Перспективы белорусско-иранского технико-экономического сотрудничества. Часть 1

В течение нескольких последних лет технико-экономические отношения между Республикой Беларусь и Исламской Республикой Иран  вошли в полосу застоя и потери ранее достигнутых рубежей.  В основном это было связано с разного рода санкциями, введенными против Ирана на фоне его ядерной программы, у которой мировое сообщество подозревало военный компонент. Вот почему для дальнейшего развития двустороннего диалога несомненно важным является состоявшееся в июле 2015 г. подписание «атомного» соглашения между Ираном и «шестеркой» международных посредников. В международном плане это несравненно  усилило  притягательность Ирана как страны с емким более чем 80-миллионным рынком и развитой современной экономикой, постепенно выходящей из стагнации. В соответствии с соглашением по иранской ядерной программе происходит постепенная отмена как всех санкций Совета Безопасности ООН, так и санкций другого рода – национальных, многосторонних и др., в основном связанных с  ядерной программой, доступом к самым продвинутым технологиям, международной торговле, в первую очередь – в сфере энергоносителей. Отмене подлежат и санкции в финансовой сфере. Венские договоренности положительно сказались на международном позиционировании Ирана, минимизации исходящих от Тегерана угроз. Разумеется, все это положительно влияет на выход Ирана из международной изоляции и укрепляет позиции стран, сотрудничающих с ИРИ.

Можно ожидать, что и Беларуси подписание венских договоренностей несет несомненные плюсы. В Минске считают, что Иран еще долгие годы останется опорным партнером на Ближнем Востоке. Вряд ли прогнозируемо его реальное сближение в ближайшие годы с Западом.  Итоги состоявшегося в июне 2016 г. саммита ШОС в Ташкенте еще раз доказали правоту утверждений о том, что стратегическое партнерство в рамках ШОС для Ирана – более актуальная задача, чем «эфемерное сближение с Западом». Снятие с Ирана санкций способно иметь конструктивные последствия для диверсификации внешнеполитических и внешнеэкономических связей Ирана. Положительным фактором в этом же направлении являются и результаты  выборов в две важные структуры исламского режима – Собрание исламского Совета (парламент) и Совет экспертов, прошедшие в конце февраля 2016 г. Как результат изменений в двух важных структурах исламской власти, можно ожидать большей открытости иранского общества, постепенного уменьшения уровня конфронтации с Западом, растущую активность иностранных инвесторов.

Как и в Иране, на развитие двустороннего диалога влияет динамика происходящих в Беларуси внутриполитических процессов. В последнее время все более заметными в белорусском истеблишменте  становятся люди с прорыночными взглядами, занявшие в правительстве  ключевые экономические посты. Такие люди занимают важные позиции и в экономическом блоке Администрации президента РБ. В их актив можно записать стабилизацию валютного рынка и введение плавающего курса национальной валюты, положительно оцененное международными финансовыми структурами. Эти же люди пытаются убедить президента страны начать ключевую фазу структурных реформ, означающую значительное сокращение государственной поддержки неэффективно работающих промышленных предприятий с последующей их приватизацией. Необходимость реформирования понимают и руководители белорусского внешнеполитического ведомства, выступающие за уход от тотальной зависимости от России, нейтральную позицию Белоруссии в регионе, дальнейшее размораживание связей с Европой, а как следствие – более европейские методы управления внутри страны. Важно и то, что неизбежность структурного реформирования в Беларуси определяется почти полной исчерпанностью ресурсов для сохранения существующего статус-кво.

Поскольку для Беларуси Иран является важным политическим и торгово-экономическим партнером, для Минска очень важно, что  послесанкционный период открывает новые горизонты для экономического развития этой страны. В нынешнем 1395 г. по иранскому летоисчислению в стране запланирован экономический рост на 5%.   Как пишут иранские СМИ, «Иран изо всех сил пытается укрепить свою экономику после стагнации, вызванной кабальными международными санкциями из-за его ядерной программы, которые были сняты во время знаковой сделки, заключенной с шестью мировыми державами, в прошлом году». Иран постепенно возвращается и на нефтяной рынок. Заметно выросла торговли со странами ЕС. Это стало возможным в результате такого шага Европейского союза как официальной поддержки «возвращения ИРИ в мировую экономику». Только за май 2016 г., по данным Евростата, торговля между Ираном и странами ЕС увеличилась на 42%, приблизившись к 1 млрд евро. Отмечено и резкое, в три раза,  возрастание иранского экспорта в ЕС. Это наглядно демонстрирует новую послесанкционную реальность, когда выход Ирана из международной изоляции открывает перед ним больше возможностей  диверсификации международного сотрудничества. Именно поэтому как один из шагов в направлении поиска новых возможностей сотрудничества двух стран можно расценить намерение Беларуси и Ирана приступить к реализации ряда высокотехнологичных научно-технических проектов. Они будут носить взаимовыгодный характер, говорилось на встрече в Минске 18 мая 2016 г. между председателем Государственного комитета по науке и технологиям Беларуси А.Шумилиным и заместителем председателя Центра по инновационному и технологическому сотрудничеству при Администрации президента ИРИ М. Хаджэбрахими.  Отметим, что белорусские научно-технические и инновационные разработки хорошо известны в мире и пользуются повышенным спросом. Их плюсом является невысокая стоимость, а по качеству оно не уступает мировым аналогам. Иранским партнерам предложили рассмотреть варианты двустороннего сотрудничества с перспективой реализации нескольких совместных взаимовыгодных проекта в сфере медицины и фармации, приборостроения и систем безопасности[i]. Одновременно со стороны Беларуси была высказана готовность обсуждать с иранской стороной и вопросы создания системы венчурного финансирования.

