Заявления президента Р.Т. Эрдогана накануне саммита Большой двадцатки в Китае

Как известно, 4-5 сентября в китайском Ханчжоу пройдёт очередной саммит Большой двадцатки. Перед своим отбытием в Китай, в анкарском аэропорту Эсенбога, с серией заявлений выступил президент Турции Р.Т.Эрдоган. Стоит заметить, что прибудет он в Китай в положении лидера страны, чья международная политика «ноль проблем с соседями» окончательно провалилась, а новая «по уменьшению количества врагов» пока еще не принесла каких-либо результатов.

Было бы сильным преувеличением назвать Турцию «изгоем» на саммите, однако, её положение можно назвать все же аудсайдерским, не рискуя впасть в особую крайность. Напряженные отношения с США и Европейским союзом по широкому спектру вопросов, ставят Р.Т.Эрдогана в относительно новое и непривычное положение, когда возрождающийся российский вектор турецкого курса оказывается несбалансированным с западного направления.

Начатая Турцией операция в Джараблусе тактически решает задачу по недопущению образования сплошного курдского пояса на турецко-сирийской границе. Однако, стратегически она вносит серьезный разлад в ряды НАТО, создает дополнительную напряженность для Турции в отношениях с Ираном и не создает доверия в отношениях с Россией. Последнюю, как представляется, возникший расклад вполне устраивает, ну а, кроме того, «российский кивок» на вхождение турок в Сирию для России стоил не больше, чем открытие чартерного сообщения. Зато Турции он обошелся в 5 млрд долларов прощенных налогов по АЭС «Аккую» и размораживание переговоров по проекту «Турецкий поток», а также замаячившей переуступкой 49% долей «Аккую» консорциуму турецких частных инвесторов, который может разгрузить российский бюджет миллиардов эдак на 10 долларов. И это только если «на пальцах». При желании, можно провести и углубленную оценку российско-турецкого примирения.

К этому же можно добавить «мусорный кредитный рейтинг» Турецкой Республики, присвоенный после попытки переворота 15 июля, который ни одно из серьезных международных рейтинговых агентств в ближайшее время менять не собирается, невзирая на все заверения турецкой стороны о том, что «всё осталось в прошлом». Падает строительно-подрядный сектор, снижается экспорт, не едут туристы. «Взять и отменить понедельники» турецкому руководству пока не удается.

В общем, то положение, в котором пребывает страна – это явно не та позиция, из которой удобно делать громкие политические и экономические декларации на международной арене. Отсутствие порядка в собственном доме многократно снижает ценность любых заявлений и внимание к ним зарубежной публики. Что, конечно же, не означает, что президент Турции Р.Т.Эрдоган, славящийся своим ораторским мастерством, собирается хранить многозначительное молчание.

Итак, что же турецкий президент сообщил перед своим отбытием в Китай, собравшимся на пресс-конференции представителям СМИ? Перечислим по основным пунктам.

  1. Большая двадцатка – хорошая возможность рассмотрения дополнительных шагов, которые должны быть предприняты для возвращения глобальной экономики на траекторию роста. Понятно, что это своего рода мантра, без которой не обходится ни один саммит, за которой если и следуют какие-либо результаты, то неизвестные широкой публике. К такой же «классике» же можно отнести и призывы к оздоровлению мировой экономики, через обеспечение всеобъемлющего роста, справедливому разделению прибыли и так далее.
  2. Терроризм и кризис беженцев, должны быть обсуждены, в том числе как факторы, влияющие на экономику Большой двадцатки. Отметил Р.Т.Эрдоган и факт не получения средств из обещанных 6 млрд евро, согласно условиям Брюссельского соглашения, за исключением выделенных по линии ЮНИСЕФ 183 млн евро.
  3. Турция подтверждает свою приверженность делу борьбы с террором, не деля террористов на «плохих» и «хороших», однако, заметим здесь, что для ясности турецкий президент все же перечислил тех, кого Турция к ним относит. Понятно, что в список вошло «Исламское государство» (ИГ, запрещенная в России террористическая организация), террористическая организация Фетхуллаха Гюлена, Рабочая партия Курдистана, Партия деморкатического союза, Фронт освобождения революционного народа.
  4. Сирийская операция Турции проходит успешно, от ИГ и ПДС было очищено 400 кв. км территории. При этом международное сообщество не обязано делать выбор между ИГ и ПДС, то есть может и должна бороться с обеими структурами. Турецкая операция стала вынужденной: от атак из-за сирийской границы погибло свыше 100 турецких граждан на приграничных территориях. Что же до вопроса относительно перспективы проведения турецкой операции в сирийском Мандбидже, как можно заключить из развернутого и уклончивого ответа турецкого президента, операция совсем не исключена. Однако, как подчеркнул Р.Т.Эрдоган, Турция активного участия в боевых действиях не принимает (скажем, в том же Джараблусе), обеспечивая лишь логистическую поддержку местному «сопротивлению». При этом Евфрат остается для турецкого руководства красной линией.

В конце пресс-конференции ответил Р.Т.Эрдоган на несколько вопросов, посвященных внутриполитической повестке, главными из которых являются отставка министра внутренних дел Эфкана Ала, состоявшаяся накануне, а также категорический отказ лидера Народно-республиканской партии от участия в церемонии открытия законодательного года. Напомним, что Кемаль Кылычдароглу охарактеризовал как «позор» проведение этого мероприятия в президентской резиденции Аксарай. Комментируя замену Эфкана Ала, Р.Т.Эрдоган подчеркнул, что отставленный министр является «другом и товарищем», но у всех, время от времени, бывают спады «производительности труда». Так что, получается, ничего личного. Что же до позиции НРП, то здесь Р.Т.Эрдоган выразил разочарование тем, что после памятного митинига 7 августа в стамбульском Еникапы, демократическое единение страны так быстро рассыпалось. Пожмем плечами, а кто решил что оно, вообще, было?

Подводя черту, отметим, что в Р.Т.Эрдоган на саммите Большой двадцатки в Атналье в 2015 году (которую он принимал в ранге победителя внутритурецкой оппозиции) и на саммите в Китае (куда он прибывает в качестве лидера, прошедшего 15 июля по лезвию бритвы) – это два разных лидера, как по своему статусу, так и чисто с психологической точки зрения. И если уж Анталия принесла президенту Р.Т.Эрдогану немало неприятных сюрпризов, то от Ханчжоу уж вовсе ничего вселяющего надежду ожидать не приходится.

52.21MB | MySQL:103 | 0,512sec