Об американской и турецкой стратегии в Сирии

В субботу 17 сентября авиаотряд «антитеррористической коалиции», в который входили самолеты ВВС США, Великобритании и Австралии (при лидирующей роли американцев, разумеется) вторглись в воздушное пространство Сирии со стороны Ирака. В результате нанесенных ими ударов погибли 62 сирийских военнослужащих и около 100 получили ранения. В то же время отряды «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) воспользовались авианалетом на позиции сирийских войск на горе Джебель-Сарда и захватили этот важный оборонительный рубеж. Правда позже сирийские правительственные войска вернули утраченные позиции, но, как говорится в известном одесском анекдоте «осадок остался». Теперь непонятно против кого на самом деле воюет Вашингтон: против террористов из ИГ или   против сирийской армии, которая пять лет мужественно сражается с этими и другими террористами, неся значительные потери.

Поражает и официальная американская реакция на происшедшую атаку. Если австралийцы и британцы извинились за данный авианалет, то реакция американской дипломатии была по меньшей мере вызывающей. Госсекретарь США Джон Керри, любящий к месту и не к месту рассуждать о проблемах мировой политики, в том числе не касающихся напрямую его страны в этот раз отличился удивительным молчанием. В то же время постоянный представитель США при ООН Саманта Пауэр  позволила себе циничную и хамскую выходку по принципу «Лучший способ защиты – нападение». Представитель Российской Федерации при ООН Виталий Чуркин рассказал о ее поведении журналистам: «Когда собрались консультации, я стал делиться своими озабоченностями с членами Совета, как выяснилось, она вышла к прессе и не слушая меня начала критиковать и ругать во всем Россию, даже критиковать нас за то, что мы созвали это заседание». По словам российского дипломата, американский постпред вошла в зал консультаций уже после выступления В.Чуркина и заявила, что «ей неинтересно слушать, что я буду говорить, что все это трюк и так далее» (1).

Впрочем, не стоит уделять слишком большое внимание действиям дипломатов. Их задача – во что бы то ни стало сохранить лицо своей страны, даже если это лицо сильно перепачкано, в данном случае кровью сирийских солдат. Гораздо интереснее исследовать глубинные причины такого поведения американцев. В своем роде это поведение вполне логично. Стратегические задачи США на Ближнем Востоке не предусматривают усиление российского присутствия в регионе и установления прочного мира в Сирии. Об этом довольно ясно выразился в мае официальный представитель Пентагона Джефф Дэвис, который заявил: «Мы не сотрудничаем с русскими в Сирии и не координируем с ним свои военные операции. Российские военные операции усиливают режим Асада, а наша единственная задача состоит в том, чтобы нанести поражение «Исламскому государству»» (2). 20 августа 2015 года на брифинге в Пентагоне министр обороны США Эштон Картер перечислил пять главных угроз национальной безопасности США. По его мнению, это Россия, Китай, Северная Корея, Иран и боевики «Исламского государства». Именно в такой последовательности. На первом месте Россия, а ИГ – на последнем (3). Наконец, 25 февраля 2016 года командующий вооруженными силами НАТО в Европе генерал Филипп Бридлав заявил о том, что «Россия стала противником Запада и представляет собой экзистенциальную угрозу для Соединенных Штатов». То есть, угрозу самому существованию США, по мнению американских силовиков представляет Россия, а вовсе не «Исламское государство» и не «Аль-Каида» (запрещена в России) (4).

Так что не следует удивляться авиаудару международной коалиции во главе с США по позициям сирийской армии в районе Дейр эз-Зора. Интересно проследить, почему этот удар был нанесен именно в данный момент. Мы выделяем четыре главных причин противодействия Пентагона боевым действиям Сирийской Арабской Армии и поддерживающей ее России. Во-первых, расчет делался на то, что этот удар сорвет процесс перемирия в Сирии, что и получилось. Начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-лейтенант Сергей Рудской заявил о том, что «В России считают бессмысленным режим прекращения огня в Сирии в условиях, когда он соблюдается только правительственными войсками». «Мы знаем о чудовищном происшествии, я имею в виду авиаудар, нанесенный, как утверждается Пентагоном, по ошибке, по позициям сирийской армии. Все это, конечно, ставит под угрозу режим прекращения огня. Сейчас очень сложная ситуация, но вы знаете, что продолжается работа, в том числе и наш министр иностранных дел со своим коллегой постоянно находятся на связи. Однозначно ответить на ваш вопрос я пока не могу», — сказал в понедельник пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя вопрос журналистов о дальнейшей судьбе режима прекращения огня в Сирии»(5) . Следовательно, Сирию ждет активизация боевых действий. Сирийская Арабская Армия будет затрачивать еще большие усилия на ведение боевых действий, а значит и Россия будет еще глубже ввязываться в сирийский конфликт. Целью американского военно-политического истеблишмента является затянуть Россию во «второй Афганистан». Все же исламистские группировки боевиков на севере Сирии, в том числе и «Джебхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джебхат ан-нусра», запрещена в России) представляют собой подобие общей структуры («Пешаварская семерка»), существовавшей у моджахедов Афганистана в 1980-е годы.

