Военная база под Хамаданом и новый этап российско-иранского военного сотрудничества

Дозаправка и обслуживание  самолетов Воздушно-космических сил России на авиабазе «Шахид-Ноже»  под Хамаданом – самой крупной  на западе Ирана – вызывает  в последние дни повышенное внимание как в России, так и в Иране. В Иране внимание к этому факту подогревается тем обстоятельством, что базирование иностранных войск на этой базе было разрешено по личному указанию духовного лидера страны аятоллы Али Хаменеи. Оно является беспрецедентным решением, ибо такое наблюдается впервые после победы  в стране исламской революции и вопреки постоянным идеологическим клише исламского режима о том, что никогда иностранные  войска не будут находиться на территории суверенного Ирана.  Но в данном случае подобное осуществляется в рамках совместного участия России и Ирана в военной операции по помощи режиму президента Сирии Башара Асада  в рамках контртеррористической операции и расценивается как усиление военного сотрудничества двух стран, выходящего на качественно новый уровень.

В то же время, как пишут в эти дни иранские СМИ, создается впечатление, что действия Ирана и России в вопросах сирийского кризиса никак не согласованы, и выглядят по меньшей мере странно. Об этом же сообщают и западные медиа. Однако пресса пишет и о том, что появлению российских самолетов на иранской военной базе, по словам известного российского ученого ираниста д-ра Нины Мамедовой,  возглавляющей отдел Ирана в столичном Институте востоковедения, предшествовали предварительные переговоры, на которых обсуждались все технические детали.  Профессор-политолог Тегеранского университета Садек Зибакалам, парируя утверждения российского коллеги, утверждает, что об этих переговорах ничего не знали в Иране, причем ни в парламенте, ни в правительственных кругах, ни в структурах безопасности.  С.Зибакалам заявил в интервью немецкой прессе, что единственный человек, который был в курсе всего и принимал самолично все решения – духовный лидер страны аятолла Али Хаменеи.

Вокруг ситуации с базой «Шахид-Ноже» с начала текущей неделе в Иране раздаются взаимоисключающие заявления, касающиеся условий и сроков базирования там российских бомбардировщиков. Слышны даже утверждения о том, что этот этап сотрудничества уже завершен, и российских самолетов на базе близ Хамадана больше нет. Заявление об этом сделал секретарь Высшего совета национальной безопасности ИРИ, экс-министр обороны страны адмирал  Али Шамхани, добавивший, что база свободна от российской авиации с прошлого четверга. Авиация России, по его словам, завершила свою миссию и вернулась на базы постоянной дислокации. Одновременно иранские СМИ публикуют заявления американских официальных лиц, выражающих сомнение в том, что РФ  покинула иранскую базу навсегда. В то же время спикер иранского парламента Али Лариджани объявил во вторник 23 августа, что базирование российской авиации на базе «Шахид-Ноже» продолжается. Министр обороны ИРИ Хоссейн Дехкан, выступая перед парламентариями и объясняя им, что на самом деле происходит в вопросе военного сотрудничества между Ираном и Россией, объяснил причину того, почему парламент не был поставлен в известность, сказав, что в данном случае причины запрашивать разрешение законодательной власти просто не было. По его словам, вызвавшим ропот в зале пленарных заседаний парламента, нет никаких оснований утверждать, что к парламенту было проявлено неуважение или его обошли стороной. После того, как министр обороны огласил заявление своего ведомства, связанное с базированием российских бомбардировщиков на хамаданской базе, Али Лариджани, обращаясь к гостю, сказал, что, по всей видимости,  инцидент исчерпан, и взаимопонимание между законодателями  и исполнительной властью полностью восстановлено.

