Иракский тупик

ВОЙНА НЕИЗБЕЖНА

Ситуация складывается так, что остановить войну Соединенных Штатов и их союзников против режима Саддама Хусейна сегодня практически невозможно. Своеобразная «точка возврата» давно пройдена

Ударная группировка практически создана. Главную ударную силу составляет авиация: семь соединений в зоне Персидского залива и одно — на турецкой базе Инджирлик.

Представители ВМС США сообщили, что командованием флота увеличено вдвое количество авианосных группировок, находящихся на расстоянии, позволяющем наносить удары по Ираку. Общее число авианосных группировок в регионе составит от 3 до 5 единиц. Причем на каждом из авианосцев базируется в среднем по 80 боевых самолетов, в каждую группировку входит порядка 10 эсминцев и крейсеров, а также подводные лодки.

В течение ближайшим недель планируется дополнительно развернуть в регионе 10 комплексов ПВО «Пэтриот».

По данным военных аналитиков, ко второй половине февраля в районе Персидского залива будет находиться около 150 тысяч военных. Этого должно хватить Пентагону для начала атаки на Ирак. Ожидается, что к концу февраля воинский контингент союзников еще увеличиться и, по некоторым сведениям, может достичь 250 тысяч.

В рамках подготовки к войне против Ирака руководство Великобритании также приняло решение об отправке в зону кризиса более 20 тыс. солдат и офицеров. Основу английского сухопутного контингента составит 1-я бронетанковая дивизия (Херфорд, Германия). Отряд британских боевых кораблей (до 17 единиц), возглавляемый авианосцем «Арк Роял».

Военная группировка США, дислоцированная на Ближнем Востоке и в районе Персидского залива, полностью готова к началу военной операции против Ирака. С таким заявлением выступил в конце января председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Ричард Майерс. «Мы готовы. Пусть иракский режим не сомневается в этом», — заявил он. Хотя, конечно, формально решение о проведении операции в Ираке американская администрация примет по завершении создания в регионе ударных группировок ВС США и их союзников, для чего потребуется еще две — три недели. В настоящее время наращивание группировки в районе Персидского залива продолжается.

Финансовые затраты США уже исчисляются миллиардами долларов. Для переброски и развертывания войск США уже израсходовано 2,5 млрд. долларов из 13 млрд., в которые оценивается эта фаза операции (напомним, военный бюджет России — около 9 млрд. долл.). Еще 9 млрд. долл. потребуется на ведение боевых действий в течение первого месяца и до 8 млрд. долл. — в течение каждого последующего. Затраты на всю военную кампанию могут составить более 100 млрд. долл. За такие суммы администрации Буша придется отчитываться перед избирателями. И ясно, что отчет может быть удовлетворительным только с печатью победы.

Сконцентрировав такую мощь в регионе и уже потратив огромные суммы, президент США просто не может отдать приказ возвращаться назад. Это расценивалось бы как капитуляция перед режимом Саддама, что было бы полным крушением политики Буша-младшего.

Сроки начала войны. Исходя из климатических условий (со второй половины апреля в Ираке начинается жара), а также, принимая во внимание общемусульманские мероприятия, связанные с паломничеством в Мекку — «хадж» с 9 по 13 февраля, во время которого американцы вряд ли решаться нанести удар, предположительно боевые действия могут начаться в период: третья декада февраля — март. (По неофициальным пентагоновским данным — 24-25 февраля). Поздней весной и летом температура в иракских пустынях достигает 50 градусов по Цельсию. Ясно, что при такой погоде вести сухопутные боевые действия, причем в костюмах химической защиты просто невозможно физически. Прохлада в Ираке приходит лишь к ноябрю.

