Интересы Судана и Уганды в южносуданском конфликте

Ситуация в Южном Судане после попытки государственного переворота и попытки убийства вице-президента страны Р.Машара 8-11 июля с.г. остается сложной. Продолжаются бои между правительственными войсками и силами, верными Р.Машару практически по всему периметру столицы. Население при этом пытается покинуть Джубу и столичный регион. Причем большинство, убедившись на примере недавних событий, что лагеря ООН не могут предоставить надеждой защиты от правительственных войск, которые занимаются грабежом и насилием, активно хлынуло в соседнюю Уганду. С.Киир фактически не контролирует центральные и южные штаты страны, в которых также нет единой доминирующей силы: страна разбита на различные анклавы по племенному признаку. Р.Машар тем временем пытается сконцентрировать различные отряды оппозиции в единый кулак для того, чтобы силовым путем установить контроль над Джубой, из которой эвакуированы фактически все иностранные посольства. «Я вернусь в Джубу только с оружием в руках», — заявил он недавно. При этом С.Киир обвиняет его в «дезертирстве» и попытке государственного переворота. Все эти события происходят на фоне дефицита продовольствия и питьевой воды, а также вспышки холеры и желтой лихорадки. Картина в общем-то классическая для типичного «африканского кризиса», замешанного как всегда на племенных противоречиях.
При этом соседи Южного Судана в лице Хартума и Кампалы стараются максимально воспользоваться сложившейся ситуацией неопределенности для того, чтобы решить свои собственные политические проблемы. Мы уже сообщали о спонсировании со стороны Хартума повстанческих группировок шуллук на юге Южного Судана. Одновременно суданские спецслужбы всячески стимулируют волнения в центральных штатах страны через мятежного генерала Яо-Яо, перебрасывая его отрядам с помощью транспортной авиации и вертолетов боевое снаряжение и боеприпасы. Хартум решает при этом основную задачу — создание хаоса у своего соседа на первом этапе с целью создания надежной блокировки его усилий по стимулированию повстанческого движения нуба в штатах Голубой Нил и Южный Кордофан. Задача-максимум — смещение С.Киира с его поста и его замена на более удобное себе руководство. Прежде всего с точки зрения возобновления на условиях Хартума транзита южносуданских углеводородов в Порт-Судан и отказа Джубы от притязаний на нефтеносный штат Абъей.
Угандийский президент Й.Мусевени в этих условиях также решает свои задачи, которые концентрируются вокруг основного тезиса: сохранение при любых условия влияния Кампалы на процессы, которые происходят в Южном Судане при минимизации влияния на них со стороны остальных заинтересованных сторон. Столкнувшись с жесткой критикой своих действий по открытой поддержке С.Киира и попытки вооруженным путем решить вопрос двоевластия в Южном Судане, как со стороны практически всех тяжеловесов в Африканском союзе, ООН, так и, что главное, США, угандийский президент решил сменить тактику, и теперь он поддерживает формально и С.Киира, и Р.Машара, при этом всячески стимулируя очередной виток вооруженного противостояния между ними. В основном через поставки оружия Джубе в обход международного эмбарго. Это уже вызвало жесткую критику со стороны госсекретаря США Дж.Керри, который открыто предупредил угандийского президента об очень негативных последствиях. Кстати, для того, чтобы успокоить в какой-то степени Вашингтон Й.Мусевени в прошлом месяце свернул активную программу ВТС с Северной Кореей и выслал несколько сот военных инструкторов из этой страны на родину.
Полученные данные свидетельствуют, что Уганда весь прошлый год активно снабжала вооружением армию Южного Судана, фактически подготавливая нынешнюю вспышку гражданской войны. В сентябре прошлого года министр обороны Южного Судана Кийо Минанг Джук приобрел для нужд своего ведомства четыре ударных вертолета Ми-24 через аффилированную с Украиной фирму Bosasy Logistics. Руководство последней очень тесно связана с президентом Й.Мусевени. Эта структура вообще является центральной для организации поставок украинского вооружения в этот регион Африки. Ранее через нее была организована продажа двух партий танков Т-72 для нужд опять же Уганды и Южного Судана, а также с целью их перепродажи в горячие точки на континенте. Украинское оружие при этом в основном уже бывшее в употреблении или законсервированное и продается со складов украинских вооруженных сил. Ряд экспертов ООН по экспорту вооружения при этом в январе с.г. опубликовало доклад о том, что оружие закупается официально для нужд угандийский вооруженных сил, а затем перепродается южносуданцам без уведомления ООН о сделках. Интересно, что экипажи этих вертолетов были как раз составлены из северокорейских военных.
Военные из лояльных С.Кииру отрядов Суданской народно-освободительной армии (СНОА) в настоящее время в своей большей части экипированы автоматическими винтовками «Галиль» израильского производства, которые производятся государственной компанией Израиля Israel Military Indastries (IMI). При этом партии это оружия были закуплены Кампалой в рамках официального контракта у Израиля в 2007 году, а затем в 2014 при использовании главной спецслужбы Южного Судана Национальной службы безопасности переправлены в эту страну якобы без уведомления IMI. На самом же деле сделка с самого начала была ориентирована именно на южносуданское направление. Для того, чтобы прикрыть IMI, использовалась частная израильская фирма Global CST, которая принадлежит бывшему командующему оперативного управления ЦАХАЛа Израэлю Зиву. Представителем этой структуры в Южном Судане, через которого и идет основная логистика, является гражданин Израиля Эли Зельтцер.
На этом фоне Й.Мусевени активизировал свои контакты и с Р.Машаром, с которым он собирается встретиться в Хартуме в ближайшее время для обсуждения вопроса гарантий его возвращения в Джубу. При этом именно угандийский президент является основным лоббистом идеи использования исключительно угандийского контингента для «разграничения сторон конфликта и установления перемирия». Он уже декларировал намерение создать особый корпус из числа угандийский военных для этой цели (и, кстати, личной охраны самого Р.Машара) и проинформировал об этом генерального секретаря ООН Пан Ги Муна. Последний категорически отказался это предложение поддержать. В данном случае есть попытка ЙМусевени трансформировать в своих целях предложение того же Р.Машара о создании миротворческого контингента из военных Эфиопии, Кении, Судана и Уганды для стабилизации ситуации. С.Киир при этом выступил категорически против, что надо расценивать как игру Й.Мусавени с целью выторговать для себя основное условие — костяком будущего контингента должны стать угандийцы, в зону ответственности которых и должна попасть Джуба. То есть закрепить мандатом ООН свое стремление сохранить военное присутствие в Южном Судане, что пока у угандийского президента не получается.

52.16MB | MySQL:103 | 0,590sec