О курдском факторе после начала турецкой военной операции на севере Сирии

Проводимая на севере Сирии военная операция турецкой армии, как мы уже отмечали, носит пока локальный характер и имеет своей целью установление строгого режима непосредственного контроля над основным логистическим коридором материально-технического снабжения лояльных Анкаре повстанческих групп по линии Аль-Баб — Джараблус ввиду угрозы захвата его курдскими силами и предотвращения даже гипотетической возможности создания единой курдской автономии на своей границе. Сейчас в Генштабе турецкой армии идут серьезные дискуссии по вопросу развития наступления на г.Манбидж, который формально находится под контролем проамериканских «Сил демократической Сирии» (СДС), костяк которых составляют сирийские курды. Брали они Манбидж под свой контроль долго и мучительно, для чего в конечном счете пришлось даже задействовать спецназ  США. Теперь турецкое руководство выдвигает претензии по поводу своего несогласия тем фактом, что Манбидж контролируется в основном теми же курдами из Партии демократического союза (ПДС). Они выдвигали это условие американцам еще давно, и те обещали подготовить чисто арабские отряды для будущего гарнизона Манбиджа. Но не смогли это сделать, хотя и предпринимали титанические усилия на этом направлении, привлекая даже военных инструкторов из ФРГ и Франции для тренировки новых рекрутов. Движение турецких сил и подконтрольных им отрядов оппозиции в сторону Манбиджа и очень вероятные боестолкновения между ними и отрядами проамериканских СДС является главной интригой нынешнего момента. Анкара сейчас давит на Вашингтон в попытках передать контроль над Манбиджем лояльным ей силам добровольно, и если американцы на это пойдут, то это будет означать публичное унижение США и возможно конец СДС как организованной структуры. Она и так не отличалась большой консолидацией. Несмотря на попытки американцев придать ей характер арабо-курдского альянса, именно курды составляли и составляют ее основной боевой костяк. В этой связи решить задачу взятия Ракки, что является для нынешней американской администрации главным приоритетом на сирийском направлении, могут только курдские отряды. И этот момент будет постоянно заставлять Белый дом оценивать все риски дальнейших уступок турецкой стороне по вопросу курдского фактора. По крайней мере, до той поры, пока Ракка не будет взята.
Дамаск на этом фоне отметился протестом по поводу «турецкой интервенции», что в принципе обосновано с дипломатической точки зрения. В реальности же отношения Дамаска и курдов из ПДС не являются безоблачными. Сирийские спецслужбы стараются активно разыгрывать курдскую карту и через свою старую агентуру среди курдов стимулировать антитурецкую подрывную деятельность. В  г.Камышлы собрание ПДС и турецких левацких групп состоялось в июне с.г. именно при активном содействии сирийских специальных служб. И напомним, на нем было принято решение об организации скоординированной кампании террора против государственных целей Турции. В то же время в том же Камышлы и его окрестностях регулярно возникают стычки и недоразумения между курдами и правительственными силами. Непростая ситуация складывалась до недавнего времени и в провинции Хасеке. Там правительственные силы  были в основном представлены ополченцами из Народных сил обороны (НСО), или, грубо говоря, местными арабскими племенными милициями. Их командиры не отличались большой дисциплинированностью, и это приводило к регулярным мелким вооруженным силам с курдскими отрядами. В середине августа с.г. курды даже попытались ликвидировать несколько «карманов», которые контролировали правительственные силы в провинции, что привело к вооруженным стычкам и даже налету сирийской авиации на цели ПДС. Это было в большей степени отрезвляющий посыл. Окончательно все сомнения курдов ликвидировала турецкая военная операция под Джараблусом В настоящее время  командование сирийской армии и лидеры ПДС в большой степени сумели  проблему в Хасеке решить и установить перемирие. Для этого сирийскому командованию даже пришлось сменить в ряде гарнизонов провинции особенно несговорчивых командиров. Такая уступчивость Дамаска очень логична. После того, как в 2013 году сирийская армия фактически добровольно оставила север страны на откуп курдам в местах их традиционного проживания, там остались небольшие гарнизоны правительственных войск, которых надо было снабжать. И делать это возможно только с помощью курдов и при их согласии. Тот же гарнизон в г.Дейр эз-Зор получает снабжение именно и во многом благодаря договоренностям с курдами, которые контролируют аэропорт в Камышлы. Роль курдов также велика и в нынешней битве за Алеппо. Отряды ПДС перерезали снабжение исламистов из города Азаз и охраняют последние логистические коридоры снабжения самих правительственных сил в западном Алеппо. Такой симбиоз перед угрозой общего врага в лице исламистов и возможного наступления турецкой армии вынуждает курдов и Дамаск пока сохранять тесную координацию. Кроме того, между курдами и правительственными силами практически отсутствуют линии соприкосновения, кроме Алеппо и Хасеке, что минимизирует вероятность развития конфликтов между ними.
В отличие от американских аналитиков мы  полагаем, что столкновения между курдами и правительственными силами в Хасеке не приведут к нарушению координации между армией и ПДС под Алеппо. Руководство ПДС, как видится, четко просчитывает перспективы такого сценария на фоне турецкой интервенции и колебаний американцев. Никаких кардинальных изменений в позиции курдов под Алеппо не произошло. Также мы не ожидаем и сближения между Дамаском и Анкарой по вопросу противодействия курдской экспансии. Дамаск конечно не питает большой теплоты к курдам, их альянс носит вынужденный характер, но помогать Анкаре бороться с этой угрозой он точно в нынешней ситуации не будет.

52.3MB | MySQL:103 | 0,575sec