Фактом, подтверждающим возможность начала операции в отмеченный период, является и то, что, по некоторым данным, секретные боевые части ЦРУ уже несколько месяцев ведут операции в Ираке. Речь идет о спецотрядах, которые были созданы после терактов 11 сентября. Сейчас эти бойцы ведут разведку целей, по которым боевые самолеты будут наносить бомбовые и ракетные удары. Делать это заранее, за многие месяцы до начала активных боевых действий нецелесообразно. Кроме того, по имеющимся сведениям в северной части страны в Курдистане также концентрируются американские военные специалисты, готовящие соответствующую инфраструктуру. Таким образом, до начала новой войны в Персидском заливе остается несколько недель.

побудительные мотивы будущей войны в Заливе

Как считают специалисты, их несколько: геостратегические, конъюнктурные (внутри американские), идеалистические и психологические.

Геостратегические

В Вашингтоне считают: «На Ближнем Востоке понимают только силу. Нужно раздавить Саддама в назидание другим. Вы увидите, что остальные окажутся более сговорчивы». Под «остальными» следует подразумевать иранцев, сирийцев, палестинцев, а с некоторых пор и северо-корейцев — одним словом, всех, кого обвиняют в поддержке терроризма.

Здесь мы видим основные побудительные мотивы предстоящей войны против Ирака: это, прежде всего демонстрация силы, призванная дать понять всем странам региона, чем они рискуют, «плетя заговоры против Вашингтона». «Когда один тиран падет, остальные испугаются», — обещает Мейзав Вёрмсер, директор Центра ближневосточной политики при Гудзонском институте. Для нее, как и для большинства «ястребов», война в Ираке призвана, прежде всего, изменить статус-кво, царящий в регионе на протяжении более 30 лет. «Смещение Саддама Хусейна под руководством американцев и замена баасистской партии правительством, более ориентированным на США, заставили бы Вашингтон стать более вовлеченным в дела региона, чем любая другая держава со времен Османской империи», — пишет бывший составитель речей Буша Дэвид Фрум, известный как автор выражения «ось зла».

Конъюнктурные (внутри американские)

Побудительные мотивы к войне следует искать не только в Ираке, но и в самих США. Через полтора года предстоят президентские выборы. Подскочивший после 11 сентября на небывалую высоту рейтинг популярности президента Джорджа Буша может также легко и опуститься. Дело в том, что экономика США переживает самый сильный за последние 20 лет спад в сфере занятости населения. Число американцев, потерявших работу только за ноябрь-декабрь прошлого года, превысило два миллиона человек. А это те самые избиратели, которые за Буша голосовать явно не будут. Поэтому нужны успехи в сфере внешней политики. Начатая под эгидой США антитеррористическая операция в Афганистане при общем ее положительном результате не дала блестящей пиаровской победы в виде живого бен Ладена или муллы Омара. Их до сих пор не нашли, а сама операция затягивается на неопределенное время, грозя повторением уже неоднократно имевшего место бесславного пребывания иностранных, в том числе и американских войск на территории Афганистана.

Вот почему лично для Буша-младшего очень нужна победоносная война, которая позволила бы затушевать все негативы широко разрекламированной антитеррористической операции накануне президентских выборов.

Идеалистические

Помимо откровенной демонстрации силы, проект администрации Буша состоит в том, чтобы создать в регионе своеобразную «модель арабской демократии». Многие из советников Буша — рейгановские идеологи, которым свойственен известный идеализм. Они думают, что демократия — это легко экспортируемая универсальная ценность, которая может легко функционировать в арабской стране. «Первейшая мотивация нового американского проекта в Ираке и в соседних арабских землях состоит в модернизации арабского мира», — считает Фуад Аджами, профессор университета Джонса Хопкинса. По его мнению, Ирак — это та страна, с которой можно начать: она не сгибается под тяжестью религиозных запретов, обладает значительными ресурсами, не страдает от серьезных демографических проблем и не является ареной наступления исламизма, а ее религиозная пестрота сводит к минимуму эксцессы панарабизма… Но, как известно, благими намерениями вымощена дорога в ад.

