Политический диалог между Беларусью и Ираном

Политический диалог между Республикой Беларусь и Исламской Республикой Иран является интегральной частью достаточно диверсифицированных отношений, связывающих две страны уже почти четверть века. Разумеется, нельзя говорить о том, что все эти годы двусторонний диалог был динамичным. Пик расцвета белорусско-иранских отношений приходится на годы нахождения у власти в Иране президента М.Ахмадинежада  и он во многом был обусловлен тяготением двух стран друг к другу на основе ряда интегрирующих факторов, среди которых отметим такие как совместное пребывание под санкциями мирового сообщества, антизападные тенденции в политической жизни, безусловная поддержка  Беларусью иранской атомной программы, нахождение двух стран в статусе международных изгоев, нигилизм в правозащитной тематике. В отношениях двух лидеров  — А.Лукашенко и М.Ахмадинежада — можно отметить не так часто встречающуюся в мировой практике личную симпатию, переросшую в мужскую дружбу, лучшие черты которой тем или иным образом положительно отразились на межгосударственных отношениях. В ходе их личных встреч — А.Лукашенко достаточно часто встречался за годы диалога со всеми четырьмя иранским президентами, а с М.Ахмадинежадом лишь в сентябре – ноябре 2006 г. провел три встречи, на которых стороны всегда констатировали единство взглядов. Сами президенты четко определяли схожесть своих позиций. А.Лукашенко постулировал их следующим образом: «Запретных тем для осуждений у нас нет и быть не может. Беларусь не приемлет диктата ни с какой стороны, особенно со стороны Запада, который больше всего раздражает наша независимая внешняя политика, как и независимая внешняя политика Ирана…Беларусь и Иран  поддерживают друг друга в выборные органы учреждений системы ООН и других международных организаций. Беларусь и Иран выступают за усиление роли ООН в решении экономических и гуманитарных проблем, за придание большей ответственности Совету Безопасности ООН в вопросах поддержки мира и безопасности. Страны едины и по основным вопросам международной повестки дня, в вопросах установления справедливого миропорядка, основанного на укреплении многополярного мира и соблюдения общепризнанных норм международного права. И Беларусь, и Иран достаточно часто обмениваются мнениями по актуальным международным проблемам, особенно по тем из них, что представляют обоюдный интерес. В силу того, что иранская атомная программа позиционируется как чрезвычайно важная, руководство Беларуси не раз высказывалось по этому поводу, причем, еще до принятия Венских договоренностей от 14 июля 2015 г. Так, в марте 2014 г., через несколько месяцев после достижения временного соглашения по иранской атомной проблеме с «шестеркой» международных посредников, главы МИД ИРИ и РБ созвали пресс-конференцию в Тегеране, на которой огласили свое видение влияние иранского атомного кризиса на двусторонние связи. Как сказал белорусский министр В.Макей, его страна удовлетворена  достижением временного соглашения. По мнению В.Макея, окончательное урегулирование атомной проблемы Ирана поможет реализации экономического сотрудничества между Ираном и Беларусью. Ныне, сказал министр,  оно не соответствует потенциалу двух стран, измеряясь цифрами годового взаимного товарооборота всего в 60 млн. долларов. «Против каждой из наших стран действуют санкции, и это нас объединяет. На Запад должен знать, что белорусско-иранские отношения не направлены против третьих стран, а служат нашему общему благу». На этой встрече глава белорусского МИДа вновь подчеркнул значение для Минска диалога с Ираном: «Беларусь стремится иметь долговременные отношения с ИРИ: с нашей точки зрения Иран – наш самый дружественный и основной партнер в ближневосточном регионе». Его мысль продолжил иранский коллега М.-Дж.Зариф: «Из-за постоянного иностранного давления на обе наши страны, особенно в последние годы, мы сталкиваемся с серьезными вызовами в экономической сфере, но это не уменьшает нашей решимости поддерживать друг друга, тем более, что руководство наших стран убеждено в необходимости развития нашего диалога в различных направлениях. Наше сотрудничество развивается и в сфере безопасности, и в оборонной сферах, и оно никоим образом не направлено против какой-либо третьей страны, а диктуется лишь нашей близостью и общностью целей».

На этапе после принятия временного соглашения высказал свое мнение и президент Беларуси А.Лукашенко. Беседуя с главой иранского МИДа М.Дж.Зарифом, он решительно осудил санкции и признал их неэффективными. Полагая, что постепенное снятие санкций открывает Ирану дорогу к восстановлению экономических отношений с традиционными партнерами, белорусский президент сказал, что обе дружественные страны должны расширять масштабы сотрудничества. «Беларусь верна взятым на себя обязательствам, вытекающим из подписанных соглашений и договоров. Экономические отношения двух стран должны быть соразмерны политическому диалогу».

