Об энергетическом секторе Марокко

О состоянии и перспективах энергетического сектора Марокко в российской науке написано мало. Однако исследователям не стоит забывать, что это государство является одной из стран Северной Африки, к которой проявляют особый интерес различные международные энергетические компании.

Дело в том, что, по предварительным оценкам, на марокканской территории могут быть расположены внушительные объемы еще не разведанных запасов нефти и газа.

На одном участке атлантического шельфа уже установлено, что на материк уходит «шлейф», ширина которого, однако, пока не очень ясна.

По имеющимся оценкам, материковые нефтегазовые запасы страны составляют около 566,34 млрд куб. м извлекаемых ресурсов сланцевой нефти и природного газа.

Стоит отметить, что постепенно Марокко, как и ряд других государств, осваивает на своей территории добычу сланцевого газа.

Так, в прошлом году ирландская компания Circle Oil получила газ из своей первой скважины. На материковом лицензионном участке Lalla Mimouna, на скважине LAM-1, был достигнут устойчивый поток газа в объеме 53,8 тыс. куб. м в сутки.

«Мы очень рады, что уже в ходе первого бурения в блоке Lalla Mimouna получены такие положительные результаты. Продуктивность этой скважины очень мотивирует компанию расширить свои активы по газовым месторождениям в Марокко», – заявил главный исполнительный директор Circle Oil М.Флегг.

 

Для справки: компания Circle Oil, имеющая штаб-квратиру в Лимерике, разрабатывает нефтегазовые проекты на Ближнем Востоке и в Северной Африке – в Египте, Тунисе и Марокко. Ее деятельность по большей части сосредоточена на развитии африканских проектов.

 

Со своей стороны, конкурирующая с Circle Oil компания Gulfsands Petroleum, имеющая штаб-квартиру в Лондоне, в 2015 году сообщала, что на своей разведочной скважине на севере Марокко добывала 283 тыс. куб. м газа в сутки.

Напомним, что эта компания намеревалась вложить в разведку и освоение лицензионного участка на территории королевства около 3,5 млн долларов.

Помимо этого, американская нефтегазовая компания Kosmos Energy открыла на шельфе Марокко («бассейн Лаайун») рентабельные для добычи запасы природного газа и газового конденсата.

Открытие залежей углеводородов на шельфе (в 170 км от мыса Буждур), где глубина составляет 2,14 тыс. м, доказывает гораздо большее распространение формации Лаайун. Общая глубина погружения, вместе с бурением скважины CB-1, достигла 5,7 тыс. м. При этом расходы Kosmos Energy на эту разведку составили 85 млн долларов.

«Хотя в случае с этим открытием и нельзя говорить о коммерческой добыче, эта первая скважина в данном бассейне существенно уменьшила риски дальнейшей разведки, поскольку ясна рабочая картина общей нефтяной системы, включая и сам факт присутствия углеводородов, и того, как они «запечатаны», – пояснил председатель правления и исполнительный директор Kosmos Energy Э.Инглис.

По его словам, Мыс Буждур имеет широкий диапазон независимых вариантов и фарватеров с весьма богатыми перспективами. Для уточнения плана разведки, определения места и сроков бурения последующих скважин специалисты компании проведут анализ функционирования первой скважины, а также объединят с ранее полученными сейсмическими данными.

Для справки: компания Kosmos Energy, базирующаяся в Далласе, штат Техас, имеет отделения на Бермудских островах, в Суринаме и Африке. В Гане компания участвовала в разведке и освоении шельфового нефтяного месторождения Jubilee.

На рынке Марокко она ведет деятельность с 2006 года. Компания имеет лицензионные права на разведку нефти в районе мыса Буждур, на границе с «бассейном Лаайун», или Эль-Аюна, весьма перспективным по оценкам запасов углеводородов.