Психологические

Многие специалисты считают, что Джордж Буш обуреваем различными психологическими комплексами. Конечно, это дело психоаналитиков разрешать его проблемы, но, когда речь идет о главе сверхдержавы, претендующей на управление миром, то его психологические проблемы становятся мировыми проблемами.

Джорджа Буша, который всю жизнь старался идти по стопам своего отца, подозревают в намерении любой ценой «завершить его дело». В начале 1991 года Буш-старший отказался продолжать военную кампанию до взятия Багдада. С тех пор его презирали «ястребы» из Республиканской партии, считавшие, что он «сдрейфил». Сегодня они поддерживают администрацию его сына. Буш-младший играет роль решительного ковбоя, который ведет себя так, будто он втайне принял решение смыть оскорбление, нанесенное его семье. С осени он дважды упоминал о попытке покушения на своего отца, совершенной в апреле 1993 года в Кувейте. Кувейтская полиция обнаружила машину, начиненную взрывчаткой: в ней должны были ехать Джордж Буш-старший, его жена Барбара, сын Нейл и невестка Лаура (жена нынешнего президента), которые только что приземлились в аэропорту Эль-Кувейта. По данным ФБР и ЦРУ, заказчиком покушения был Саддам Хусейн. «Это тот тип, который пытался убить моего папу!» — заявил в сентябре Буш-младший, выступая перед техасскими республиканцами. Белый дом исключает, что одним из мотивов его иракской политики является элементарная вендетта. Но возглас, раздавшийся в Хьюстоне, помнят все.

цели американской политики в Ираке

Можно говорить о трех уровнях целей, преследуемым США в отношении Ирака.

Первый уровень. Безусловно, США стремятся уничтожить антиамериканский и антиизраильский режим, расположенный в самом центре нефтеносного ареала планеты.

Аргументов у американцев два. Первое — Саддам поддерживает международный терроризм. Второе — режим опасен, поскольку обладает или стремится обладать оружием массового поражения и средствами его доставки.

Хотя по первому пункту отсутствуют прямые доказательства, но общественности известно, что иракцы оплачивают значительную часть денежного пособия семьям террористов-шахидов, погибших при осуществлении терактов.

Вторым вопросом уже несколько лет занимается комиссия ООН. К слову, немецкие спецслужбы располагают информацией о наличии в Ираке оружия массового поражения. Об этом сообщил спикер по внешнеполитическим вопросам фракции ХДС-ХСС в бундестаге Фридберт Пфлюгер. Поэтому общая обеспокоенность по поводу того, что в руках непредсказуемого диктатора имеется ОМП, вполне понятна и объяснима. 5 февраля на заседании Совбеза госсекретарь Колин Пауэлл представил информацию и разведданные, которые, по мнению Вашингтона, должны были убедить мировое сообщество в том, что Багдад продолжает запрещенные программы вооружений, скрывает их от инспекторов и сотрудничает с террористами. Однако речь госсекретаря США оказалась не достаточно убедительной для России, Китая, Франции, Германии и других стран. Министр иностранных дел РФ Игорь Иванов отметил в этой связи, что «Характер представленной госсекретарем США Колином Пауэллом информации убедительно свидетельствует о необходимости продолжения деятельности инспекторов».

При всех разногласиях в отношении Ирака существует единое мнение: следует не допустить возможности усиления военного потенциала багдадского режима. В итоге — Саддам Хусейн должен быть разоружен. Более того, он обязан убедить в этом мировое сообщество. Иракскому руководителю следует осознать, что невыполнение этого требования может привести к изменению позиций и тех стран, которые сегодня выступают против военной операции. Эти цели Соединенных Штатов в отношении Ирака не вызывают сомнений в их справедливости.

Второй уровень. Нефть. Для стабильного роста самой мощной экономики мира — американской — на ближайшие 10-50 лет США необходим контроль над добычей и продажей нефти в мировом масштабе.

