Оман: состояние и перспективы энергетического сектора. Часть 1

По заявлению заместителя министра нефти и газа Омана С.аль-Ауфи, монархия готова сократить ежесуточную нефтедобычу на 100 тыс. баррелей, если будет заключено общее соглашения нефтедобывающих стран (как входящих в Организацию стран – экспортеров нефти (ОПЕК), так и не состоящих в картеле).

Как уверены в Маскате, при достижении соответствующих договоренностей все страны должны вести себя ответственно и строго их соблюдать.

 

Оман и ОПЕК

Примечательно, что Оман, не входящий в ОПЕК, поддержал инициативу о заморозке объемов добычи сырья, чтобы поддержать мировые цены на нефть, обеспечив их рост. Однако в ходе переговоров основных производителей «черного золота», которые прошли в Дохе 17 апреля с.г., договориться о снижении добычи сырья в интересах стабилизации глобального рынка нефтеэкспортерам так и не удалось. Почему?

Дело в том, что в настоящее время Иран стремится нарастить нефтедобычу, чтобы в полной мере восстановить позиции, ранее потерянные из-за международных санкций.

При этом Иран стремится не только увеличить добычу нефти в кратчайшие сроки, но и максимально быстро привлечь в свой нефтегазовый сектор международные инвестиции, которые позволят иранцам модернизировать производство и вывести нефтяной сектор страны на новый современный уровень.

Несмотря на то, что многие государства – производители нефти до сих пор проводят консультации по вопросу стабилизации цен на топливо, уже очевидно, что противоречий между ними накопилось немало.

Неслучайно сразу вскоре после достижения предварительных договоренностей Саудовская Аравия заявила о том, что не будет замораживать объемы добычи.

Как представляется, это была реакция на заявления, прозвучавшие из Ирана, который заявил о своем желании и дальше восстанавливать ранее утерянные из-за санкций позиции, хотя ему и пообещали «особые условия».

По мнению министра нефти Омана М.ар-Румхи, ОПЕК допустила серьезный просчет, попытавшись сохранить долю нефтяного рынка в условиях общемирового переизбытка предложения сырья. Куда эффективнее, считает министр, было бы уменьшить добычу для поддержания цен.

«Думаю, те, кто держится за долю рынка и сокращает доходы наполовину. Я бы лучше снизил производство на 5–10% и увеличил выручку на 100%», – предложил М.ар-Румхи.

Подобные опасения, кстати, высказывал и представитель Ливии в ОПЕК С.Камаль. Ливия, как и Иран, не участвовали в апрельской встрече в Дохе.

Руководство Омана считает, что главной причиной низких нефтяных цен на мировом рынке является непримиримый антагонизм Эр-Рияда и Тегерана. Именно острые разногласия этих игроков помешали государствам – производителям нефти договориться о заморозке нефтедобычи на встрече в Катаре.

После этого Султанат Оман предложил помощь в преодолении серьезных разногласий между Саудовской Аравией и Ираном.

По словам М.ар-Румхи, провал переговоров в Дохе хоть и разочаровал, но это была не неожиданность, так как Иран в них не принимал участие.

Однако, как считает оманский министр, крупнейшие нефтепроизводители должны продолжить переговоры.

«Оман имеет хорошие отношения не только с Саудовской Аравией и Ираном, мы готовы найти вариант, который станет хорошим для всех нас. Будем работать, чтобы убедить всех в том, что замораживание добычи – это правильный шаг», – заявил М.ар-Румхи.

Ранее была информация, что в Эр-Рияде рассчитывали на посредничество в переговорах со стороны Россия и Венесуэлы, которые убедят Иран заморозить объемы добычи нефти. Однако этого не произошло: в Тегеране жестко заявили о своей позиции наращивать производство сырья, дабы «залатать прорехи» в бюджете, образовавшиеся за годы санкций, не позволяющих Исламской Республике экспортировать нефть в Европу и США.

По статистике, за минувший год цены на нефть марки Brent обвалились на 47% на фоне увеличения добычи во всем мире – в том числе и в России, и Северной Америке.

Картель принял решение не уменьшать квоты на добычу сырья. На практике члены организации ежесуточно производят нефти более чем на 1,5 млн баррелей больше установленного лимита.