Глава МИД ИРИ М.Дж.Зариф, в свою очередь, назвал введенные «некоторыми странами Запада» против Ирана санкции незаконными, противоречащими международным правовым нормам, отметив, что несмотря  на санкции, обе страны могут развивать свое стратегическое сотрудничество в торгово-экономической сфере. М.Дж.Зариф обратил внимание и на моральную подоплеку санкций, назвав их несправедливыми и противоречащими международным правовым нормам: «Страны Запада должен осознать, что санкции, совсем не украшают их, но именно поэтому переговоры в формате 5+1 достигнут результата». И тогда, резюмировал глава МИД ИРИ, иранские компании, в том числе – частные, продолжат участвовать в реализации экономических проектов в Беларуси, к чему они уже сегодня готовы. Эту же мысль высказал на встрече с главой белорусского МИДа В.Макеем патриарх иранской политики, экс-президент страны Али-Акбар Хашеми-Рафсанджани. Принимая высокопоставленного гостя у себя в Тегеране после подписания временных договоренностей, А.А.Хашеми-Рафсанджани сказал: «Иран убежден в необходимости укрепления сотрудничества с Беларусью в сфере политики, культуры, экономики. Хотя в последние годы обе наши страны ввиду злодейской политики некоторых стран Запада находятся под действием санкций, наши отношения находятся всегда в состоянии развития».

Республика Беларусь оперативно откликнулась на подписанное 14 июля 2015 г. в Вене постоянное соглашение по урегулированию атомного кризиса вокруг ИРИ, приветствовав «договоренности по иранской ядерной программе, достигнутые «шестеркой» международных посредников и Ираном». Как было сказано в заявлении МИД РБ, «нахождение компромисса по этому вопросу укрепляет международную безопасность, не нарушая имеющегося у Ирана права на развитие мирной ядерной энергетики, и является ярким подтверждением возможности решения политическими и дипломатическими средствами даже самых сложных международных кризисов». Понимая, что выход из ядерного тупика не будет легким, белорусское дипломатическое ведомство проявило осторожный оптимизм, заявив, что оно надеется, что как ИРИ, так и шесть мировых держав не допустят нарушения достигнутых договоренностей, смогут преодолеть возможные внутриполитические помехи на пути имплементации найденного решения и не допустят срыва за счет невыполнения взаимных обязательств. Как надеются в МИД РБ, снятие экономических санкций против Ирана разморозит ряд белорусско-иранских проектов, реализация которых была невозможной в период санкций, как, например, ирано-белорусский проект по разработке месторождения нефти Джофейр на территории ИРИ.

Последнее утверждение не является неожиданным. В Беларуси не раз высказывали мнение о том, что после подписания соглашения по иранской атомной программе двустороннее сотрудничество получит дополнительную динамику. Такие планы были озвучены в очередной раз на встрече президентов двух стран в кулуарах Саммита ШОС в Уфе 9 июля 2015 г. Белорусский лидер на этот раз подытожил итоги диалога двух стран, заявив, что страны пережили весьма сложные времена в двусторонних отношениях, связанные с внешними претензиями, санкциями, давлением. В преддверии подписания венских договоренностей президент Беларуси отметил, что открываются хорошие перспективы, где есть место углублению сотрудничества. Такое утверждение нашло понимание у президента ИРИ, который отметил «заинтересованность своей страны в развитии отношений с Беларусью, акцентировав внимание и на том, что в этом есть и личный мотив: «У нас как лично с вами, так и с Беларусью всегда складываются очень дружественные отношения».

Беларусь не раз высказывалась и по поводу того, что она будет поддерживать иранскую атомную программу и после имплементации окончательного соглашения. В частности, такую возможность Минску представляет Международное агентство по атомной энергии – МАГАТЭ. Беларусь избрана в Совет управляющих МАГАТЭ на период 2015–2017 гг. В марте 2016 г. в заседании Совета управляющих МАГАТЭ, которое прошло в штаб-квартире агентства в Вене, приняла участие белорусская делегация во главе с заместителем министра иностранных дел В.Рыбаковым, представителем Беларуси в Совете. На этот раз Совет управляющих МАГАТЭ рассмотрел проекты двух ключевых докладов «Обзор ядерной безопасности-2016» и «Обзор ядерных технологий-2016». Представитель Беларуси поддержал Иран в вопросе о проверке и мониторинге в Иране в свете резолюции Совета Безопасности ООН 2231 (2015). Беларусь в числе 116 стран участников Движения неприсоединения поддерживала ядерную программу ИРИ, заявляла о вере в ее мирный характер и всесторонне поддерживала Иран с площадки ДН в овладении современными ядерными технологиями.

