Всего неделя осталась до объявленной ЦИК Сомали даты начала парламентских, а затем и президентских, выборов в этой восточноафриканской стране, которая уже более четверти века страдает от гражданской войны и её последствий. А между тем ещё остается немало нерешенных вопросов, связанных с организацией и проведением выборов.
На проходившем с 6 по 14 сентября очередном совещании руководителей центральных и региональных органов государственной власти Сомали (Национального консультативного форума) им так и не удалось договориться относительно представительства столичной провинции Бенадир в верхней палате парламента – Совете Федерации, который впервые должен быть сформирован до 25 сентября из 54 депутатов, избираемых парламентами федеральных регионов (ФР). Решено оставить распределение мест в Совете Федераций между ФР в первоначальном варианте, то есть по 11 мест выделить Сомалиленду и Пунтленду и по 8 мест – Джубаленду, Юго-Западному региону, Гальмудугу и будущему ФР, создаваемому из провинций Хиран и Средняя Шабелле . Таким образом, Могадишо с его двухмиллионным населением остается без своих представителей в Совете Федераций, что вызывает недовольство ряда влиятельных вождей хавие. Против данного решения НКФ выступили также ведущие политики и вожди северных сомалийских племен дир, включая вице-премьера и министров центрального правительства Сомали, которые официально объявили о своем бойкоте парламентских выборов, если квота Сомалиленда в Совете Федераций не будет увеличена. При этом, как известно, правительство Сомалиленда вообще не намерено участвовать в организуемых Могадишо выборах, считая их делом соседнего государства. (Собственные президентские выборы Сомалиленд планирует провести в марте 2017 года).
Против решений НКФ по-прежнему выступает и влиятельная суфийская военно-политическая группировка «Ахлю Сунна уаль-Джамаа» (АСУ), которая контролирует западную часть Гальмудуга и не признаёт администрацию этого ФР. Руководство АСУ запретило вождям племен айр/хабар-гидир и марехан, населяющим эту территорию участвовать в предстоящих выборах.
До сих пор не решен и вопрос о формировании нового ФР Хиран/Средняя Шабелле. Вожди хавадле и других племен, населяющих Хиран, по-прежнему бойкотируют проведение учредительного съезда в городе Джоухар (административном центре Средней Шабелле, где превалирует племя абгаль), что препятствует избранию депутатов Совета Федераций от этого региона. Вожди хавадле, а вместе с ними и многие оппозиционные политики, предлагают отложить формирование нового ФР до завершения президентских выборов. В сложившейся ситуации администрация президента Хасана Шейха намерена срочно сымитировать проведение съезда и избрание парламента и главы нового ФР по той же схеме, которая в своё время была задействована при создании Юго-Западного ФР и Гальмудуга. На пост президента нового ФР предлагается кандидатура нынешнего министра безопасности Абдирисака Омара Махамеда, выходца из племени хавадле и родственника президента по материнской линии. С этой целью 15 сентября Хасан Шейх посетил Джоухар, где формально возобновил проведение упомянутого учредительного съезда, начатого ещё в январе 2016 года, без участия вождей и старейшин хавадле.
Что касается подготовки выборов в нижнюю палату парламента – Народное Собрание, которое планируется сформировать из 275 депутатов до 10 октября, то и там немало трудностей. Вождями и старейшинами племён ещё не определены кандидаты в депутаты и не представлены в избиркомы списки коллегий выборщиков, которые должны избирать представителей племён в Народное Собрание (всего – более 14 тыс. выборщиков, причём 30% из них должны быть женщины). Региональными избиркомами не подготовлены участки для голосования. Не хватает примерно 40% финансовых средств, необходимых для организации выборов.
Другой серьёзной проблемой остаётся обеспечение общественной безопасности в период предвыборной кампании и при голосовании. И дело не только в растущей активности исламистской группировки «Аш-Шабаб», стремящейся сорвать проведение выборов путем организации различных террористических актов в Могадишо и столицах федеральных регионов. Угрозу безопасности кандидатов в президенты могут представлять и вполне вероятные провокации со стороны так называемой Службы национальной безопасности и разведки Сомали (СНБР), контролируемой президентом Хасаном Шейхом Махмудом, который вопреки требованию конституции отказался сложить с себя президентские полномочия по окончании 4-летнего срока и ныне вовсю использует административный ресурс для своего переизбрания на второй срок. С этой целью им задействованы силовые структуры, многочисленный аппарат президента, различные общественные фонды, национальное радио и телевидение. Другие же кандидаты в президенты, которых к настоящему времени насчитывается до трёх десятков, фактически лишены возможности проведения агитации в Могадишо. В адрес некоторых из них поступают угрозы, а полиция и СНБР Сомали отказываются предоставлять им охрану. Поэтому часть кандидатов, в том числе бывший президент Сомали Шариф Шейх Ахмед, бывшие премьер-министры Али Махамед Геди, Махамед «Фармаджо» и Абдивели Шейх Ахмед, предпочитают пока оставаться за рубежом. Другие же кандидаты, такие как бывший мэр Могадишо Махмуд «Тарзан» и экс-директор СНБР Ахмед Маалин Фики, находясь в столице, самостоятельно усиливают личную охрану и призывают мировое сообщество уже сейчас направить в Сомали наблюдателей для контроля над процессом выборов. С 18 сентября мэр Могадишо Шейх Юсуф Хусейн Джимъале, однопартиец Хасана Шейха, запретил проведение в столице митингов и манифестаций в поддержку кандидатов без разрешения городских властей. Таким образом сторонники Хасана Шейха намерены обеспечить ему дополнительные привилегии в борьбе за президентский пост.
В сложившейся ситуации объединение политических партий «За перемены в Сомали», в которое входят десятки видных сомалийских политиков, требует от Хасана Шейха немедленно передать свои полномочия председателю Федерального Парламента до тех пор, пока не будет избран новый президент, как это установлено конституцией страны. Указанное политическое объединение также призывает ЦИК обеспечить честное проведение выборов во вновь установленные сроки и не допустить повторной их отсрочки.
Следует заметить, что организация выборов в Сомали вызывает обоснованную критику оппозиции в правовом плане. Ведь закон о выборах так и не был принят парламентом, а все мероприятия, связанные с выборами, проводятся на основе распоряжений президента и решений так называемого Национального консультативного форума (НКФ), который сам по себе действует за рамками конституции Сомали. Поэтому не удивительно, что правила игры, так сказать, меняются самими участниками по ходу игры.
Таким образом, в ходе предстоящих выборов в Сомали весьма велика вероятность затягивания избирательного процесса, массовых нарушений и фальсификации результатов голосования, что чревато дальнейшей дестабилизацией обстановки в этой стране и регионе Африканского Рога в целом.
Хроника событий в Сомали в августе-сентябре 2016 г.
Сомали на пороге выборов
19 сентября, 2016 | Автор: Алейников С.В.
| Напечатать эту статью