Роль нефтяного фактора в стабилизации ситуации в Ливии

Египет поддерживает усилия вооруженных сил Ливии по обеспечению безопасности в стране и сохранению ее нефтяных богатств. Об этом заявил в опубликованном интервью агентству МЕНА глава МИД АРЕ Самех Шукри, комментируя установление ливийскими военнослужащими контроля над портами «нефтяного полумесяца»(побережье залива Сирт). «Египет полностью поддерживает национальную армию и ее действия по обеспечению безопасности и стабильности страны, а также сохранению нефтяного богатства Ливии», — указал он. При этом министр раскритиковал США и пять европейских государств, которые выступили против операции подчиняющихся Палате представителей (ПП – избранный парламент на востоке страны) ВС под командованием Халифы Хафтара и потребовали от них покинуть терминалы. «Сделанное ими заявление было поспешным и не принимало во внимание реалии внутренней ситуации», — отметил С.Шукри. С этим сложно не согласиться, поскольку западные страны действительно порядком запутались в ливийских реалиях и демонстрируют действия «растопыренными пальцами». Париж при этом (по крайней мере, в последние месяцы) поддерживает военные усилия Тобрука, итальянцы, британцы и американцы наоборот — сделали ставку на мисуратовцев, как основного средства ликвидации местных сторонников «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) в Сирте. В результате отсутствия какой-то скоординированной политики они просто «проспали» тектонические сдвижки в умонастроениях подавляющей части племенных вождей в Киренаике и оказались теперь статистами. Как, собственно, и специальный представитель ООН по Ливии М.Коблер, который теперь с идеей сохранения юрисдикции правительства национального согласия во главе с Ф.Сараджем оказался в роли «ооновского мечтателя».

Обратим внимание еще на один тезис из выступления С.Шукри. Он заявил, что во время 71-й сессии Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН Египет намерен уделить «первостепенное значение» необходимости возвращения стабильности в Ливии и достижения национального примирения путем претворения в жизнь подписанного в декабре в Марокко межливийского соглашения. Это было ожидаемое заявление, поскольку АРЕ в данном случае является, как и ОАЭ, одним из основных спонсоров генерала Х.Хафтара и его военных усилий по разгрому исламистского сегмента в Киренаике. Каир и Абу-Даби в настоящее время как никогда близки к реализации своих генеральных планов на ливийском направлении, которые в качестве задачи-минимум предполагают установление условно централизованной власти сначала в Киренаике, а затем и на всей ливийской территории. Другими словами, Египет и ОАЭ (а также Франция, которая пока только на словах продемонстрировали в рамках общего заявления стран ЕС «европейскую солидарность») планируют трансформировать нынешнее правительство национального согласия под свой собственный формат. А если совсем просто — то возродить в лице Х.Хафтара некий аналог нового «Каддафи». Пока хотя бы и в Киренаике. Собственно недаром спикер парламента в Тобруке Атилла Салех Исса уже присвоил от имени ПП новое звание генералу Х.Хафтару, повысив его до фельдмаршала. Но до успеха бывшего ливийского лидера фельдмаршалу еще пока далеко.

Бескровный захват силами Х.Хафтара всех основных нефтяных терминалов в зоне т.н. «нефтяного полумесяца» произошел во многом благодаря сочетанию нескольких глобальных факторов. В этой связи снова умиляют западные страны. Ряд довольно серьезных аналитических агентств во Франции объяснили пассивность бойцов «нефтяной гвардии» И.аль-Джадрана, которые и сдали без боя свои позиции, наступлением великого мусульманского праздника Ид аль-Адха. Это вообще не имеет никакого значения, поскольку в праздники ли, или в суровые будни, но основным моментом для трансформации позиции местных племенных и клановых шейхов в сторону активности или пассивности является только один фактор — деньги и собчтвенное участие в схемах по организации экспорта углеводородов. Успех Х.Хафтара стал реальностью только благодаря этому обстоятельству, поскольку ни Ф.Сарадж, ни И.аль-Джадран просто не смогли гарантировать племенным вождям скорого возобновления нефтяного экспорта, последний в этой связи столкнулся с обструкцией со стороны своей «родной» племенной группы миграхи с центром в Адждабии. Верховный шейх этого племени Салах Аттуш просто дал команду боевикам из «нефтяной гвардии» отойти со своих позиций без боя. «Тревожные звоночки» для И.аль-Джадрана и его брата Салема зазвучали еще в августе с.г., когда часть отрядов «нефтяной гвардии», которые охраняли нефтяные месторождения на юге страны, просто отказались им подчиняться. А перед этим племенной совет в Адждабии вывел Салема с поста руководителя совета города. Мы уже сообщали об этом, отмечая, что эти «звоночки» носят характер предупреждения. И братья Джадран его восприняли, поскольку спешно заключили договор с Ф.Сараджем об экспорте нефти, только вот реализовать его не смогли. И племенныешейхи вновь не получили свою долю, что и привело к смене их настроений. Вот, собственно, на такие моменты надо обращать внимание на Западе при аналитике, а не на праздник жертвоприношения. Как и на еще один момент — поддержку ПП со стороны главного племенного координатора в Киренаике Тайеба Шерифа Халхалаха. Кстати, в той же Бреге терминал охраняли и бойцы местного военного совета из бригад «Катаиб», которые пока своих позиций не покинули. Потому как еще идут переговоры об условиях распределения нефтяных доходов этого самого совета с представителями ПП. Еще одним моментом, обеспечившим успех Тобрука — это фактор моральной усталости представителей Национальной нефтяной компании в Триполи от неопределенности в вопросах экспорта нефти. В данной ситуации их надежды на Ф.Сараджа и И.аль-Джадрана не оправдались и теперь они поставили на Тобрук. Вот ровно этим обстоятельством объясняется быстрота, с какой ННК-запад поставила вопрос о начале экспорта с «захваченных терминалов».