На долю Ирака приходится 10,7 % доказанных мировых запасов нефти, или 15,2 млрд. тонн. Возможные запасы геологи оценивают в 30 млрд. тонн. Недра на западе страны вообще не изучены, однако специалисты считают, что нефтяной потенциал Ирака, возможно, самый перспективный в мире. Многие аналитики полагают, что смена режима в Багдаде приведет американцев к нефтяному крану Ирака и тем самым уронит мировые цены на нее. Кажется, это несколько поверхностный подход. Да, одна из целей американцев, несомненно, — контроль за нефтяными ресурсами региона, но ожидать обвала нефтяных цен не представляется корректным. Это, прежде всего, не выгодно США, а точнее — американским нефтяным картелям. Вопрос стоит в другой плоскости. Получив контроль над иракской нефтью, Соединенные Штаты смогут самым непосредственным образом влиять на ценообразование на мировом нефтяном рынке. Это будет сильнейший удар и по Саудовской Аравии, и по всей ОПЕК. Вполне вероятно, что в случае такого развития событий мир впервые столкнется с тем, что рыночные (хоть и контролируемые ОПЕК) цены на мировых нефтяных рынках будут заменены назначаемыми из Техаса, родного штата семьи Бушей, нефтяными техасскими олигархами. То есть американцы получат в свои руки мощный рычаг воздействия на всю мировую экономику.

Третий уровень. И, это, пожалуй, главное. После распада СССР США остались единственной сверхдержавой мира. Однако до последнего времени этот факт оставался в значительной степени декларативным, своего рода виртуальным. Поэтому Вашингтон, используя ситуацию вокруг Ирака, которую, кстати, он сам и создал, пытается доказать всему миру свое военно-политическое и экономическое превосходство и на этой базе построить новый мировой порядок, название которому «однополярный мир». Причем это строительство, по мнению США, должно осуществляться при любых обстоятельствах, даже, невзирая на общепринятые международные законы, юридические нормы и традиции.

Однако не все на планете желают жить в таком мире. Политологи определяют наличие нескольких политико-экономических и военных центров сил на планете. Это США, Объединенная Европа, Япония, Китай, Индия, Россия, мусульманский мир, Южная Америка. И реакция практически всех субъектов этих центров на явную попытку Вашингтона выйти из рамок международных законов и правил, была однозначно отрицательной. (Не считая нескольких европейских стран, по разным причинам поддержавших курс США на безусловное силовое решение проблемы Саддама).

Президент России Владимир Путин отметил, «более важной, чем иракская можно считать проблему обеспечения безопасности в новых условиях, когда перестал существовать биполярный мир. Главное — чтобы все споры разрешались на базе международного права и решений ООН».

Этого, к сожалению, не прослеживается в американской политике. Становится все более ясно, что стратегические цели Вашингтона на Ближнем Востоке далеко выходят за рамки проблемы Саддама Хусейна и его разоружения. Ирак лишь повод для США построить новый мировой порядок.

Признавая экономическую и военную мощь США, мир требует использования ее на благо всего человечества, при учете интересов большинства на основе соблюдения международных законов, норм и следования решений ООН.

Таким образом, цели поставлены, силы и средства для их достижения готовы. Несмотря на то, что Вашингтон и Лондон утверждают, что решение о начале войны с Ираком еще не принято, многие считают, что войны не избежать. Тем более эта будущая война уже получила название «Шок и трепет».

предполагаемые варианты развития событий и их возможные последствия

1. США получают от СБ ООН мандат на проведение операции. Для этого Вашингтону необходимо продемонстрировать неопровержимые доказательства нарушения Ираком резолюции 1441. В этом случае морально-юридическая проблема может быть снята. Но, с другой стороны, даже при этом варианте Соединенным Штатам придется вести боевые действия, рассчитывая, прежде всего, на свою боевую мощь и своего главного союзника Великобританию. Для Вашингтона важно, что в случае одобрения ООН Турция, которая больше всего нужна Пентагону, может присоединиться к Америке, предоставив ей свою военную инфраструктуру. Кроме того, благословения ООН помогут привлечь к тесному боевому сотрудничеству и арабские страны Персидского залива, что также чрезвычайно важно с военно-стратегической точки зрения.