В этом проекте Kosmos Energy имеет долю 55% и выступает партнером марокканской компании Office National des Hydrocarbures et des Mines (ONHYM, 25%) и Capricorn Exploration & Development (20%), подразделения Cairn Energy PLC.

 

Учитывая растущий спрос на электроэнергию на внутреннем рынке, власти Марокко намерены увеличить количество источников газовых поставок.

В прошлом году марокканский энергетический регулятор ONEE объявил международный тендер на строительство регазификационного (приемного) терминала в городе Йорф Ласфар. Как ожидается, этот терминал станет поставщиком «голубого топлива» для нескольких электростанций страны.

Согласно условиям тендера, проект регазификационного терминала потребует строительства в Йорф Ласфар морского причала, а также газового хранилища.

Далее ONEE намеревается соединить терминал с электростанциями посредством трубопроводов высокого давления, и также построить еще несколько подземных хранилищ газа. Еще один трубопровод подключит терминал к существующему газопроводу «Магриб-Европа».

В соответствии с проектом, строительство регазификационного терминала позволит Марокко генерировать на электростанциях с комбинированным циклом 2,4 Ггв электроэнергии.

Напомним, что в прошлом году прошел масштабный «Африканский энергетический форум», на котором представители крупных компаний, таких как Royal Dutch Shell, Total, обсудили новые возможности для применения сжиженного природного газа в Африке.

«В настоящее время мы являемся свидетелями глубоких перемен в отрасли СПГ. Мы готовы инвестировать в энергию, в порты – туда, где мы нужны», – заявил старший исполнительный директор Total Т.Ерл.

Прежде всего он имел в виду то, что происходит снижение цен на СПГ, а также растет число инновационных решений по доставке топлива на новые рынки по более низкой цене. Эти два основных фактора создают новые возможности для расширения электрификации в Африке.

Он также добавил, что газ даст новый импульс для развития солнечной энергетики в Африке.

В свою очередь, генеральный менеджер по Европе и Африке в подразделении Global LNG компании Royal Dutch Shell К.Джонсон заявил, что Марокко и ЮАР могли бы стать теми странами, где крупномасштабное применение возобновляемых источников энергии могло бы сделать газ тем топливом, которое станет резервным источником получения электроэнергии.

По мнению Джонсона, СПГ может играть определенную роль в удовлетворении потребностей электростанций, которые вырабатывают менее 50–60 МВт.

Среди основных проблем, связанных с СПГ-проектами в Африке, Джонсон выделил сложности с инвестициями в соответствующую инфраструктуру.  По его словам, достижение правильной структуры по регулированию и финансированию транспортировки и распределения газа будет очень важным.

Весной этого года после официального визита короля Марокко Мухаммеда VI  в Россию поступила информация о том, что африканская монархия планирует строить терминал для приема сжиженного природного газа (СПГ) на атлантическом побережье страны совместно с российскими партнерами.

Проект предусматривает строительство к 2019 году в порту Джорф-Ласфар на востоке Марокко терминала по приему и регазификации СПГ мощностью 10 млрд куб. м.

Кроме того, бизнес-план предусматривает обустройство газотранспортной системы, идущей от терминала. Приблизительная стоимость реализации проекта составляет 4,7 млрд долларов.

Тема сотрудничества России и Марокко в данном СПГ-проекте впервые возникла в конце января с.г., когда Москву для подготовки визита короля Марокко Мухаммеда VI посетил советник монарха Ф.эль-Химм.

В беседах с министром иностранных дел России С.В.Лавровым и помощником президента России Ю.В.Ушаковым Ф.эль-Химм заявил, что король принял решение предоставить России особые преференции при реализации новой энергетической программы Марокко под названием Gas to Power.

Программа предусматривает создание инфраструктуры для приема СПГ, его регазификации и транспортировки.

В материалах встречи председателя правительства России Д.А.Медведева и Мухаммеда VI, которая прошла в рамках весеннего официального визита монарха в нашу страну, также было сказано об интересе международной группы компаний «Союзнефтегаз» к получению лицензии на проведение разведки месторождений нефти на сухопутной территории Марокко и его континентальном шельфе.

