Кончина Ш.Переса и ее отражение в иранской прессе

Антиизраилизм, борьба  с сионистским врагом, то есть Государством Израиль, является, как не раз заявляли в Тегеране, главным по значимости аспектом внешней политики Ирана. Израиль определяется лидерами исламского режима как экспансионистское и агрессивное по своей сути государство,  обладающее антиисламским характером. В таком качестве, считают в ИРИ, Израиль представляет стратегическую угрозу региональному балансу сил и исламскому сообществу. Разумеется, все происходящее в Израиле, вызывает интерес в Иране. Однако иранские СМИ, за редким исключением,  создали извращенный и далекий от реальности образ страны, которая достойна быть уничтоженной, страдания народа которой вполне закономерны и необходимы, ибо это, по мнению иранских СМИ, является ответом на неоспоримое зло, причиняемое Израилем палестинскому народу. Вот и кончина в ночь на 28 сентября такого государственного деятеля, каким был Шимон Перес, вызвала в Исламской Республике не совсем поддающуюся обычной логике реакцию. Мы рассмотрим отражение этого печального для Израиля и мирового сообщества события в некоторых иранских СМИ в день смерти Ш.Переса – 28 сентября 2016 г.

Как написала газета «Эбтекар», смерть Шимона Переса обрадовала «многих из нас, как и жителей Палестинской автономии».  Другая ежедневная газета — «Эттемад»  вместила всю свою реакцию всего в несколько слов:«Шимон Перес – конец дороги». Популярное в Иране студенческое информационное агентство ИСНА достаточно подробно и оперативно откликнулось на смерть Шимона Переса, сообщив, что в его послужном списке есть и должность «министра войны». Разумеется, речь идет о посте министра обороны, но в иранских СМИ принято использовать именно такое обозначение, намекающее на определенный милитаризм еврейского государства. «На этом посту он работал дважды в разные периоды». Точно так же, в соответствии с принятой в исламском Иране традицией антиизраилизма, в цитируемой заметке не употребляется слово «Израиль», а вместо него всюду идет фраза «сионистский режим».  Как пишет ИСНА, Ш.Перес занимал самые важные посты в своей стране, побывав и президентом, и главой правительства, МИДа, ряда других министерств. Сообщая о том, что в 1994 г. Шимон Перес вместе с тогдашним премьер-министром Израиля Ицхаком Рабином и лидером Организации освобождения Палестины Ясиром Арафатом получил Нобелевскую премию мира за продвижение процесса Осло, иранское СМИ уточняет: «Несмотря на то, что сионистский режим и аффилированные с ним СМИ пытаются представить миру Переса как миролюбивого деятеля, стремящегося к примирению с палестинцами, этот человек немало сделал для геноцида палестинских арабов и попрания их законных прав. Именно этот человек стоял  у колыбели создания в стране военной атомной программы, за что получил титул «инженер израильской атомной программы»». Скончавшийся политик, пишет ИСНА,  много сделал для милитаризации «сионистского режима»: «Благодаря его усилиям страна под покровом секретности обзавелась арсеналом атомного оружия, что служит серьезным сдерживающим факторов в ее позиционировании на Ближнем Востоке».

В Ливане, пишет далее ИСНА, имя Ш.Переса ассоциируется с инициированной «сионистским режимом» военной операцией апреля 1996 г. под  кодовым названием «Гроздья гнева». Именно Ш.Перес, тогдашний глава израильского правительства,  отдал приказ на ее реализацию, в ходе которой воздушной бомбардировке подверглись ливанские города и села.

ИСНА не пишет о том, что целью операции было покончить с постоянными провокациями боевиков проиранской военизированной организации  «Хизбалла» с ливанской территории против северных регионов Израиля, когда гибли ни в чем не повинные израильские мирные жители. Как пишет ИСНА, 18 апреля 1996 г. в деревне Кана в Южном Ливане Израиль подверг бомбардировке место, где под защитой миротворцев ООН укрывались сотни мирных жителей. «Именно по приказу Переса этот лагерь беженцев был подвергну зверской бомбардировке, в ходе которой погибли или были ранены более 250 человек, главным образом  – старики, женщины, дети».

