О военной ситуации в Сирии (30 июля – 6 августа 2016 г.)

По данным российского Центра (РЦ) по примирению враждующих в Сирии сторон, в течение прошедшей недели был зафиксировано 50 случаев нарушений режима прекращения огня со стороны группировок, причисляющих себя к вооруженной оппозиции. Нарушения отмечались в провинциях Дамаск, Хама, Дераа и Латакия. Это немного превышает  показатель предыдущей недели (47).

Авиация ВКС России в течение недели работала по целям группировок «Исламское государство» (ИГ) и «Джебхат ан-нусра»/«Джебхат Фатх аш-Шам» (обе запрещены в РФ) в провинциях Алеппо, Латакия, Идлиб.

В частности, на севере провинции Латакия 31 июля нанесено как минимум 8 авиаударов по позициям джихадистов близ г.Кинсибба.

В течение 3 – 4 августа самолеты ВКС России и ВВС Сирии в общей сложности выполнили свыше 200 самолето-вылетов, нанося удары по позициям джихадистов, а также решая задачи изоляции района боевых действий на юго-западе провинции Алеппо.

5 августа в провинции Алеппо близ г.Атариб ударом с воздуха уничтожена большая автоколонна грузовиков, перевозившая боеприпасы и снаряжение для боевиков.

За 6 августа, по данным зарубежных СМИ, выполнено около 120 самолето-вылетов с целью оказания поддержки с воздуха сирийским военным, отбивавшим очередную атаку боевиков к юго-западу от г.Алеппо.

1 августа Минобороны РФ сообщило, что в Сирии над провинцией Идлиб сбит российский военно-транспортный вертолет Ми-8, на борту которого находились 5 человек – 3 члена экипажа и 2 офицера РЦ. При этом уточнялось, что вертолет был сбит огнем с земли в момент, когда он возвращался на авиабазу Хмеймим после доставки груза гуманитарной помощи в г.Алеппо. Уже позднее было объявлено, что все находившиеся на борту вертолета погибли. Вертолет был сбит над территорией, находящейся под контролем группировки «Джебхат ан-нусра» (новое название – «Джебхат Фатх аш-Шам») и примкнувших к ней отрядов вооруженной оппозиции.

Таким образом, по официальным данным, с момента начала российской операции в Сирии в этой стране погибли 19 российских военнослужащих.

4 августа некоторые арабские СМИ сообщили, что по району, над которым в провинции Идлиб был сбит российский вертолет Ми-8, был нанесен удар некими «баллистическими ракетами». Понятно, что какая-то реакция на уничтожение российского вертолета должна была последовать. Но какой вид оружия подразумевался под «баллистическими ракетами», сказать что-либо определенное сложно.

Самолеты сирийских ВВС в течение недели работали по целям джихадистов в провинциях Дейр эз-Зор, Хомс, Хама, Алеппо, Идлиб.

В частности, усилия сирийской авиации были сосредоточены на поддержке своих войск на земле в провинции Алеппо, а также на изоляции района боевых действий путем работы по автотрассе Идлиб – Алеппо.

В течение недели продолжались активные боевые действия против джихадистов в ряде провинций страны.

На северо-востоке провинции Алеппо в ходе боев за г.Манбидж 30 июля отряды «Сил демократической Сирии» (СДС) с боем взяли квартал Аль-Каджди. К северо-западу от города в тот же день освобождены 6 деревень. При этом уничтожены до 100 боевиков.

К 31 июля отряды СДС при поддержке с воздуха со стороны международной коалиции выбили боевиков ИГ из ряда кварталов на востоке города. К тому дню они контролировали до 40% территории Манбиджа.

К 2 августа, по данным независимых источников,  формирования СДС контролировали уже примерно 60% территории города, к 3 августа под контролем курдско-арабского альянса находились до 80% территории города. Бои велись за кварталы Аль-Касания и Шейх Акил.

К 6 августа формирования СДС практически полностью овладели г.Манбидж, выбив оттуда боевиков ИГ. Тем самым была достигнута цель начавшегося два месяца назад наступления формирований СДС.

Пытаясь прорвать блокаду восточной части провинциального центра, джихадисты из группировок «Ахрар аш-Шам» и «Джебхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джебхат ан-нусра») с 31 июля ежедневно атаковали позиции правительственных сил к юго-западу от города.

К 1 августа была отражена попытка крупного бандформирования численностью до 5 тысяч человек деблокировать боевиков, засевших в восточных кварталах провинциального центра. По данным СМИ, только со стороны группировки «Джейш аль-Фатх» в боях участвовали свыше 3,5 тысяч бойцов. По данным Минобороны РФ, при этом при поддержке с воздуха со стороны ВКС России и ВВС Сирии уничтожены свыше 800 боевиков, 14 танков, 10 БМП, свыше 60 внедорожников с пулеметами.

