О газовом секторе Ирана. Часть 2

В Части 1 автор подробно проанализировал свежие статистические данные относительно динамики иранского экспорта и импорта природного газа, акцентировав особое внимание на сильных расхождениях в статистике, предоставленной Организацией стран – экспортеров нефти (куда входит Иран) и специалистами британской компании British Petroleum, а также оценил состояние и перспективы двустороннего газового сотрудничества Исламской Республики с российским «Газпромом» и южнокорейскими компаниями.

Сейчас Иран ежесуточно добывает на месторождении «Южный Парс» около 420 млн куб. м газа.

Как ожидается, с введением в эксплуатацию участков №№ 14, 17, 18, 19, 20 и 21 суммарный объем добычи должен вырасти более чем на треть и превысить 570 млн куб. м. в сутки.

К 2018 году Иран планирует извлекать из недр на 24 участках «Южного Парса» более 700 млн куб. м в сутки. Это позволит стране сократить отставание в объемах добычи от соседнего Катара, одного из основных конкурентов Исламской Республики на азиатском газовом рынке.

В воскресенье, 3 июля, введена в эксплуатацию платформа SPD19С, расположенная на девятнадцатом участке месторождения «Южный Парс».

Ранее в этом году начала работу платформа SPD2. По словам исполнительного директора по разработке 19-ого участка газового месторождения «Южный Парс» Х.Масуди, платформа SPD19С имеет производительность 0,5 млрд кубометров газа (примерно как и SPD2), добыча на начальном этапе составит порядка 14 млн куб. м газа в сутки. Этот газ в основном будет предназначен для поставок по национальной газовой магистрали.

Как ожидается, с девятнадцатого участка месторождения «Южный Парс» намерены в итоге получать в сутки 50 млн куб. м газа, 75 тыс. млрд газоконденсата и 400 т серы, а также 1,05 млн т сжиженного природного газа и 1 млн т этана в год.

Напомним, что недавно Иран объявил о завершении трехлетних работ по бурению пятнадцати скважин на участках 20 и 21, которые принесут порядка 50 млн куб. м газа в сутки. Причем большая часть предназначена для внутреннего рынка, тогда как остальное Иран намерен экспортировать.

Ранее генеральный директор иранской нефтегазовой компании Petropars А.Шабанпур заявил, что Иран намерен довести уровень добычи газа на «Южном Парсе» до катарских мощностей в Северном бассейне, где получают до 177 млрд куб. м сырья в год.

Этим летом Иран завершил буровые работы на 20 и 21 участках «Южного Парса».

Стоит отметить, что работы продолжались порядка трех лет, в течение которых было пробурено 15 шельфовых скважин.

Часть мощностей 20 и 21 участков месторождения (порядка 50 млн куб. м газа в сутки) пойдут для удовлетворения потребностей внутреннего рынка Ирана (1 млн т в год для нефтехимических заводов). Часть объемов Исламская Республика намерена экспортировать.

 

Для справки: «Южный Парс» – крупное газовое месторождение, расположенное на шельфе центральной части Залива, в 100 км к югу от иранского побережья. По некоторым оценкам, запасы месторождения составляют не менее 12–14  трлн куб. м природного газа и 2,7 млрд т нефти. Иран эксплуатирует месторождение с 2002 года.

Первый договор о добыче газа на «Южном Парсе» на сумму 1,2 млрд долларов был заключен между южнокорейской GS Group и Иранской национальной нефтяной компании в 2010 году. Однако всего год спустя, после введения санкций против Ирана, стороны вынуждены были расторгнуть соглашение.

 

Кроме того, Республика Корея согласилась выделить из казны в общей сложности 5 млрд долларов в виде государственного кредита своим предприятиям под экспортные поставки в Иран.

Для этого в ходе двустороннего форума было заключено соглашение между Фондом экспортных гарантий Ирана и Корейской корпорацией страхования торговли.

По заявлению южнокорейского президента, страна готова предложить Ирану инвестиции в 25 млрд долларов для финансирования инфраструктурных проектов в Исламской Республике.

«Это самый крупный инвестиционный пакет, которые Южная Корея когда-либо предлагала другой стране», – подчеркнула Пак Кын Хе.

В свою очередь, президент Ирана Х.Роухани после переговоров с южнокорейской коллегой заявил, что страны могут утроить двусторонний внешнеторговый оборот, который в настоящее время оценивается в 6 млрд долларов.

Индия силами государственной компании Oil and Natural Gas Corporation хочет построить в Иране завод по производству сжиженного природного газа и установки по крекингу газа в порту Чахбахар в Иране.