 

Для справки: «Союзнефтегаз» занимается реализацией перспективных инвестиционных проектов в нефтегазовом секторе и энергетической отрасли экономики. Большая часть проектов группы связана с геологоразведочными работами на стадии поиска залежей углеводородов.

 

Стоит подчеркнуть, что по итогам российско-марокканских переговоров был подписан ряд межправительственных документов.

Так, Министерство энергетики и Министерство природных ресурсов и экологии России подписали с Министерством энергетики, горнодобывающей промышленности, водных ресурсов и охраны окружающей среды Марокко меморандумы о взаимопонимании по сотрудничеству в сфере энергетики и в области геологического изучения недр соответственно.

Справедливости ради необходимо отметить, что удельный вес природного газа в энергетическом балансе Марокко составляет около 5–6%. Причем более 90% потребляемого сырья поступает в страну из-за рубежа. Алжирский газ поставляется на марокканский рынок через газотранспортную магистраль «Магриб–Европа». Оставшаяся часть газ добывается на месторождениях Эс-Сувейра и Гхарб.

 

Для справки: газопровод «Магриб-Европа» был запущен в 1996 году. Труба проходит через Марокко, соединяя Алжир и Испанию. Согласно положениям межправительственного соглашения, Марокко имеет право на получение 7%-ой доли от ежегодной выручки, получаемой Алжиром за транзит «голубого топлива» по своей территории. В первые годы это компенсация осуществлялась денежными средствами.

 

Чтобы компенсировать нехватку традиционных источников энергии, власти монархии в кооперации с западными компаниями всерьез нацелены на развитие альтернативной энергетики.

Например, правительство Марокко финансирует строительство комплекса солнечных электростанций у города Уарзазат в Сахаре. В перспективе планируется построить несколько солнечных электростанций, суммарной мощностью 580 МВт. Одна из таких станций, запланированных в рамках проекта, уже построена.

В 2015 году появилась информация о том, что на окраине Сахары появилась новая солнечная электростанция. Электростанция будет снабжать энергией не менее 1,3 млн человек. Германия вложила в строительство 834 млн евро.

Мощность электростанции NOOR I составляет 160 МВт. Строительство NOOR II и NOOR III планируется закончить в 2017–2018 годах.

Стоимость всего проекта оценивается примерно в 2,2 млрд евро.

Проектируемые станции относятся к солнечным энергосистемам концентрирующего типа (гелиотермальным установкам). То есть энергию вырабатывает не само солнце, а нагретая с его помощью вода, приводящая в движение турбины по аналогии с традиционными теплоэлектроцентралями (ТЭЦ).

В таких установках энергия солнца за счет системы линз и зеркал фокусируется в концентрированный луч света. Комплекс станций под Уарзазатом будет состоять из параболических зеркал диаметром 12 м.

Сконцентрированные ими лучи будут нагревать рабочую жидкость (раствор синтетической термальной нефти), циркулирующую по стальной трубе, до 393ºС. Раствор синтетической термальной нефти, движется через теплообменник и подается на тепловой двигатель, где смешивается с водой. В результате образуется пар, который вращает турбины, вырабатывающие энергию.

Кроме того, часть рабочей жидкости закачивается в тепловые резервуары, которые содержат раскаленные пески. В системе таких резервуаров тепловая энергия может накапливаться и храниться до восьми часов, позволяя обеспечивать генерацию электричества ночью.

Реализация масштабного проекта строительства комплекса солнечных электростанций у города Уарзазат близ Сахары станет широким шагом в направлении развития в стране возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

К 2020 году, в соответствии с амбициозным планом властей, «зеленая» энергетика должна обеспечивать 50% потребностей государства в электричестве.

До 2020 года Марокко планирует увеличить суммарную мощность различных возобновляемых источников энергии до 2 тыс. МВт.