В предшествовавшие этому дни ряд депутатов Собрания исламского Совета  (таково официальное название иранского парламента) потребовали у Али Лариджани разъяснений по поводу того, как стало возможным базирование российской военной авиации на иранской военной базе. По словам законодателей, такая акция является прямым нарушением действующей иранской Конституции, четко и недвусмысленно запрещающей нахождение иностранных войск на территории ИРИ. Несмотря на многочисленные проявления недовольства внутри страны, иранские официальные лица до сих пор прямо и открыто не заявили об условиях использования российской армией иранской военной  базы и обязательствах каждой из сторон. Неясно, и почему Иран дал право использования своей военной базы именно России, создав таким образом прецедент. В Иране выражают  удивление и тем фактом, что практически единственным официальным заявлением в этой связи остаются не совсем ясные декларации российского военного руководства, например, слова российского министра обороны С.Шойгу о том, что  российские бомбардировщики совершали с иранской базы боевые вылеты на цели на территории Сирии.

Добавим сюда интервью иранскому информационному агентству «Тасним», отражающему взгляды Корпуса стражей исламской революции (КСИР), которое дал российский посол в Тегеране  Леван Джагарян. Как сказал дипломат, его страна не претендует на использование иранской военной базы. На самом деле, Иран и Россия пытаются совместно бороться с террористами на территории Сирии, мстя им за страдания мирного населения. «Мы знаем, что есть положение иранской Конституции, статья 176, запрещающая пребывание иностранных войск в Иране. Россия однозначно заявляет об уважении по отношению к главному закону Исламской Республики». Далее российский посол пояснил, что его страна, как и иранское руководство, уважает и проявляет верность  этому конституционному положению.  Пребывание российских бомбардировщиков  на хамаданской базе, по утверждению Л.Джагаряна,  было ограниченным по времени и основывалось на разрешении иранского руководства, выданным Высшим советом национальной безопасности ИРИ. Как заявил посол, российские военные находились на базе под Хамаданом не для приятного времяпровождения, а для  выполнения боевой задачи – борьбы с террористическими формированиями. В случае необходимости и при условии подписания соответствующего соглашения между двумя странами, такое взаимодействие  двух стран будет продолжено.

Иранские обозреватели обратили внимание на то, что одновременно с заявлением российского посла появилась информация о том, что Россия, несмотря на свои серьезные экономические проблемы, готова предоставить Ирану кредит в сумме 5 млрд долларов.  Иранские СМИ пишут в этой связи, что Россия в течение двух последних лет находится под серьезными санкциями мирового сообщества и вынуждена сама обращаться за финансовой помощью.  Спикер иранского парламента Али Лариджани, огласивший сообщение о возможности российского кредита на заседании законодательного органа в среду, уточнил, что такое предложение Россия сделала первоначально еще в прошлом году. Один из парламентариев в этой связи парировал спикеру, что вопрос российской экономической помощи не должен декларироваться между прочим, как рядовое событие. «Здесь нужно взглянуть на вопрос помощи глубоко, понять сущность и осмыслить, для чего это делается. Мы, избранники народа, должны принять решение, позволим ли мы правительству реализовать  такой кредит, насколько это целесообразно, и не накладывает ли это на нас определенные  политические обязательства». На этом же заседании парламента стало ясно, на что, среди всего прочего,  может быть использован этот кредит. Дело в том, рассказал депутатам председатель парламентской Комиссии по внешней политике и национальной безопасности Алаэтдин Боруджерди,  Иран решил закупить у России партию новейших боевых вертолетов. Базирование российских самолетовна базе под Хамаданом и закупка вертолетов связываются  А.Боруджерди в единое целое и рассматриваются как новый этап ирано-российского партнерства в сфере безопасности.

Совершенно ясно, что ситуация на авиабазе «Шахид-Ноже» уже  вызвала беспокойство Саудовской Аравии, опасающейся, что данный шаг может вызвать эффект домино и привести к изменению сложившегося на Ьлижнем Востоке статуса-кво. К тому же, можно понять  тревогу суннитских стран региона, наблюдающих несомненное военное усиление Ирана, сопровождающееся выходом страны из политической и экономической изоляции.

62.84MB | MySQL:102 | 0,623sec