Следует отметить, что практически все члены ОПЕК продолжают испытывать давление со стороны Саудовской Аравии, которая придерживается своей стратегии по сохранению доли рынка.

О давлении картеля на менее богатых участников организации говорят, например, Венесуэла и Алжир, которые готовы снизить нефтедобычу ради роста цен на сырье.

Однако страны Залива, входящие в ОПЕК, свою позицию активно защищают и практически открыто заявляют о том, что шансов на изменение квот по добыче в ближайшей перспективе нет.

Некоторое время назад министр нефти Саудовской Аравии А.аль-Наими заявил, что «никто не может установить цены на нефть, это воля Аллаха».

Как считают в королевстве, нынешний период низких цен на «черное золото» представляет собой фундаментальный сдвиг. Он предрекает длительный период низких цен на нефть, что приведет к сильному сокращению инвестиций в нефтедобычу и снижению прочности нефтяной промышленности.

Саудовская Аравия уверена, что со временем появится основа для резкого роста нефтяных цен.

Так же как были опровергнуты утверждения о том, что цена на нефть достигнет 200 долларов за баррель, будут опровергнуты утверждения о том, что цены перешли к новому структурному равновесию, уверены в Эр-Рияде.

Однако Саудовская Аравия признает, что сегодня никто не доволен сложившейся ситуацией, так как низкие цены сохраняются дольше, чем ранее предполагалось.

Присовокупим сюда и геополитические факторы.

В частности, события, разворачивающиеся на ближневосточном регионе, демонстрируют намерение России сотрудничать с Ираном (включая и вопросы энергетики), что является вызовом для многих аравийских монархий (например, Катара и Саудовской Аравии), для которых Исламская Республика является геополитическим врагом.

Как следствие, эти страны пойдут на куда большие риски, чтобы попытаться добиться своих стратегических целей.

При этом внутри ОПЕК также нет единого понимания дальнейших действий.

Например, министр нефти Ирана Б.Зангане, справедливо отмечающий, что длительное время его страна в результате западных санкций растеряла в большей степени свои рынки сбыта, публично призывает других членов ОПЕК снизить добычу, продвигая между тем планы Ирана по наращиванию производства сырья в Иране.

Со своей стороны, министр энергетики ОАЭ С.аль-Мазруи считает, что снижение добычи нефти приведет к субсидированию производителей в США и других странах, которые не входят в картель.

На самом деле ведущие производители ОПЕК активно продвигают стратегию «кто не с нами – тот против нас и должен умереть».

Правда, той же Саудовской Аравии приходится надеяться, что этот процесс займет не более 5 лет, поскольку дольше продержаться при таких низких ценах на сырье королевству будет весьма сложно.

Справедливости ради отметим, что если вдруг возникнет необходимость, то картель с легкостью может изменить квоты на добычу. Этот шаг приведет к достаточно быстрому росту нефтяных котировок и улучшению состояния бюджетов многих нефтедобывающих стран.

Получается, что в настоящее время ОПЕК с подачи Саудовской Аравии, попросту пошла ва-банк, рассчитывая на то, что богатым странам банкротство не грозит, хотя и они довольно сильно пострадают, значительно сократив ранее накопленные финансовые резервы.

Причем стратегия ОПЕК уже дает свои результаты: нефтедобыча в США постепенно снижается, а в России, например, пока хотя и наблюдается некоторый рост нефтедобычи, но, согласно оценкам некоторых экспертов, этот процесс может быстро закончиться, так как целый ряд многих рентабельных месторождений уже на грани истощения, а добыча нефти на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами пока малоэффективна. К тому же, их освоение требует высоких затрат, которые многие компании в нынешних условиях себе позволить не могут.

Министерство энергетики России ожидает сокращение нефтедобычи в России к 2020 году. Падение ожидается на 2% с риском снижения к 2035 году на 10%.

Минэнерго ждет снижения нефтедобычи к 2020 году на 11 млн т, до 514 млн т в год.

При этом к 2025 году ожидается увеличение экспорта российской нефти на 15–17%. Приоритетным направлением является азиатский рынок. При этом нашему государству необходимо не потерять занимаемые позиции в Европе.