Судя по всему, при этом широко использовалась тактика «огневых мешков» с последующим широкомасштабным использованием артиллерии и реактивных систем залпового огня.

Среди населенных пунктов, в районах которых находились цели джихадистов, в сообщениях иранских СМИ вновь зазвучали отдельные названия, которые ранее звучали в победных реляциях сирийского командования. Это были, в частности, Хан Туман, Аль-Аис, Аз-Зерба, Аль-Караси, Зейтан, Барна аль-Хамира. Из этого вытекало, что ранее контроль над отдельными из них мог быть потерян.

В этих боях был уничтожен, в частности, видный полевой командир группировки «Ахрар аш-Шам» Абу Мухаммед ас-Сари (боевой псевдоним).

К середине дня 3 августа правительственным силам удалось не только отбить наступление боевиков «Джебхат ан-нусры» на квартал провинциального центра Рамусса, призванное разблокировать джихадистов, оказавшихся в осаде в ряде городских кварталов, но и значительно отбросить их. К 4 августа установлен контроль над районами Манашер аль-Маниан и Таль аль-Джамиа.

В течение 5 и 6 августа противоречивая информация поступала с юго-западной части провинции, где джихадисты из группировки «Джейш аль-Фатх» предприняли очередную широкомасштабную попытку прорыва блокады тех районов провинциального центра, которые удерживаются боевиками. По некоторым данным, в ходе боев к 6 августа джихадистам удалось овладеть городками двух военных училищ к югу от г.Алеппо. Однако эта информация была опровергнута правительственными СМИ, сообщившими, что очередная атака была отбита. В любом случае, там, по данным правозащитников, в боях за неделю уничтожены по меньшей мере 700  джихадистов. Тем не менее это не помешало группировке «Ахрар аш-Шам» сообщить 6 августа о прорыве блокады восточных кварталов Алеппо, ставших оплотов джихадистов в этом городе. Даже если это соответствует действительности, следует ожидать немедленных действий сирийских войск по восстановлению положения, как это всегда бывало ранее в подобных случаях.

К югу от города к 2 августа установлен контроль над господствующими высотами Ас-Санубарат и Аль-Махрука, а также деревней Аль-Амара.

Там же к исходу 5 августа правительственные силы овладели деревней Аль-Хувейз, выбив оттуда боевиков «Джейш аль-Фатх».

В боях за северные кварталы Алеппо правительственные силы к 2 августа выбили боевиков группировки «Джейш аль-Фатх» из южной части лагеря палестинских беженцев Хандарат.

2 августа иранские СМИ распространили кадры захваченного в боях за Алеппо склада оружия группировки «Джебхат Фатх аш-Шам», где, судя по маркировке упаковочных ящиков, было представлено как оружие американского производства, и в частности, ПТУР «Тоу-2», так и неамериканского, с маркировкой на кириллице. Кадры неоднократно сопровождались русской речью, что может говорить о присутствии россиян в передовых порядках сирийских войск.

В южной части провинции Хама 3 августа отбита очередная атака боевиков ИГ на позиции правительственных сил у ТЭЦ в Аз-Зара.

В провинции Дейр эз-Зор в западной части провинциального центра 3 августа правительственные силы выбили боевиков ИГ с их позиций в районах отеля «Фурат аш-Шам», горы Ар-Руад, больницы «Оупен Херт». В ходе боев уничтожены до 60 джихадистов.

6 августа отбита атака боевиков ИГ на позиции правительственных сил на высотах Брук, господствующих над провинциальным центром. При этом уничтожены до 165 джихадистов.

В провинции Дамаск в Восточной Гуте к 6 августа установлен полный контроль над городом Хуш аль-Фарах. В тот же день сирийские войска вышли на рубеж в 6 км от г.Дума.

На севере провинции Хомс правительственные войска 3 августа завязали бои против формирований «Джебхат ан-нусра» за г.Тальбиша и деревню Аль-Канту.

В целом, без преувеличения можно утверждать, что в боях на юго-западе провинции Алеппо сейчас решается будущее Сирии. Победитель в этих боях получит много всевозможных дивидендов как военного, так и политического свойства. В любом случае очевидно, что в связи с ожесточенностью боев на земле резко повысилась интенсивность применения российской авиации со всеми вытекающими отсюда возможными последствиями.

Что касается очевидного успеха СДС и международной коалиции, совместные действия которых позволили взять г.Манбидж на северо-востоке провинции Алеппо, то сейчас многое будет зависеть от того, что будут делать формирования альянса в дальнейшем. По идее напрашивается оперативная пауза, необходимая для зачистки города и отдыха бойцов. Тем не менее остается вопрос – куда пойдут формирования СДС в дальнейшем? У них есть два пути – либо на провинциальный центр, либо на еще находящиеся под контролем ИГ курдские территории.

52.26MB | MySQL:103 | 0,528sec