Ситуация в Ливии: август 2016 г.

1 августа ливийская Национальная нефтяная компания (ННК) объявила о готовности возобновить экспорт нефти, остановленный несколькими месяцами ранее из-за политических проблем и атак джихадистов на нефтеэкспортные объекты. Это стало возможным после того, как формирования т.н. «нефтяной гвардии» и находящееся в Триполи правительство национального соглсия (ПНС) подписали соглашение об открытии двух нефтеэкспортных терминалов в Рас Лануфе и в Эс-Сидре.

В коммюнике ННК также отмечалось, что открытию этих терминалов будут способствовать проводимый ремонт инфраструктуры нефтедобычи, а также «постепенное возвращение» персонала.

Терминалы в Рас Лануф и в Эс-Седра с пропускной способностью 200 тысяч баррелей в сутки и 500 тысяч баррелей соответственно были закрыты с января 2016 г., их резервуары значительно пострадали от пожаров после атак джихадистов из ливийской ветви «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России).

По данным ННК, компания получила необходимые средства от ПНС для того, чтобы довести добычу нефти до «порядка 900 тысяч баррелей в день» к концу 2016 г.

К началу августа ситуация в самой ННК была похожа как две капли воды на ситуацию во всей Ливии, где сложилось двоевластие. Одна ветвь компании базировалась в Триполи и подчинялась ПНС, вторая действовала на востоке страны и подчинялась параллельному правительству в Тобруке, которое пользуется поддержкой международно признанного парламента и отказывается уступать власть ПНС, которое также формально является международно признанным.

10 августа 6 западных стран – Великобритания, Германия, Испания, Италия, США и Франция – в совместном заявлении потребовали, чтобы контроль над всей нефтяной инфраструктурой Ливии «безусловно и безотлагательно» перешел к ПНС во главе с премьер-министром Ф.Сараджем. Этот демарш был связан с тем, что в последовавшие затем дни силы восточного «правительства», которыми командует генерал Халифа Хафтар, стали захватывать терминал за терминалом на востоке страны. Все это лишний раз подтвердило, что война в Ливии есть война за ее нефть.

1 августа Пентагон подтвердил, что «по просьбе ПНС впервые были нанесены точечные авиаудары по позициям ИГ» в логове джихадистов в Сирте. Это подтверждение прозвучало несколько минут спустя после того, как об этих ударах сообщил в телевизионном выступлении глава ПНС Ф.Сарадж. Соответствующее обращение было подготовлено от имени Президентского совета ПНС. По словам премьера, целью удара были исключительно Сирт и его окрестности. Он же отметил, что первое вмешательство США в ливийские дела (на современном этапе) привело к «тяжелым потерям среди джихадистов».

Со своей стороны представитель Пентагона сообщил, что удары по целям ИГ в Ливии будут продолжены. Взаимодействие с ПНС будет также осуществляться в сфере обмена информацией. По его словам, «ни один американский солдат не будет участвовать в наземных операциях формирований ПНС». Несмотря на эти заверения, уже 9 августа  газета «Вашингтон пост» сообщила об участии американских солдат из состава Сил специального назначения в боях за Сирт.

Представитель Белого дома со своей стороны пояснил, что решение о новом применении американских войск в Ливии принимал президент Барак Обама. Позднее стало известно о существовании некоего соглашения на этот счет между ПНС и США.

Силы ПНС с 12 мая проводят операцию по вытеснению сторонников ИГ из Сирта, захваченного ими в июне 2015 г. 9 июня они ворвались в город, но были остановлены ожесточенным сопротивлением джихадистов. За это время в боях погибли свыше 300 бойцов правительственных сил, свыше 1500 получили ранения. В июне силам ПНС удалось установить контроль над портом Сирта, международным аэропортом, бывшей базой ВВС Ливии. К этому времени, по имеющимся данным, в городе не осталось местных жителей, за исключением семей боевиков ИГ.

Здесь стоит напомнить, что в конце июля ПНС подвергло резкой критике Париж за нарушение территориальной целостности Ливии после того, как Франция признала гибель трех своих военнослужащих, выполнявших разведывательную миссию при силах генерала Х.Хафтара, главнокомандующего вооруженными формированиями «правительства» в Тобруке. Тем самым стало очевидным, на кого работает ПНС, которое никак не стало реагировать на присутствие американских и британских солдат на ливийской земле.

Несмотря на это, Париж 2 августа заявил о своей полной поддержке ПНС.

Уже 2 августа формирования ПНС, представленные главным образом мисуратскими бригадами бывших «повстанцев», взяли важный в тактическом отношении квартал Ад-Доллар в центре Сирта. После этого линия боевого соприкосновения между противоборствовавшими сторонами установилась между кварталом Ад-Доллар и дворцом конгрессов «Уагадугу».

Американские авиаудары продолжились и 2 августа. Всего за двое суток были атакованы 7 целей. Эти удары не прекращались и в последовавшие дни.