Таким образом, конкуренция между основными поставщиками «черного золота» становится все жестче. При этом на рынке Азии, на которой всерьез нацелилась Россия, саудовское топливо постепенно начинает терять конкурентоспособность, уступая Ираку и той же России, которым удалось интенсифицировать объемы сбыта азиатским клиентам.

Тем не менее конкуренты, которым не удалось достичь соглашения о заморозке нефтедобычи в Дохе, готовы вновь сесть за стол переговоров.

По информации недавно назначенного на должность директора Департамента международного сотрудничества министерства энергетики России Р.А.Маршавина, ведомство намерено провести рабочую встречу с генеральным секретарем ОПЕК в начале августа с.г.

Напомним, что Россия, имеющая статус наблюдателя в ОПЕК, и картель ежегодно проводят встречи в рамках энергетического диалога.

В свою очередь, Оман, которому для балансировки бюджета необходимы цены на «черное золото» практически в два раза выше нынешних, призвал руководство ОПЕК к решительным действиям.

Глава профильного ведомства Омана считает, что ОПЕК есть смысл провести более «вдумчивые» переговоры с производителями нефти, которые не входят в организацию, чтобы обсудить согласованное и приемлемое для всех сторон снижение нефтедобычи.

Подвергнув резкой критике стратегию картеля, министр назвал уровни нефтедобычи участников организации «безответственными». При этом чиновник прямо обвинил картель в удержании низких ценах на нефть.

«Это товар, и если на рынке есть дополнительный миллион баррелей в сутки, вы (участники ОПЕК – авт.) просто разрушаете рынок. Мы уязвимы, мы столкнулись с проблемами, мы говорим об этом как о кризисе. Мы создали его сами», – посетовал М.ар-Румхи.

Напомним, что Оман всерьез рассчитывал на достижение положительных договоренностей в Дохе, поскольку для Маската падение цен на нефть весьма чувствительно для экономики и для бюджета.

Оманская сторона также рассчитывала на разработку механизмов, которые позволяли бы регулировать предложение нефти на рынке в соответствии с теми потребностями, которые существуют.

В феврале с.г. министр иностранных дел России С.В.Лавров с официальным визитом посетил Оман. В ходе поездки он обсудил с оманской стороной положение на мировом рынке энергоносителей, где по-прежнему стоит очень актуальная задача уменьшения волатильности и обеспечение справедливого уровня цен на углеводороды.

Некоторое время назад Международный валютный фонд (МВФ) опубликовал исследование, которое удивило многих.

В документе МВФ отмечено, что Оман и Саудовская Аравия имеют среднесрочные фискальные пробелы на уровне 15–25% ненефтяного ВВП, в то время как для Ливии фискальный разрыв составляет более 50% ненефтяного ВВП.

Между тем страны, входящие в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), разделились на тех, кто находится в относительно небольшой зоне риска, поскольку денежных средств хватит лет на 20 (Кувейт, Катар и ОАЭ), и тех, кто уже в среднесрочной перспективе с большой долей вероятности окажется банкротом (Бахрейн, Оман и Саудовская Аравия).

В июле с.г. состоялись переговоры между новым генеральным секретарем ОПЕК М.Баркиндо и министром энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии  Х.аль-Фалихом.

По итогам прошедшей встречи участники пришли к выводу, что мировой рынок нефти движется к балансу спроса и предложения сырья, а цены на нефть имеют тенденцию к стабилизации.

На этих сообщениях стоимость нефти продемонстрировала слабый рост.

М.Баркиндо и Х.аль-Фалих также заявили о важности и необходимости сотрудничества между основными производителями и потребителями нефти.

В рамках встречи стороны затронули вопросы ситуации на нефтяных рынках, а также обсудили баланс спроса и предложения на энергоносители.

Саудовский министр подчеркнул, что королевство стремится посредством ОПЕК играть свою роль в удовлетворении растущего глобального спроса на нефть, обеспечивая надежность поставок.

Не так давно был опубликован ежегодный отчет ОПЕК, в котором указано, что члены картеля завершили 2015 год с совокупным дефицитом государственных бюджетов в размере почти 100 млрд долларов.

Для справки: суммарный бюджетный дефицит в ОПЕК фиксируется впервые с 1998 года, когда из-за финансового кризиса в Азии и актуальной по сей день конкуренции между Ираном и Саудовской Аравией за долю рынка мировые цены на нефть опускались до 10 долларов за баррель.