Взамен, по словам министра нефти и газа Индии Д.Прадхана, индийская сторона просит у Ирана «благоприятного обращения в вопросе цены газа для Индии, а также поставок конденсатного газа по конкурентоспособной цене на долгосрочной основе на время всего жизненного цикла совместных проектов, в создании которых заинтересованы индийские компании».

Индийский министр, посетивший Тегеран с официальном визитом в апреле с.г., напомнил, что компании Индии готовы вложить примерно 20 млрд долларов в развитие порта Чахбахар, а также строительство нефтеперерабатывающего завода и завода по производству удобрений.

По информации МИД Индии, индийская и иранская стороны согласовали контракт по развитию порта Чахбахар на юге Ирана. Индийские власти также одобрили кредит на этот проект в размере 150 млн долларов. Его предоставит индийский EXIM Bank.

Весной прошлого года министры транспорта Ирана и Индии подписали меморандум о взаимопонимании, согласно которому Индия обязалась взять в лизинг на 10 лет 2 терминала первой фазы порта Чахбахар в Иране.

Индийская сторона инвестирует в проект 85,21 млн долларов с ежегодными траншами 22,95 млн долларов.

Предложение Индии о сооружении в порту Чахбахар завода по сжижению природного газа весьма актуально для Исламской Республики, которая ищет зарубежных инвесторов, с помощью которых намерена нарастить объемы производства СПГ.

По заявлению управляющего директора Национальной иранской газовой экспортной компании (NIGEC) А.Камали, Министерство нефти Ирана уже отобрало 8 международных компаний и ведет с ними переговоры.

Отмечено, что все компании уже предоставили свои предложения в профильное ведомство.

Напомним, что ранее руководстве страны рассчитывало разрабатывать три ключевых проекта: Persian LNG, Pars LNG и Iran LNG. Однако первые два в итоге были отменены из-за введения международных санкций, которые инициировали США в целях ослабления финансового и нефтегазового секторов иранского хозяйства.

На повестке дня остался проект Iran LNG , который иранские власти намерены осуществить с помощью иностранных инвестиций.

Поскольку сегодня основной объем санкций с Ирана снят, проект Iran СПГ находится в активной фазе развития, и Тегеран намерен еще больше ускорить темпы развития СПГ-индустрии.

Помимо этого, в Иране хотят реализовать еще один амбициозный проект – построить газопровод в Султанат Оман.

В частности, обсуждается вопрос переработки газа на заводе Qalhat в Омане, где сырье будут охлаждать, превращая в сжиженный природный газ, который затем станут экспортировать на внешние рынки.

В апреле с.г. Национальная иранская газовая экспортная компания провела переговоры с норвежскими компаниями по поводу строительства плавучего СПГ-завода.

Кроме того, как заявил заместитель директора по международным связям Иранской национальной нефтяной компании С.Керамати, в перспективе Иран планирует также удвоить производство сжиженного нефтяного газа (LPG).

Стоит особо отметить, что Иран является одним из крупнейших поставщиков сжиженного нефтяного газа в Азию.

Примечательно, что даже в условиях санкций Иранская национальная нефтяная компания не потеряла свою долю рынка сжиженного нефтяного газа. Отмена санкционного режима, напротив, расширила возможности компании в этом секторе.

По статистике, Иран производит 8 млн т сжиженного нефтяного газа ежегодно. Из них 3 млн т производится из природного газа, 2,5 млн т является продукцией нефтехимических заводов, а остальной объем выпускают нефтеперерабатывающие предприятия.

Ввод в эксплуатацию очередных участков гигантского газового месторождения «Южный Парс» почти удвоит производство сжиженного нефтяного газа в стране.

По прогнозам С.Карамати, уже в 2017 году Иран отправит на экспорт не менее 20 крупнотоннажных танкеров сжиженного нефтяного газа.

В апреле с.г. министр промышленности, рудников и торговли Ирана М.Нематзаде заявил, что, располагающий самыми большими запасами газа в мире, Иран  хотел бы в будущем играть все большую роль на международных газовых рынках.

При этом министр подчеркнул, что в борьбе за долю на различных рынках Исламская Республика не планирует быть конкурентом России.

Поскольку потребность европейских потребителей в «голубом топливе» увеличивается, Иран может стать надежным и долгосрочным партнером Европы.

В свою очередь, заместитель министра нефти по вопросам планирования и надзора за ресурсами углеводородов М.Моаземи выразил надежду, что в 2017 году Ирану удастся не только сохранить сегодняшние показатели в области экспорта газа, но и выйти на новые рынки.

