Внешние факторы военно-политического и военно-технического сотрудничества Пекина и Исламабада

По информации западных СМИ, 25 августа 2016 г. состоялось подписание меморандума о взаимопонимании по вопросам тылового обеспечения между ВС США и ВС Индии, со стороны США – министр обороны Эштон Картер, со стороны  Индии – Манохар Паррикар. Следует отметить, что в ходе визита Э.Кратера в Индию в апреле 2016 г. стороны согласовали практически все ключевые вопросы документа, к 30 июня текст был полностью согласован оборонными ведомствами двух стран. Согласно меморандума подразделения ВМС, ВВС и СВ США смогут получать снабжение на базах ВС Индии в случае необходимости и на период выполнения операций в Афганистане. В документе не предусмотрена возможность присутствия ограниченного воинского контингента США на территории Индии. Также американские и индийские военные будут взаимодействовать в ходе противолодочного патрулирования в акватории Индийского океана, создании тактических систем обнаружения биологического оружия, нашлемных оптических приборов.

Практически решен вопрос о размещении сборочных линии корпораций «Боинг» и «Локхид-Мартин» для производства истребителей F/A-18 E/F и F-16 Block 50/52. Индийские специалисты возлагают определенные надежды на получение доступа к технологической информации по турбореактивным двигателям и радиолокационным станциям, входящим в оснащение вышеуказанных боевых самолетов. Кроме того, индийские военные экономисты рассчитывают, что за счет размещения сборочных линий на территории страны станет возможным снижение стоимости самолетов. Так, стоимость одного F/A-18 E/F составляет 100 млн долл. США, а F-16 Block 50/52 около 70 млн долл. США.

Известно, что кроме индийских военных заинтересованность в американских истребителях есть у ВВС Пакистана, которые были намерены приобрести в США 8 истребителей F-16 Block 50/52 за 430 млн долл. США. Однако в процессе переговоров стоимость данной поставки выросла до 700 млн долл. США. Для официального Исламабада, очевидно, неприемлема переплата в 270 млн долл. США.

Развитие военно-технического сотрудничества США и Индии стало актуальным после поступления информации о ведении РФ и Пакистаном переговоров о поставке официальному Исламабаду партии высокоманевренных истребителей завоевания превосходства в воздухе Су-35. По оценкам зарубежных экспертов, российские боевые самолеты способны противостоять в воздушном бою иностранным самолетам как 4-го, так и 5-го поколения благодаря своему вооружению и новейшим двигателям с отклоняемым вектором тяги. Конечно, поставки российских Су-35 серьезно ухудшают перспективы китайского истребителя пятого поколения J-31, который был создан преподавателями и студентами одного из вузов г.Шэньян (пров.Ляонин, КНР) как ответ американскому F-35 «Молния 2». В настоящее время в КНР проводятся испытания только второго опытного экземпляра данной машины, тогда как Су-35 принят на вооружение в ВКС РФ и часть машин выполняет боевые задачи в Сирийской Арабской Республике (САР).

Следует отметить, что поставки современных сторожевых кораблей (СКР) «проекта 11356» (по классификации НАТО «Тальвар») для ВМС Индии с таким эффективным и мощным вооружением как крылатые ракеты (КР) 3С14 (более известны как «Калибр-НК») позволяет индийскому военно-политическому руководству оказывать давление на Исламабад. Вероятно, Нью-Дели приобретет еще три корпуса СКР «проекта 11356», которые изначально были построены для нужд Черноморского флота ВМФ РФ, однако в свете российско-украинских разногласий поставки газотурбинных установок для них стали невозможны.

Китайские кораблестроители и специалисты по вооружению понимают, что китайско-пакистанская совместная разработка – СКР проекта F-22Р – не является конкурентом для российского корабля в случае вооруженного конфликта между Индией и Пакистаном, поскольку системы вооружения F-22P серьезно отстали по своим тактико-техническим характеристикам от российских разработок. В этой ситуации возможны три варианта действий.

Вариант первый – экономичный. Пакистанские ВМС передадут китайским кораблестроителям свои корабли для модернизации и установки новых систем вооружения, поскольку подобный опыт у мастеров из Поднебесной имеется.

Вариант второй – дорогостоящий. Официальный Исламабад приобретет новые СКР «проекта 054А», которые больше подходят на роль «визави» индийских кораблей «проекта 11356».

Вариант третий – дорогостоящий и долговременный. Китайские и пакистанские специалисты совместно выполнят работы по проектированию модернизированной версии СКР «проекта 054Б». Данные корабли будут оснащены новыми многофункциональными РЛС, встроенными в интегрированную мачту. Также будут повышены возможности в области ПВО корабля за счет установки новых зенитно-пушечных систем «тип 1130». Благодаря увеличенной ширине корпуса в кормовой части корабля разместят ангар на два противолодочных вертолета. С учетом растущих требований по радиолокационной малозаметности китайские конструкторы планируют уменьшить высоту палубных надстроек. Основным «аргументом» будущих кораблей может стать противокорабельная ракета (ПКР) «Инцзи-62», которая поставляется на экспорт под обозначением С-602.

Известны следующие тактико-технические характеристики данной ПКР.

– вес 1360 кг;

– длина 6,1 м;

– длина стартового ускорителя 0,9 м;

– диаметр 0,54 м;

– размах крыла 2,9 м;

– вес боевой части 300 кг;

– скорость полета 0,6-0,8 МАХа.

Прицельный комплекс данной ПКР позволяет обнаруживать цели на дальности до 40 км и поражать цели с площадью радиоотражаемой поверхности всего 0,3 кв. м.

Следует отметить, что дальность пуска ПКР «Инцзи-62» в версии для ВМС НОАК составляет 450–600 км, а в экспортной версии – 280 км. Такая дальность полета соответствует требованиям международных документов о нераспространении ракетных технологий, и, к тому же, гораздо выше чем у стоящих на вооружении ВМС Пакистана ПКР С-802 (до 180 км).

Вероятно, военно-политическое руководство КНР и Пакистана достигнут договоренности о поставках сверхзвуковых ПКР берегового базирования под обозначением «Длинный меч-10А» (латинское обозначение CJ-10A). Данные ракеты обладают скоростью полета от 1,5 до 2,5 МАХа, КВО составляет 10 м, вес боевой части – 500 кг. Примечательно, что ПКР «Длинный меч-10А» были созданы благодаря помощи офицеров военной разведки Пакистана, которые выкупили у движения «Талибан» две американские КР BGM-109 C Tomahawk после неудачной попытки ВМС США ликвидировать Усаму бен Ладена в Афганистане.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что интенсификация военно-технического сотрудничества Нью-Дели с Вашингтоном и Москвой способствует развитию такового между Пекином и Исламабадом, последний из которых вынужден догонять в Индию в развитии военных технологий, опираясь на помощь предприятий ОПК КНР.

62.83MB | MySQL:102 | 0,504sec