Вот еще один факт. Иранское англоязычное экономическое издание Financial Tribune сообщило 13 июля 2016 г. о готовности двух стран  подписать соглашение о технологическом и научно-образовательном сотрудничестве. Церемония подписания состоялась в конце июля в дни визита в Минск иранской делегации во главе с министром науки, исследований и технологий Мохаммадом  Фархади.  Готовы к реализации и новые двусторонние технологические соглашения. Обе стороны согласились инвестировать 250 млн долларов  в этот проект, и на сегодня 75 млн долларов уже выделены обеими сторонами. Премьер-министр Беларуси М.Кобяков  заверил в том, что правительственные органы Беларуси готовы предоставить ряду иранских компаний существенные льготы для строительства и инвестирования важных объектов в Беларуси.

Как бывало не раз прежде, официальные лица обеих стран делают заявления о необходимости расширения сотрудничества. Этому был посвящен визит в Тегеран заместителя министра иностранных дел Республики Беларусь В.Рыбакова. На встрече с заместителем главы иранского МИДа по сотрудничеству со странами Азии, Тихого океана и СНГ И.Рахимпуром были  проведены консультации по развитию двусторонних отношений в политической, торгово-экономической и инвестиционной сферах. Обсуждались и политические вопросы, в частности, по тематике региональной безопасности и вопросам белорусско-иранского взаимодействия на международной арене. Как важный результат встречи можно оценить подписание Программы сотрудничества между министерствами иностранных дел Беларуси и Ирана на 2016–2018 гг. Конкретные шаги по активизации торгово-экономических связей и дальнейшему развитию инвестиционного сотрудничества обсуждались на недавней встрече с заместителем министра промышленности, шахт и торговли Ирана – заместителем сопредседателя Смешанной Белорусско-Иранской комиссии по вопросам экономического сотрудничества В.Афхамирадом, заместителем министра промышленности, шахт и торговли Ирана М.Карбасьяном, а также с заместителем Министра сельского хозяйства Ирана Э.Зандом.

В марте 2016 г. о перспективах отношений в послесанкционный период высказался Чрезвычайный и Полномочный посол Ирана в Беларуси Мохаммад-Реза Сабури: Тегеран готов к расширению всестороннего сотрудничества с Беларусью, и прежде всего в торгово-экономической сфере. Посол пояснил, что отношения Иран и Беларуси в политической сфере всегда находились на высоком уровне, Это доказывает постоянный обмен делегациями и переговорами. Исходя из этого, М.Р.Сабури убежден, что «такими же должны быть контакты и в других сферах». Иранская сторона считает торгово-экономическое сотрудничество с  Беларусью важным приоритетом. База уже сложилась: за последние годы объем иранских инвестиций в Беларусь увеличился и для дальнейшего развития отношений существует вся необходимая договорно-правовая база. Несколькими месяцами раньше подобное заявление сделал  коллега главы иранской дипмиссии, белорусский посол в Иране В.Рыбак во время встречи с мэром Тебриза Садеком Неджефи. Как сообщило информагентство ИРНА, белорусский дипломат оценил двусторонние отношения как стабильно развивающиеся и привел следующий пример: в 2014 г. объем взаимных инвестиций двух стран примерно в два раза превысил объем товарооборота между ними, «что свидетельствует об активном и тесном взаимодействии между Тегераном и Минском». Об этом же, по его словам, свидетельствует успешное проведение в Тегеране в марте 2015 г. 12-ого заседания совместной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Успешно развиваются и региональные связи. Белорусский посол передал мэру Тебриза письмо градоначальника белорусского города-побратима Могилева, в котором содержится целый ряд предложений о сотрудничестве в рамках усилий по укреплению побратимских отношений между Тебризом и Могилевом в области экономики, образования, культуры.

 

52.34MB | MySQL:103 | 0,565sec