В случае предъявления веских доказательств того, что С.Хусейн продолжает работать над оружием массового уничтожения и сохраняет запасы химического и биологического оружия, Москва готова внимательно выслушать и проанализировать ту информацию, которую представил глава Госдепа США Колин Пауэлл. При этом большинство стран настаивают, чтобы «разоблачительная» Саддама Хусейна информация должна быть передана комиссии ООН, а затем выводы этой комиссии следует рассматривать на Совете Безопасности, который и должен вынести окончательный вердикт.

Однако даже в случае легитимизации военной акций США в Ираке, возникнет целый комплекс проблем, связанных с будущим этой страны.

1. Кто сможет возглавить постсаддамовский Ирак.

2. Как будет управляться эта страна, привыкшая к жесточайшей диктатуре.

3. Как будет решаться проблема курдов и шиитов.

4. Что станет с нефтяной и газовой промышленностью.

5. Как будет решен вопрос с военнослужащими саддамовских вооруженных сил и, прежде всего, его гвардии. Ведь бесконтрольное бегство из страны бывших офицеров, их эмиграция в другие страны создаст основу для пополнения международных террористических организаций. Жестокие, обозленные на весь мир, на христиан, на американцев, хорошо обученные профессионалы остались без дела. Это дело им смогут предложить лидеры террористических групп, нуждающиеся в подобных кадрах.

6. Как разрешить проблему десятков тысяч беженцев, которые, как считают специалисты, обязательно устремятся в соседние страны в начале или ходе боевых действий.

7. Даже при одобрении всех военно-политических действий США со стороны ООН нарушится устоявшийся за 30 лет статус-кво ближневосточного региона. Возможны спонтанные вспышки этнических и религиозных конфликтов, ставящие под угрозу целостность многих государств ближневосточного региона.

В любом случае антиамериканизм охватит многие, прежде всего, арабские и мусульманские страны и создаст предпосылки для активизации деятельности международного терроризма.

Антиамериканизм под воздействием мощной исламской пропаганды неизменно превратится в борьбу против всего христианского и в целом, немусульманского мира.

Таким образом, даже при таком развитии событий, мир столкнется с проблемами, которые будут доминирующими в мире в течение многих лет, подрывая международную и, прежде всего, региональную стабильность. Более того, подобный «мягкий вариант» может стать детонатором столкновения цивилизаций, о котором говорил известный ученый Сэмюэль Хантингтон.

2. США не получают от СБ ООН мандат на проведение операции и начинают ее вести самостоятельно. Это очень опасный вариант, чреватый изменением всей структуры международных отношений. В поддержку подобного курса США безоговорочно высказались лишь восемь европейских стран. Это — Великобритания, Италия, Испания, Португалия, Польша, Дания, Венгрии и Чехия. Однако главные союзники США по НАТО — Франция и Германия отказались поддержать американский план силового военного удара по Ираку независимо от решений Совета Безопасности ООН. Подавляющее большинство государств мира, в том числе Россия, Китай, Франция — постоянные члены СБ, а также Германия, Индия, Индонезия, Канада, выступают против американской военной акции в Ираке без одобрения ООН, которая, по сути, явится неприкрытой агрессией. Конечно, против — весь мусульманский мир. Не поддерживают США и страны Латинской Америки, Африки.

Развитие событий по сценарию американской агрессии прибавит к проблемам так называемого «мягкого варианта» еще неисчислимое ныне число проблем.

