В минувший понедельник ЦСБ Израиля опубликовало в связи с началом мусульманского праздника Ид аль-Адха (Курбан-байрам) статистические данные о мусульманском населении страны. По данным на конец 2015 года в Израиле проживали 1 миллион 488 тысяч мусульман, составляющих около 18 % всего населения страны. За год, прошедший с конца 2014 года его численность выросла на 34,2 тысячи человек. Почти все израильские мусульмане, за исключением нескольких тысяч черкесов и цыган, арабы.
Обращает на себя внимание тот факт, что, несмотря на отсутствие в настоящее время значительных волн еврейской репатриации, доля мусульман в населении еврейского государства не увеличивается, как прежде, за счет более высоких темпов, чем у евреев, естественно прироста. Опубликованные данные однозначно свидетельствуют о том, что темпы годового прироста мусульманского населения Израиля сохраняют устойчивую тенденцию к снижению. Если в 2000 году этот показатель составил 3,8 %, то в 2015 году – только 2,4 %. Это напрямую связано со снижением рождаемости среди израильских мусульман. Так, в 2000 году среднее ожидаемое число детей на мусульманскую женщину в Израиле составляло 4,7. К 2015 году этот показатель снизился до 3,3.
Мусульмане распределены по территории Израиля неравномерно. Пятая часть мусульман Израиля (20,9 %) проживает в его столице – Иерусалиме. Здесь их насчитывается 311 тысяч, что составляет 35,9 % от всего населения города. Следует упомянуть о том, что подавляющее большинство иерусалимских мусульман (порядка 90 %) являются не гражданами, а «постоянными жителями» Израиля, сохраняющими иорданское гражданство, предоставленное им в период с 1949 по 1967 г., когда восточная часть Иерусалима находилась под контролем Иордании.
Вторым в Израиле по абсолютной численности мусульманского населения в Израиле является расположенный на севере Негева чисто бедуинский город Рахат, в котором проживает 62 тысячи человек. В отличие от иерусалимских мусульман, жители Рахата почти поголовно являются гражданами Израиля. Многие местных мужчин служат добровольцами в ЦАХАЛе (мусульмане-арабы в отличие от мусульман-черкесов не подлежат в Израиле обязательному призыву на армейскую службу). Для бедуинов Негева характерно сохранения высоких темпов естественного прироста. В частности в Рахате этот показатель составил за минувший год 3 %, то есть на 20 % выше, чем в целом среди израильских мусульман.
Для мусульман Израиля характерна высокая степень сохранения традиционной многопоколенной семьи. Именно этим в первую очередь (а не столько многодетностью) объясняется то обстоятельство, что около 35 % мусульманских домохозяйств в Израиле насчитывают 6 и более душ в то время, как у евреев аналогичный показатель составляет всего 9 %.
Сохраняется и традиционная для мусульман высокая доля женщин, не работающих вне дома. Так, если в целом, согласно опубликованным данным, работают 43,7% израильских мусульман в возрасте 15 лет и старше, то анализ гендерных различий указывает на ярко выраженное неравенство между полами (работают 62,8 % мусульманских мужчин названной возрастной категории и 24,6 % мусульманских женщин тех же возрастов). Бросается в глаза, что процент работающих женщин-мусульманок значительно ниже аналогичных показателей у евреек, христианок и друзок (65,8 %, 45,2 % и 32,4 % соответственно). Около 45 % работающих мусульманских мужчин заняты в промышленности и строительстве. Что же касается работающих мусульманок, то около 36 % из них заняты на работах, требующих высшего образования, а около 33 % работают в торговле и в сфере услуг.
Сохраняется тенденция к повышению образовательного уровня израильских мусульман. В 2014/2015 учебном году 5300 мусульман получили академические степени в высших учебных заведениях Израиля, что составило 7,3 % от всех получивших академические степени. Это намного ниже доли мусульман в населении. Однако в предыдущем учебном году этот показатель составил только 6,7 %. Наиболее высоким процент мусульман, получивших академические степени, наблюдался в следующих специальностях: арабский язык и литература (51,4 %), культура и искусство (35,1 %), педагогика (33,7 %), уход за тяжело больными (33,7 %), еврейская литература (28,6 %), фармацевтика (27,8 %). По всем упомянутым специальностям (даже по еврейской литературе) доля выпускников-мусульман заметно превышает их долю в населении Израиля. В то же время в сфере точных наук мусульмане представлены очень слабо. Из всех высших учебных заведений Израиля самый низкий процент (всего 1,5 %) они составляли среди выпускников знаменитого Института Вейцмана в Реховоте, дающим образование в области математики, физики, химии, биологии, информатики, неврологии и исследования мозга.
Заметно отличается от среднеизраильской потребительская культура мусульман. Так, в мусульманских семьях доля расходов на питание в семейном бюджете составляет в среднем 23,1 % в то время, как в еврейских семьях аналогичный показатель составляет 15,1 %. В то же время только 35,9 % мусульманских семей в Израиле имеют подключение к интернету дома в то время, как у евреев аналогичный показатель составляет 70,9 %.