10 августа формирования ПНС установили контроль над кампусом университета в Сирте. В боях за него были уничтожены свыше 20 боевиков ИГ. В этот же день правительственные силы потеряли один самолет. ИГ тут же сообщило, что он был сбит огнем с земли.

В тот же день под напором правительственных сил пал дворец конгрессов «Уагадугу», где находился командный пункт джихадистов, равно как близлежащий больничный комплекс Ибн Сина. К тому времени боевики ИГ продолжали удерживать прибрежные жилые кварталы 1, 2 и 3, а также приморский квартал, застроенный виллами.

14 августа силы ПНС взяли штурмом квартал «Тысяча квартир» близ квартала 2.

В тот же день стало известно, что ливийские власти предупредили Италию о существовании близ Милана сети ИГ. Информация о ней была получена из документов, захваченных в ходе боев за Сирт. Считается, что этой сетью руководит 47-летний тунисец Абу Насим (боевой псевдоним), который в молодости жил в Италии, прежде чем отправиться на джихад в Афганистан и Сирию.

16 августа под контроль сил ПНС перешел квартал 2 в Сирте. Чтобы не допустить дальнейшего продвижения сил ПНС, формирования ИГ 17 августа прибегли к 9 атакам боевиков-смертников. 5 из них использовали заминированные автомашины, один передвигался на мопеде, трое – привели в действие «пояса шахидов». К этому времени, по данным американского Центрального командования, по целям ИГ в Ливии было нанесено 48 авиаударов.

18 августа по меньшей мере 10  бойцов сил ПНС погибли к западу от Сирта в районе Гарбият в результате подрывов двух заминированных автомашин, которыми управляли боевики-смертники из ИГ.

25 августа глава ПНС запросил от США «усиленной» военной помощи, сообщило Африканское командование Пентагона. В частности, речь шла о подготовке кадров и обмене информацией. Соответствующий запрос был сделан при посещении Ф.Сараджем штаб-квартиры Африком в Штутгарте.

28 августа силы ПНС приступили к «завершающей фазе» операции по вытеснению боевиков ИГ из последних двух кварталов Сирта, оставшихся под их контролем. По данным Триполи, в ней участвовали до 1 тысячи бойцов. Этому наступлению предшествовал ночной налет американской авиации. Впервые было отмечено применение боевых вертолетов AH-1W «Супер Кобра» морской пехоты. К этому времени потери сил ПНС с начала операции составили свыше 400 человек убитыми и около 2,5 тысяч ранеными. Данных о неизбежных потерях ИГ не имелось.

29 августа квартал 1 был освобожден. Только в боях за него погибли 50 бойцов сил ПНС.

31 августа в Сирте побывал глава ПНС Ф.Сарадж.

Тем временем никуда не делись боевые действия между джихадистами всех мастей и оттенков и силами генерала Х.Хафтара за Бенгази. 2 августа в результате теракта с использованием смертника и заминированной автомашины в квартале Аль-Гаварша на западе Бенгази погибли 15 солдат из формирований Х.Хафтара. Ответственность за совершение теракта взяла на себя коалиция «Совет шуры революционеров Бенгази», в которую входит близкая к «Аль-Каиде» ( запрещена в России) группировка «Ансар аш-шариа».

Ранее силы Х.Хафтара объявили об установлении контроля над кварталом Аль-Гаварша, где в свое время «родились» группировки «Ансар аш-шариа» и ливийская ветвь ИГ.

12 августа спецподразделения ливийской армии, относящиеся к генералу Х.Хафтару, освободили 23 египтян, похищенных десятью днями ранее в Ливии. В тот же день египтяне вернулись в свою страну. Организационная принадлежность их похитителей неизвестна. По данным египтян, похитители требовали с них выкуп, что вряд ли говорит об их принадлежности к одному из джихадистских движений. Похищение имело место близ г.Брега в 700 км к востоку от Триполи. В ходе операции по освобождению заложников была налажена тесная координация между ливийскими спецназовцами и египетской разведслужбой. Известно, что в Каире среди ливийских центров силы предпочитают взаимодействовать с «правительством» в Тобруке, представитель которого Х.Хафтар, по имеющимся данным, успел побывать и в Москве.

30 августа завершилась операция по вывозу из Ливии последних запасов химического оружия из арсенала М.Каддафи. 23 контейнера с химическим оружием были отправлены на борту датского корабля в Германию под наблюдением ООН. Погрузка опасного груза была выполнена в Мисурате.

Несмотря на то, что ИГ потерпело поражение в Сирте, списывать его со счетов в Ливии, как представляется, преждевременно. Теперь можно ожидать, что эта группировка изменит свою тактику действий, переместив свои формирования на крайний юг страны. Также эксперты предсказывают, что бравшие Сирт мисуратские бригады бывших «повстанцев» могут в любой момент выступить против ПНС, что создаст новый расклад сил в стране и приведет к столкновению мисуратских бригад с формированиями Х.Хафтара.

52.31MB | MySQL:103 | 0,446sec