Национальная нефтяная корпорация Ливии (ННК, National Oil Corporation) незамедлительно приступает к экспорту углеводородов с двух занятых войсками Тобрука и переданных ей нефтеналивных терминалов. Об этом говорится в заявлении, размещенном на официальной странице ННК в интернете. «В докладе техбригад корпорации отмечается, что терминалы Брега и Зуейтина находятся в хорошем состоянии, а терминалам, расположенным в Рас-Лануфе и Эс-Сидре, не был нанесен дополнительный ущерб во время последних событий. В связи с этим ННК объявляет об отмене во всех портах «нефтяного полумесяца» (побережье залива Сирт) режима форс-мажора, и экспортные поставки безотлагательно начинаются из Рас-Лануфа и Зуейтины, — подчеркивается в документе. — Они будут, как и ранее, продолжаться из терминала в Бреге, а возобновление экспорта из порта Эс-Сидр планируется в самое ближайшее время». В коммюнике указывается, что решение принято после распоряжений, полученных от «восточной» Палаты представителей (ПП — избранный парламент) и президентского совета под руководством главы правительства национального согласия Фаиза Сараджа в Триполи. В заявлении ННК также сообщается, что ее глава Мустафа Саналла посетил в среду Зуейтину, где состоялась передача этой структуре терминалов от подразделений ВС Тобрука, как и обещали ранее последние. «События, произошедшие в воскресенье и понедельник, могли иметь серьезные последствия для нашей страны и ее нефтяной отрасли, и я хотел бы поблагодарить командование и ливийских политиков, которые выбрали единство нашей родины в этот критический момент, проявив мудрость, — отметил он. — ННК взяла порты под свою ответственность, они в полной безопасности, и мы теперь находимся в контакте с нашими иностранными торговыми партнерами».

Таким образом, основным вопросом, который будут определять долгосрочность успеха Тобрука и  Х.Хафтара, является не только быстрейшее возобновление нефтяного экспорта, но и предложенная Тобруком модель распределения нефтяных доходов между племенами в Киренаике. Судя по всему, она явно имеет более привлекательный характер, нежели чем та, которую предлагали триполитанцы. В этой связи возникает вопрос: а что в этой ситуации они предпримут, и как поведут себя те же мисуратовцы? Они обязательно должны отреагировать, но в какой степени это реагирование будет весомым?

Французские аналитики вновь сводят нынешнюю пока пассивность мисуратовцев к фактору больших потерь, которые они понесли во время штурма Сирта. Но, во-первых, они не такие большие, как о них говорят. А, во-вторых, есть много других более важных факторов. Главные среди них — это позиция ННК-запад, которая пообещала им необходимую долю доходов от экспорта. А еще — угроза племенного объединения зидан, которые являются союзниками Тобрука, перекрыть трубопровод «Гринстрим», еще контролируемый триполитанцами, в случае их несвоевременной военной активности против Тобрука. «Гринстрим» принадлежит итальянской Eni и газ из него идет в Италию, и Рим в этой связи не заинтересован в таком развитии событий. При этом итальянцы сейчас являются главными спонсорами главы мисуратовского военного совета А.Миитиги и, безусловно, имеют на него влияние. Особенно после того, как министр иностранных дел Италии П.Джинтилони 12 сентября с.г. объявил об открытии в Мисурате военного госпиталя. Но главное в данном случае не госпиталь, который будет обслуживать раненных во время штурма Сирта, а двести итальянских парашютистов, которые его будут охранять. Назовем эту «гуманитарную операцию» своим именем — легализация усиления военного присутствия Италии в Триполитании, которое и так имеет уже место быть в силу наличия там отряда спецназа и сотрудников военной разведки, что Рим стыдливо скрывает.

В этой связи мисуратовцев поставили на «временную паузу». Основные события, таким образом, начнут развиваться, когда Тобрук постарается переформатировать президентский совет и назначить на место министра обороны своего ставленника вместо яркого антагониста Х.Хафтара в лице Махди Ибрагима Аль-Баргхатхи. Но степень агрессивности этих событий опять же будет зависеть от того, насколько успешно будет осуществляться экспорт нефти и как «справедливо» будут распределяться нефтедоллары.

52.22MB | MySQL:103 | 0,457sec