О митинге «Демократии и шахидов» 7 августа в Стамбуле

В воскресенье 7 августа 2016 года в стамбульском районе Еникапы состоялся самый массовый митинг в ряду подобных ежедневных мероприятий в защиту демократии и, соответственно, против военных переворотов в стране вообще и, 15 июля, в частности. Мероприятие именовалось митингом «Демократии и шахидов».

Сразу оговоримся, что митинг, изначально задуманный турецким руководством в качестве финального аккорда, таковым не станет. По всей видимости, так называемые «демократические дежурства» в стране продолжатся ещё какое-то время, как минимум, до среды — 10 августа.

Мероприятие получилось действительно уникальным в своем роде, впечатляющим не только по количеству участников, но и по формату. Официально говорится об участии около 3 млн человек, а также — 15 тысяч полицейских и 13 тысяч «штатских» для охраны правопорядка. Было роздано 2, 5 миллиона флагов и 3 миллиона кепок с символикой. Всего же, в период с 16 июля по 7 августа в «демократических вахтах» в 81-й провинции страны приняло участие 50 302 850 человек.

В событии, которое на больших экранах транслировалось на всех площадях страны, за рубежом (в США, Великобритании, Германии, Франции, Голландии, Канаде, Индии, Ираке, Сирии) и даже где-то в Пенсильвании (где проживает беглый проповедник Ф.Гюлен), кроме главных организаторов – Партии справедливости   развития, присутствовали ещё главы двух оппозиционных движений: Народно-республиканской партии – Кемаль Кылычдароглу и Партии националистического движения – Девлет Бахчели. И тот и другой во всеуслышание говорили о «новой Турции» и о «подъеме Турции». Правда, ничего не говорил лидер прокурдской Партии демократии народов Селахаттин Демирташ по причине того, что его  на митинг не пригласили.

Мероприятие началось с чтения Корана главой Управления по делам религии Мехметом Гёрмезом. Большим сюрпризом для митингующих стал выход на сцену начальника Генерального штаба Хулуси Акара, в очередной раз обвинившего в организации попытки переворота Фетхуллаха Гюлена. Немало вспоминали выступающие со сцены основателя и первого президента Турецкой Республики М.К.Ататюрка, но подлинным шоком для многих стало прочтение Р.Т. Эрдоганом строфы из Назыма Хикмета (поэта-коммуниста, сбежавшего из Турции в СССР и там скончавшегося в 1963 году). Вкупе с бесплатным проездом в городах страны это вызвало у некоторых, недобрую надо сказать, усмешку – «не иначе в стране наступил коммунизм».

Помимо политиков присутствовало множество знаменитостей, которые не скрывали своего восторга по поводу события. Запечатлела телевизионная камера и тех, кто по каким-то причинам не попал на митинг и с трудом сдерживал слезы по этому поводу.

Да, 7 августа действительно стало большим событием в турецкой внутриполитической жизни, своего рода вехой. Но, что оно ознаменовало? Оставив в стороне эмоции, которые неизбежно захлестывают не только участников, но даже и просто посторонних свидетелей подобных масштабных действ, попробуем выделить некоторые моменты и задаться рядом вопросов.

Прежде всего, единство единством, но прокурдской Партии демократии народов (ПДН) на мероприятии не было, а следовательно говорить о демократическом порыве всего турецкого общества было бы небольшим, мягко выражаясь, преувеличением. Все же, число курдов в стране достигает по максимальным оценкам 14 млн человек в 80-ти миллионной стране. И ПДН является выразителем, мнения, как минимум половины из них, коль скоро на выборах в Меджлис эта партия с неплохим запасом уже два раза преодолевали десятипроцентный барьер. И мало того, что Р.Т.Эрдоган заявил о том, что по его мнению попытка переворота 15 июля ещё окончательно не предотвращена. Постепенно начинает появляться информация о том, что гюленисты пустили свои корни в Рабочей партии Курдистана. Иными словами, из всего этого следует, что страну явно не ждет национальное примирение с курдским подпольем. Напротив, давление на курдов будет только нарастать. И, признаться, сложно представить как ПДН, которая всегда испытывала трудности с дистанцированием от РПК, собирается продолжать свою деятельность в Меджлисе страны.