Если Америка решится на подобную агрессию, то есть пойдет ва-банк, тем самым она взорвет весь правовой базис международных отношений. Несанкционированный удар американцев по Ираку, несомненно, станет ударом по ООН. Роль этой международной организации сойдет на нет, естественно, с последствиями, которые могут быть самыми непредсказуемыми и разрушительными для нынешнего мирового порядка. Единственным объяснением этому варварскому со стороны США варианту может служить стремление Америки доказать всему миру свое превосходство, свое право без ООН и других международных организаций решать судьбы планеты и на этой базе построить свой, «однополярный мир». Сердцевиной подобной политики США является так называемая «доктрина превентивного удара». В соответствии с ней в Вашингтоне будут решать, кто хорошо, а кто плохо ведет себя в мире. Причем меры наказания неугодных также будут выбираться в Белом доме и Пентагоне. Пожалуй, уже сегодня до начала боевых действий в Ираке (причем, при любых вариантах) можно сказать, что американская концепция «однополярного мира» с ее «доктриной превентивного удара» не находит сторонников, за исключением нескольких апологетов «Pax Americana». И не в последнюю очередь потому, что никто не хочет быть возможной целью этого удара.

Планетарный политический раскол неизбежен. Он глубинно пройдет не только между политическими элитами разных государств, в том числе и друзей Америки, но и затронет широкие слои населения этих стран.

В результате политики США уже возник кризис между Америкой и континентальной Европой. Верховный представитель Евросоюза по внешней политике и безопасности Хавьер Солана порекомендовал Вашингтону более осторожно выбирать выражения, когда речь идет об Ираке. Г-н Солана также заявил, что, если президент США хочет сформировать коалицию, ему необходимо помнить о некоторых «культурных» отличиях между Америкой и Европой. «Европейцы и американцы являются скорее кузенами, чем братьями. Иногда одни и те же термины означают разные вещи для разных людей», — указал Солана. В качестве примера он назвал выражения «ось зла» и «крестовый поход», которые неприемлемы для европейских политиков. По мнению представителя ЕС, Америка, в отличие от Европы, более склонна к односторонним шагам в политике и привыкла делить все на «черное» и «белое». Эти различия Солана объяснил тем, что Европа неоднократно становилась «территорией войны» и поэтому старается предотвратить конфликт, поддерживая отношения с другими странами. Солана также подчеркнул, что «в вопросе военной акции лучше всего заручиться поддержкой ООН».

Сама Объединенная Европа уже сейчас также в расколе: и ее политическая, и экономическая, и военная структуры. Две крупнейших европейских державы, на которых, собственно говоря, и держится мощь Европы, выступают резко против политики США в отношении Ирака.

НАТО, благодаря американцам, находится в состоянии шока. Объединенной Европы уже нет.

Несомненно, скоро антиамериканизм станет основной мировой идеологией. И диапазон политического антиамериканизма будет чрезвычайно широк: от декларативного порицания до жестоких кровавых актов международного терроризма. Непременная его вспышка опалит не только Америку, но и весь цивилизованный мир. Причем, вследствие несанкционированной военной интервенции в Ираке может пострадать антитеррористическая коалиция. Так, министр иностранных дел России Игорь Иванов отметил, что «односторонние меры в обход Совета Безопасности ООН» грозят целостности международной антитеррористической коалиции.

В результате следует отметить, что «несанкционированный» ООН удар США по Ираку приведет мир к состоянию, в котором он не находился со времен Второй мировой войны.

3. Предоставление возможности продолжать работу в Ираке комиссии инспекторов ООН.

Как было заявлено 27 января на встрече в Брюсселе, Европейский Союз одобряет продолжение инспекций в Ираке. Министры иностранных дел 15 стран Европейского Союза поддержали «принцип продолжения» инспекций ООН в Ираке.

Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан также призвал дать инспекторам ООН, работающим в Ираке в соответствии с резолюцией 1441 Совета Безопасности ООН, дополнительное время. Как заявил Аннан «инспекторы должны дополнительно получить разумное количество времени».

