление, что обещанное ДС еще в 2014 г. политическое «цунами обновления», за которым стоит формирующаяся команда политически амбициозной продвинутой молодежи, требующей перемен, набирает силу. Последние детали протестных акций дорабатываются и согласовываются в эти выходные координационным советом ДС в Исламабаде.

Понятно, что коррупционная «Панама», не сможет уберечь  Наваза Шарифа от жаркого на политические рекорды августа, ощутимо ударив не только по его репутации и политической карьере, но и по без того хрупкой стабильности в Пакистане. И здесь нельзя полностью исключить ситуации «дежа вю», связанной с коррупционными событиями жаркого лета первого премьерства Наваза Шарифа в 1993 г., когда ему пришлось под давлением военных уйти в отставку и в стране были проведены досрочные выборы, с той лишь разницей, что ее инициатором теперь выступает формирующееся в стране гражданское общество, а роль армейских чинов остается за  историческими кадрами минувших военных переворотов, которые нельзя вернуть назад. Хотя, может быть, возможно переформатировать в соответствии с изменившимися условиями?…Но это покажут ближайшие дни политически жаркого для Пакистана августа.

Статья подготовлена на основе анализа материалов пакистанских и западных СМИ.

52.2MB | MySQL:103 | 0,652sec