Много схожего в позициях двух стран по поводу ситуации на Ближнем Востоке. Идентичность взглядов на ситуацию на Ближнем Востоке проявляется и в позиции по Сирии, ввергнутой с весны 2011 г. в пучину гражданской войны. На различных этапах сирийского кризиса Минск занял проиранскую  позицию, заявив, что не приемлет «последние угрозы США по поводу воздушных атак на цели в Сирии и приветствует международные усилия противостоять  новому обострению ситуации на Ближнем Востоке». В 2013 г., в преддверии введения в действие международного плана по снижению уровня угрозы применения сирийским президентом Б.Асадом своих арсеналов химического оружия, Минск заявил, что поддерживает российский план размещения сирийского химического оружия под международным контролем. Как писала белорусская пресса, Минск надеется на реализацию такого плана, инициированного совместно США и Россией с тем, чтобы не допустить воздушную атаку на Сирию, на которую ООН не дала своего разрешения,  желая предотвратить дополнительные жертвы среди мирного населения. Идентичность позиций Ирана и Беларуси по сирийской проблеме подчеркнул и экс-президент страны Али-Акбар Хашеми-Рафсанджани. Во время белорусско-иранских встреч в разном формате стороны высказываются за дальнейшую гармонизацию подходов двух стран в решении региональной проблематики. На сегодня можно констатировать, что политические консультации по региональной проблематике помогают преодолевать кризисные явления. Это особенно полезно в нынешних условиях региональной нестабильности, когда регион буквально сотрясают кризисные явления. По словам спикера иранского парламента А.Лариджани, «есть объективные трудности, ведущие к тому, что потенциал развития наших отношений действенным образом не используется. Мы знаем, что есть страны, порождающие такую ситуацию. Но важно то, что наши обе страны в лице своего руководства являются независимыми, самостоятельно решающими международные вопросы и не подпадающими под влияние международных диктаторов».

Для политического диалога двух стран важно и их продвижение в направление укрепления статуса в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Во время саммита ШОС в Уфе (Россия) в июле 2015 г. был подписан документ о предоставлении Беларуси статуса наблюдателя. Заявку Минск подал еще в 2005 г., обладая с 2010 г. статусом партнера по диалогу с ШОС. В новом статусе она отныне занимает в ШОС равные позиции наряду с Ираном, Афганистаном и Монголией. По словам генерального секретаря ШОС Д. Мезенцева, «Беларусь, получив статус наблюдателя в ШОС, сможет предложить свои инициативы, а сама организация в этом случае укрепится».  Новый статус дает Беларуси, как и Ирану, в основном имиджевые преимущества, сигнализируя о возможности участия в той или иной степени в работе достаточно авторитетной международной организации. Кроме того, Беларуси, не участвующей в ряде форумов на европейском направлении, не окажется лишним возможность обсуждения разных вопросов даже в кулуарах ШОС. В статусе наблюдателя Беларусь стала вровень с Ираном, что увеличивает возможности контактов с Тегераном еще в одной плоскости. Кроме того, по уставу ШОС предусмотрен переход из наблюдателей в полновесные члены организации, что даст Ирану и Беларуси возможность интеграции в рамках этой структуры. На июнь 2016 г., время проведения саммита ШОС в Ташкенте, имелось принципиальное согласие всех 6 стран-членов организации на прием ИРИ, однако «появились определенные нюансы, которые препятствуют незамедлительному рассмотрению этой заявки». Однозначно о праве Ирана на повышение статуса в ШОС заявила устами своего президента В.Путина лишь Россия: «Иран полностью готов к членству в организации, а после подписания ядерного соглашения больше нет причин отклонить его заявление». Хотя ранее сообщалось, что прием в ШОС Ирана планируется при первом же расширении организации, однако в Ташкенте этого не произошло. Несомненно, все же потенциально возможное в недалеком будущем пополнение ШОС за счет Ирана и Беларуси положительно скажется на диалоге двух стран, в том числе – в политической сфере.

52.35MB | MySQL:103 | 0,463sec