Осенью этого года должны начаться экспортные поставки газа в Ирак.

В конце мая с.г. поступила информация от директора по планированию компании Iranian Gas Engineering and Development Company (занимается строительством и обслуживанием газотранспортной инфраструктуры) Х.Торбати о том, что Иран завершил строительство газопровода в Ирак, который готов к экспорту.

Как ожидается, ежегодные поставки иранского газа в Ирак могут составить сначала 1,4 млрд куб. м, а затем вырастут до 9 млрд куб. м газа. Мощность трубопровода – 13 млрд куб. м.

В следующем году ожидается начало поставок иранского сырья в Оман.

В целом, по прогнозам чиновника, к 2019 году объем экспорта иранского газа должен составить около 80 млрд долларов в год.

Объем экспортных поставок иранского газа в Ирак, Пакистан, Оман оцениваются, по имеющимся контрактам, примерно на 100 млн куб. м сырья в день.

По мнению управляющего директора государственной иранской танкерной компании National Iranian Tanker Company (NITC) А.Сафаи, огромные запасы «голубого топлива» (на Иран приходится 18% мировых запасов газа) и большие мощности для импорта, экспорта, своповых (обменных) поставок и транзита могут стать основой для создания энергетического хаба.

В планах Ирана на ближайшие 10 лет значится реализация проектов, обеспечивающих транзит газа, общей стоимостью 55,8 млрд долларов, включая несколько газопроводов, позволяющих экспортировать топливо в различным потребителям.

Таким образом, после весьма быстрого увеличения внутренней нефтедобычи, удивившей многих, Иран хочет нанести «двойной удар» по скептикам, подняв с колен газовую промышленность, обескровленную из-за дефицита финансовых ресурсов в период действия западных санкций, введенных США и Европейским союзом против Исламской Республики.

 

***

Проведенный анализ позволяет прийти к следующим важным выводам.

Пока мировое сообщество наблюдает за расширением производства «голубого топлива» на иранском месторождении «Южный Парс», страна готовится предложить иностранным инвесторам из Европы и Азии еще несколько перспективных областей газоперерабатывающего сектора.

Уровень добычи газа на «Южном Парсе» уже весьма приличный. И когда все 24 участка, на которые была разделена программа развития месторождения, будут введены в строй, ежегодное производство вырастет еще примерно на 100 млрд куб. м.

Однако, помимо «Южного Парса», Ирану есть, что предложить иностранным компаниям, изъявившим желание работать на иранском рынке.

Среди 49 углеводородных областей, разработку которых правительство страны намерено предложить западным инвесторам, есть 21 газовая. Суммарно они могут выдать объем производства в 380 млн куб. м природного газа в сутки.

Тегеран надеется в ближайшей перспективе привлечь для развития этих месторождений около 30 млрд долларов, однако пока до сих пор не совсем понятно, готовы ли крупные нефтегазовые корпорации инвестировать столь серьезные финансовые ресурсы в развитие газодобывающего сектора Ирана.

Если это произойдет, в ближайшем будущем Исламская Республика может стать одним из региональных лидеров производства «голубого топлива».

Добыча – это, безусловно, еще не экспорт. К тому же основная часть производимого газа в настоящее время потребляется внутри страны.

Более того, планы иранских властей по газификации еще 2 млн домов, намеченное троекратное увеличение закачки газа в нефтяные месторождения для повышения нефтеотдачи пластов, а также передача электростанциям дополнительных 20 млрд куб. м топлива в год еще больше нарастят внутреннее потребление.

Как следствие, несмотря на многообещающие заявления иранских чиновников и топ-менеджеров газовых компаний о скорой интенсификации объемов экспорта «голубого топлива» Ирана на европейском рынке, этого не случится.

Однако в среднесрочной и долгосрочной перспективе, через 5–10 лет, когда солидные вложения зарубежных партнеров Исламской Республики, «вдохнут жизнь» в сектор добычи, переработки и транспортировки иранского топлива, это позволит стране построить ряд магистральных трубопроводов, завершить создание мощностей по сжижению природного газа, строительство которых началось перед введением санкций, а также серьезно упрочить собственные позиции на газовых рынках Европы и Азии.

Москве следует активнее налаживать мосты с Ираном, предлагая ему различные форма кооперации, не позволяя зарубежным конкурентам оттеснить Россию от иранского «газового пирога».

52.16MB | MySQL:103 | 0,531sec