Также марокканские власти собираются экспортировать электричество. Так, в 2015 году, Германия согласилась выделить Марокко финансовую помощь в размере 485 млн евро. Причем 430 млн евро предназначались на развитие альтернативной энергетики.

Есть ли перспективы развития проектов альтернативной энергетики в Марокко?

Перспективы есть. Несмотря на то, что сейчас около 94% энергетических потребностей страны удовлетворяется за счет импорта ископаемого топлива, планы властей через 4 года наполовину обеспечить монархию энергией из ВИЭ не выглядит неосуществимыми.

Марокко круглогодично получает огромное количество солнечного света, что является несомненным плюсом для интенсификации развития проектов в сфере солнечной энергетики.

Более того, в стране имеется огромная пустынная территория, где можно построить не только гелиотермальные, но и ветроэнергетические установки, способные генерировать необходимую для внутренних нужд энергию.

Примечательно, что в планах правительства Марокко также значатся проекты реконструкции энергосетей, в том числе ведущих в сопредельные государства. Власти считают, что страна вполне способна в будущем продавать излишки выработанной электроэнергии в соседние страны Африки и даже Европы. Например, от Испании Марокко отделяет лишь узкий Гибралтарский пролив.

Делая ставку на альтернативные энергетические проекты, Марокко отображает общую тенденцию, набирающую ход во многих  государствах региона. Так, некоторое время назад Ливан подписал в Марокко соглашение по снижению выбросов парниковых газов, так называемый «Пакт мэров» (Covenant of Mayors), которое инициировал Европейский союз (ЕС), чтобы дать стимул развитию возобновляемых источников энергии.

Власти Ливана намерены и дальше развивать альтернативную энергетику в стране, на которую затрачено порядка 420 млн долларов за последние два года.

«Можно говорить о том, что страна выйдет на высокий уровень развития солнечной энергетики к 2017 году. В перспективе мы рассчитываем построить объекты по производству электричества из ветра и воды, – заявил глава Ливанского центра энергосбережения (LCEC) П.Хури.

Руководство страны стремится понизить зависимость от ископаемых видов топлива на 5% в краткосрочной перспективе. К 2020 году Ливан планирует удвоить мощности «зеленой» энергетики и довести ее до 12% по отношению к общему объему потребляемой электроэнергии.

Напомним, что Ливан является ресурсозависимой страной. Тем не менее потреблять электричество от дизельных генераторов, когда буквально под рукой неисчерпаемый солнечный энергоресурс, является весьма накладным.

«Ливан страдает от отключений. За пределами Бейрута существует проблема отключения электричества, причем длиться это может до девяти часов, тогда как дизельные генераторы весьма дорогостоящие и неэкономичные в использовании. Это все формирует потребность в дешевой солнечной энергии», – отметил менеджер проекта по развитию альтернативной энергетики ООН Х.Хараджли.

Таким образом, нехватка традиционных энергоносителей, коими являются нефть и газ, мотивируют государства Ближнего Востока  и Северной Африки, привлекая иностранных инвесторов, развивать проекты, позволяющие получать солнечную и ветровую энергию.

Как представляется, будущее энергетического сектора Марокко связано с альтернативными источниками энергии и получением импортного сжиженного природного газа, который после регазификации на территории монархии, можно использовать для частичного погашения растущего внутреннего спроса на «голубое топливо».

Что касается повышения внутренней добычи сырья, то оно в ближайшей перспективе может и не произойти, поскольку объем потенциальных залежей углеводородов в недрах Марокко может кратно отличаться от доказанных запасов.

К тому же необходимо понимать, что в нынешней непростой ситуации, связанной с высокой волатильностью нефтяных цен на мировом рынке, иностранные компании вряд ли готовы в ближайшей перспективе вложить солидные финансовые ресурсы в геологоразведку и разработку марокканских месторождений.

52.31MB | MySQL:103 | 0,581sec