Далее, что будет после 7 августа или, для точности, когда закончатся демократические дежурства, народ соберет свои палатки и разъедется по домам? Согласно заявлению президента Р.Т.Эрдогана, до 30 августа планируется завершить полную зачистку армии от «спрута», «щупальца» которого пронизали все вооруженные силы. И как добавляет Р.Т. Эрдоган дальше: «Мы построим государство с нуля… Сейчас есть политическая воля. Чистка будет производиться не как месть, а в рамках закона». На самом деле, это можно считать ключевой фразой, поскольку чистка – чисткой, а государственное строительство – совсем другое, подразумевающее не только выдворение из госструктур гюленовского элемента, но и изменение структуры государственного управления.

Без сомнения, прошедший по лезвию бритвы Р.Т.Эрдоган вышел из тяжелой для себя ситуации, набрав дополнительный политический капитал, который он, со всей очевидностью можно сказать, попытается конвертировать в переустройство страны на принципах того, что называется «президентской республикой».

Но как страна к ней перейдет? Будет ли целиком и полностью судьба конституционной реформы решаться в Меджлисе или, в зависимости от результата референдума, на всенародном голосовании? Или же часть нагрузки ляжет на постановления правительства, имеющие «силу законы», чья легитимность в части долгосрочных решений, лежащих за рамками периода чрезвычайного положения, вызывает серьезные сомнения. Вот утренняя передовица оппозиционной газеты «Джумхуриет» (т.е. «Республика») – «На митинге, который собрал вместе миллионы сторонников различных партий, выступивших против переворота, не было ПДН, были военные. Не хватало демократии».

Важным симптомом является то, что структурные реформы в трех принятых к настоящему времени постановлениях правительства уже инициированы, причем в фундаментальной для страны сфере – обеспечение государственной безопасности. После жарких споров относительно того, должны ли эти постановления рассматриваться Межлисом или нет, Партия справедливости и развития  объявила о том, что они все-таки будут переданы в законодательный орган страны. Однако, демонстрирует при этом явное отсутствие спешки. По всей видимости это случится после положенных по закону 30 дней и после летних каникул в Меджлисе. По всей видимости это случится по окончании праздника жертвоприношения (Курбан байрам) на второй неделе сентября.

Много говорится о том, что лидеры двух крупных оппозиционных партий приняли участие в празднике «Демократии и шахидов» (название – вообще, отдельная тема), но чуть меньше о том, что в церемонии «семейного фото» после митинга, которая была включена в программу в последний момент, ни Кемаль Кылычдароглу, ни Девлет Бахчели участия не приняли.

Да и в самой Партии справедливости и развития, похоже, не все гладко. О чем свидетельствует заявление заместителя премьер-министра Нумана Куртулмуша, что «невозможно представить, чтобы их (то есть гюленистов — авт.) не было бы в правящей партии». Впрочем от дачи комментариев по конкретным персоналиям, когда его спросили про Бюлента Арынча (бывший заместитель премьера), Хусейна Челика (бывший министр образования, и министр культуры), Суата Кылыча (бывший министр спорта) и Садуллаха Ергина (бывший министр юстиции), Н. Куртулмуш отказался.

Что же до 70 тысяч уволенных с госслужбы, то определен набор из 11 критериев, которые будут приниматься во внимание при установлении факта их причастности к ФЕТО, включая: останавливался или нет человек в университетские годы в домах джемаата, мнение родственников, мнение соседей, участвовал ли человек в еженедельных встречах джемаата, мнение коллег по службе, есть ли расчетный счет в банке Asya, какие интернет-страницы посещал, использование программ шифрования сообщений, перечисление пожертвований в общественную организацию Kimse Yok Mu? (создана в 2004 году), отчеты разведки и службы безопасности, а также данные «надежных источников».

Конечно, заголовок газеты Milliyet от 8 августа — «Рождается новая Турция» — абсолютно верный. Однако, за воскресным национальным согласием, которое сопровождалось в народе большим энтузиазмом, проступает немало контуров, вызывающих серьезную обеспокоенность.

52.31MB | MySQL:103 | 0,493sec