28 января министр иностранных дел России Игорь Иванов выразил -мнение, что военная акция в отношении Ирака в настоящее время стала бы необоснованной. К тому же она способна подорвать глобальные усилия по борьбе с терроризмом. «Мы считаем, что сейчас нет никаких оснований прибегать к силе», — отметил он. Инспекции ООН в Ираке должны продолжаться, считает глава российского МИД. С его точки зрения, отчет о двухмесячной работе международных инспекторов, который представили Совету Безопасности ООН глава Комиссии ООН по наблюдению, контролю и инспекциям Ханс Бликс и генеральный директор Международного агентства по атомной энергии Мухаммед аль-Барадеи, является лишь «начальной стадией» процесса.

Последнее заседание СБ ООН 5 февраля подтвердило, что подавляющее большинство стран мира, причем, вне зависимости от того поддерживают они возможность военного удара по Ираку или полностью отвергают силовое решение иракской проблемы, выступают за продолжение работы комиссии ООН в Ираке.

Позиции постоянных членов СБ ООН следующие:

Россия настаивает на продолжении инспекций, подчеркивая, что резолюция 1441 не содержит каких-либо временных рамок. Москва заявляет, что доказательства, представленные США, требует дополнительного изучения. Только инспекторы могут рекомендовать СБ ООН, сколько им нужно времени для окончания проверок. Возможно, потребуется новая резолюция, и не одна.

Китай считает, что инспекторам ООН и МАГАТЭ необходимо дать больше времени. Они справляются со своей работой и необходимо не мешать им. Мнение Пекина: до тех пор, пока существует хоть какая-либо возможность дипломатического разрешения кризиса, все силы должны быть приложены для того, чтобы избежать войны.

Франция, подобно России и Китаю, считает, что проверки должны продолжаться, чтобы свести до минимума «серые зоны», оставшиеся после доклада инспекторов. Война не необходима до тех пор, пока существуют возможности расширения и углубления инспекций. Франция предлагает увеличить число инспекторов, создать новые штабы инспекторов, использовать разведывательные самолеты, ввести специальную должность ответственного за разоружение, который бы работал в самом Ираке. Париж считает, что все усилия должны быть направлены на изучение химической и биологической программы Ирака, относительно которых остаются серьезные вопросы. Инспекторы, на взгляд Парижа, достигли больших успехов, но вопросы остаются. Ирак должен сотрудничать с ООН.

Франция и Германия предложили свой альтернативный американскому вариант решения иракского кризиса. Коротко: продолжение международных инспекций под эгидой ограниченного контингента «голубых касок» ООН.

ИТОГИ

Таким образом, проблема Ирака на протяжении многих месяцев будоражит общественное мнение и является дестабилизирующим фактором в мире.

Совершенно очевидно, что при любых путях развития обстановки вокруг Ирака однозначно лучшего варианта быть не может. Речь идет о плохом и очень плохом.

Под плохим следует понимать единодушие мирового сообщества при обнаружении в Ираке фактов грубого нарушения Саддамом Хусейном резолюции СБ ООН № 1441 и как следствие — свержение его режима под аплодисменты всего человечества. Но при этом варианте возникает огромное количество новых проблем, так или иначе связанных с будущим устройством Ирака и дестабилизирующим влиянием внутрииракских процессов на обстановку в регионе.

В наихудшем варианте США атакует Ирак без санкции СБ ООН. Это, несомненно, приведет к расколу мира, причем линия этого раскола может проходить самым замысловатым и непредсказуемым образом: союзники США могут покинуть их, и в мире создастся база для возникновения новой политической картины, со своими блоками, коалициями и так далее. При этом вполне возможно размежевание в стане антитеррористической коалиции, что облегчит деятельность международного терроризма. А то, что эта деятельность после удара по Ираку резко активизируется ни у кого не вызывает сомнения.

Наиболее приемлемый вариант — продолжение международных инспекций при одновременном поиске политико-дипломатического решения проблемы Ирака.

В итоге следует констатировать, что своей неуклюжей антииракской политикой США завели весь мир в тупик, выход из которого пока не виден.

(По материалам радио «Голос России», российских и зарубежных СМИ)

39.07MB | MySQL:86 | 0,907sec