Вместе с тем, как несомненное достижение ушедшего политика, ИСНА отмечает его вклад в нормализацию отношений с рядом арабских стран, в мирную динамику ближневосточного процесса. С этим тезисом решительно не согласно транслирующее позиции Корпуса стражей исламской революции (КСИР)  информагентство «Фарс».  Оно выразило свое отношение к Ш.Пересу названием комментария «Перес не был человеком мира. Мы никогда не забудем раскромсанные тела жертв Каны». Как пишет агентство, «вопреки той благостной картине, которую рисует Запад после смерти Ш.Переса, этот человек отнюдь не был миротворцем». Вспоминая о Ш.Пересе, цитирует «Фарс» слова одного из аналитиков, «мне приходят в голову не факты его деятельности на пути установления мира на Ближнем Востоке, а обезображенные тела детей, погибших во время налета израильской авиации на мирную деревню Кана в Южном Ливане. Их было почти половина из 106 погибших в том весенний день 20 лет назад». Как пишет «Фарс», Ш.Перес был прагматичным человеком, он все делал для своей карьеры, и операция в Южном Ливане была начата им с одной единственной целью – укрепить свое положение на предстоящих выборах, поднять свой авторитет после гибели И.Рабина, когда ему нежданно-негаданно, как манна небесная, достался пост главы правительства. «Увы, он потерпел поражение на тех выборах 20 лет назад, хотя продолжил свою карьеру. Но жертвы Каны не стали для него предостережением».

Более жесткую оценку деятельности ушедшего израильского политика дала одна из старейших консервативных тегеранских газет – «Кейхан». Она написала: « Палач Каны и один из архитекторов мирного процесса вознесся в ад». В отличие от других иранских СМИ «Кейхан» отмечает еще одну сторону неустанной деятельности скончавшегося израильского политика – его борьбу с Исламской Республикой Иран, который считал, что борьба с иранским исламским режимом начинается внутри страны, она ведется посредством оппозиционных сил. Ш.Перес не раз апеллировал к оппозиционным движениям, зная их деятелей по именам. Как пишет «Кейхан», Ш.Перес, как и в прежние годы, вплоть до своей кончины мечтал о свержении исламского режима, делая для этого все возможное.

Интернет-издание IranPressNews отметило такую грань его политического реноме как способность регулярно падать и вновь возрождаться к политической жизни, за что его прозвали «лузером». «Он не раз проигрывал на выборах и в политической борьбе, но при этом поднялся до самых высот израильского политического Олимпа, на котором присутствовал, несмотря на возраст, до последних мгновений своей жизни».

Однако ради справедливости отметим, что ряд иранских СМИ, как относительно либеральных, так и нацеленных на международную аудиторию, рисуют образ Ш.Переса более реалистичными  красками. Так, газета «Иранмехр» пишет, что жизнь скончавшегося политика – это неотъемлемая часть строительства Государства Израиль и самой еврейской нации. Ш.Перес был последним живым участником создания независимого Израиля, в котором все эти годы играл главные роли. Интернет – портал parstv.tv цитирует слова Ш.Переса о том, что палестинцы – «наши ближайшие соседи. Думаю, что, возможно, они станут и нашими ближайшими друзьями». К сожалению, комментирует портал, подписанные при активнейшем  участии Ш.Переса соглашения Осло, являвшиеся важнейшим миротворческим документом между палестинцами и Израилем, имели множество противников с обеих сторон. И даже Ш.Перес, который единственный из политиков Израиля занимал  в разное время оба главных поста в стране – премьер-министра и президента – не мог эффективно способствовать их реализации.

52.24MB | MySQL:103 | 0,549sec