Во-вторых, удар неслучайно нанесен около Дейр эз-Зора. Целью является не допустить восстановления контроля правительства Башара Асада над нефтяными месторождениями этой провинции, что позволило бы пополнить сирийский бюджет. Кроме того в Дейр эз-Зоре около Евфратской плотины расположены крупные сельскохозяйственные районы Сирии. Поставки продовольствия оттуда также позволили бы улучшить экономическую ситуацию в стране.

В-третьих, если правительственные войска сумеют закрепиться в Дейр эз-Зоре, они могут взять под контроль и Ракку. В то же время американцы хотят, чтобы освобождение сирийской  «столицы» «Исламского государства» произошло силами Пентагона (правда пока еще непонятно с какими союзниками – с турками или курдами из «Сил демократической Сирии»). Пентагону это необходимо из соображений престижа, а  также из опасений, что участие сирийской армии увеличит жертвы и разрушения в городе.

В-четвертых, американцы хотят позиционировать себя в качестве защитников суннитского населения Сирии, заигрывая с группировками вооруженной оппозиции, в том числе и экстремистами из «Джебхат ан-нусры». В этом смысле интерес представляет недавнее выступление лидера этой группировки (нынешний «Джебхат Фатх аш-Шам») Абу Мухаммеда аль-Джулани телекомпании «Аль-Джазира». По его словам, «военное соглашение между США и Россией направлено на то, чтобы заставить повстанцев подчиниться режиму».  «Сейчас американцы фактически подчинились Асаду, Ирану и России, и сидят с ними в одной лодке», — отметил А.М.аль-Джулани. То есть, раньше были некоторые надежды на американцев, а сейчас они не оправдали возлагавшиеся ожидания. Помимо этого лидер экстремистской группировки заявил о том, что «США в свое время привели рафидитов (уничижительное название шиитов – авт.) к власти в Ираке, а сейчас пытаются повторить то же самое в Сирии». Скорее всего, американские наблюдатели восприняли критику А.М.аль-Джулани. В Вашингтоне озабочены той ненавистью, которую США вызывают в арабском мире со времени оккупации Ирака и хотели бы перенаправить эту ненависть на Россию, «уничтожающую суннитов в союзе с режимом Асада».

Существует и еще одна сила, извлекающая преимущества из провала российско-американских договоренностей по Сирии. Это Турция, расширяющая масштабы своей военной операции на севере этой страны. 19 сентября президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил о том, что военная операция в Сирии будет продолжена. «Взяв Джараблус мы не будем на этом останавливаться и пойдем в сторону Аль-Баба». Заявление Р.Т.Эрдогана прозвучало через несколько дней после визита в Анкару начальника Генштаба вооруженных сил России Валерия Герасимова. В его ходе российский генерал оповестил турецкую сторону о том, что дальнейшее продвижение турецкой армии будет означать усиление военных и политических рисков. Необходимо отметить, что Аль-Баб находится в 50 километрах северо-восточнее Алеппо и контроль турок над этим городом будет означать дальнейшие возможности для турецкого содействия исламистской вооруженной оппозиции. После занятия этого города зона, находящаяся под контролем турецкой армии, будет расширена до 5 тысяч квадратных километров. Есть информация о том, что турки привлекают в помощь себе при расширении операции «Щит Евфрата» американский спецназ. Таким образом, как это ни курьезно звучит, США становятся младшим партнером Турции в осуществлении геополитических целей Анкары. Каков же в данном случае расчет турецкого руководства? В Турции понимают, что российско-американским договоренностям по Сирии не суждена долгая жизнь. Если же на президентских выборах в США к власти придет Хиллари Клинтон, вся политика США будет рассчитана на выдавливание России из Сирии. В преддверии этого Анкара хочет застолбить сильные позиции в соседней стране, чтобы затем стать брокером сирийского урегулирования.

  1. Чуркин и Пауэр отказались слушать друг друга на заседании Совбеза ООН.// https://lenta.ru/news/2016/09/18/un/
  2. Shahir Shahidsaless. It is Russia, not IS or al-Qaeda that poses existential threat to US.// http://www.middleeasteye.net/columns/it-russia-not-or-al-qaeda-poses-primary-threat-us-1862428491
  3. Department of Defense Press Briefing with Secretary Carter in the Pentagon Press Briefing Room.// http://www.defense.gov/News/Transcripts/Transcript-View/Article/614330/department-of-defense-press-briefing-with-secretary-carter-in-the-pentagon-pres

4.      NATO Commander: Russia Poses ‘Existential Threat’ To West.// http://www.rferl.org/content/nato-breedlove-russia-existential-threat/27574037.html

5.      Российские военные заявили о бессмысленности перемирия в Сирии.// https://ria.ru/syria_chronicle/20160919/1477341224.html

  1. US has surrendered to Assad, says JFS leader.// https://www.alaraby.co.uk/english/news/2016/9/17/us-has-surrendered-to-assad-says-jfs-head
52.23MB | MySQL:103 | 0,910sec