Получается, что государственные расходы стран картеля превысили их же доходы в первый раз в текущем веке.

Кстати, 2014 год, когда цены на нефть только начали стремительно снижаться, государства ОПЕК закончили с совокупным профицитом в размере 238,1 млрд долларов.

По данным аналитиков ОПЕК, доходы стран картеля от экспорта «черного золота» в прошлом году упали сразу на 45,8% по сравнению с 2014 годом (до 518,2 млрд долларов на всех).

Это стало минимальным показателем с 2005 года.

Из участников ОПЕК больше других от обвала нефтяных котировок пострадала Венесуэла. Там дефицит бюджета в 2015 году составил, по данным Всемирного банка, 20% ВВП.

Южноамериканскую страну охватил полномасштабный экономический, а вслед за ним и политический кризис, из-за которого на повестке дня стоит вопрос доверия президенту Н.Мадуро. Дошло до того, что в Венесуэле вместе с бюджетным разразился и товарный дефицит.

На данный момент в ОПЕК входят 14 государств: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор, Ангола, Индонезия и Габон.

Последние два государства восстановили свое членство в организации только в нынешнем году, поэтому в статистике за 2015 год учтены не были.

Любопытно, что несколько месяцев назад Оман, Саудовская Аравия и Бахрейн были понижены в рейтинге на одну ступень международным рейтинговым агентством Moody’s Investors Service.

Показатель кредитоспособности этих государств по версии Moody’s подвергся пересмотру, поскольку падение мировых цен на нефть привело к существенному ухудшению их долгового профиля.

Так, долгосрочный рейтинг Саудовской Аравии снижен с «Aa3» до «A1», правда, со стабильным прогнозом. Аналитики Moody’s считают, что новый план экономических реформ в королевстве может позволить стабилизировать показатели ее кредитного профиля и привести к повышению рейтинга в будущем.

Напомним, что в конце апреля с.г. Совет министров одобрил план экономических реформ «Видение Королевства Саудовская Аравия 2030», целью которого является либерализация экономики и снижение ее зависимости от нефти.

В начале года Саудовская Аравия объявила о грядущем, первом в истории государства, размещении суверенных облигаций-евробондов. Выйти на внешний рынок заимствований королевство заставили не только растущий дефицит государственной казны, но и серьезные расходы страны на военную операцию против хоуситов в соседнем Йемене.

Эксперты Moody’s прогнозируют в 2016 году снижение номинального ВВП Саудовской Аравии на 5% после его сокращения на 13,3% в 2015 году.

Реальный валовой внутренний продукт при этом по итогам текущего года вырастет всего на 1,2% после +3,4% по итогам прошлого.

Дефицит бюджета в 2016–2020 годах, как прогнозируется, составит в среднем 9,5% ВВП, что потребует привлечения финансирования в размере 324 млрд долларов (почти 50% прошлогоднего номинального ВВП).

Справедливости ради следует особо подчеркнуть, что прогноз Международного валютного фонда по поводу будущего саудовской экономики еще более мрачен.

Осенью прошлого года аналитики МВФ высказали мнение, что казна государства опустеет через 5 лет, если цены на нефть не превысят 50 долларов за баррель. Безубыточный бюджет возможен у Саудовской Аравии лишь при 106 долларах за баррель «черного золота».

Примерно такое же будущее предрек тогда МВФ Оману и Бахрейну, чьи долгосрочные кредитные рейтинги агентство Moody’s тоже понизило на одну ступень: у Омана он стал «Baa1» вместо «A3», у Бахрейна – «Ba2» вместо «Ba1».

Стоит отметить, что в отношении этих нефтедобывающих стран сохранен стабильный прогноз, то есть оставлена надежда на лучшее.

Кроме того, Moody’s назначило негативные прогнозы по долгосрочным кредитным рейтингам Кувейта, эмирата Абу-Даби (ОАЭ) и Катара, подтвердив их на уровне «Aa2» каждый.

В агентстве пояснили свои рейтинговые действия так: эксперты ожидают дальнейшего увеличения дефицита бюджетов этих стран и сокращения их экономического роста на фоне сохраняющейся нестабильности нефтяного рынка.

52.27MB | MySQL:103 | 0,554sec