15 августа парламент Ирака одобрил назначение министром нефти Джаббара Луэйби, ранее возглавлявшего Южную нефтяную компанию (ЮНК).
Согласие на эту кандидатуру, выдвинутую премьер-министром страны Х.аль-Абади, (а также одобрение еще четырех новых министров) ознаменовало позитивный сдвиг в политической жизни страны, которая в последние месяцы находилось в тупике.
Смена руководства ведомства может означать и новые условия деятельности для международных компаний в Ираке. Во всяком случае, первые публичные выступления нового министра свидетельствуют о его намерении внести изменения в давно сохранявшуюся неизменной систему.
Преимущества нового министра
Дж.Луэйби является выходцем из южной провинции Басра – главного иракского центра нефтедобычи. Этот факт важен сразу по ряду причин.
Во-первых, Басра является главным нефтяным центром Ирака, откуда добывается и экспортируется подавляющая часть «черного золота» страны.
За последние годы, несмотря на все неурядицы, с которыми столкнулся Ирак, нефтяной комплекс Басры продолжал развиваться.
Экспорт из южных портов лишь за последние два года вырос на 40%, почти в полтора раза выросла и добыча нефти; были построены новые технические трубопроводы, расширены экспортные мощности нефтяных терминалов (в т.ч. увеличены объемы хранилищ, введены в строй новые выносные причалы).
Несмотря на многие нерешенные проблемы, нельзя отрицать эти успехи Басры, равно как и причастность к ним Южной нефтяной компании, возглавляемой Дж.Луэйби.
Во-вторых, новый министр хорошо знаком с вопросом сотрудничества с иностранными компаниями, опять же, благодаря опыту работы в Южной нефтяной компании: в большинстве добывающих консорциумов на юге ЮНК представляет государство с долей в 25%.
Отношения с иностранцами являются одной из наиболее актуальных проблем для иракского государства.
В условиях экономического и политического кризиса Ирак не справляется с выплатами добывающим компаниям. Часть средств недавно предоставленного МВФ кредита уже потратили на погашение долгов (что крайне негативно встретила общественность), однако долги продолжают накапливаться.
Уже на протяжении нескольких лет иракцы обещают иностранцам пересмотреть условия контрактов, которые заключали еще в 2010-2012 гг., когда цены на нефть были как минимум в два раза выше сегодняшних.
Новый министр может сдвинуть дело с мертвой точки, тем более учитывая нарастающее недовольство населения по поводу «несправедливости» распределения доходов от нефти (государство, по их мнению, зарабатывает на добыче и экспорте меньше, чем иностранные корпорации).
Иностранцы уже высказывали намерение пойти на пересмотр контрактов, об этом говорили как представители европейских компаний, так и российских.
В-третьих, Дж.Луэйби имеет отличное представление и о проблемах провинции Басра, что может положительно повлиять на настроения в этом регионе.
Дело в том, что в последние месяцы Басра стала центром протестов населения[i]. Иракцы в разных населенных пунктах провинции выступали за решение наиболее острых проблем: безработицы, дефицита электро- и водоснабжения[ii].
В мае с.г. протестанты даже пошли маршем на городской совет, следуя примеру действий влиятельного шиитского лидера Муктады ас-Садра в Багдаде (захват парламента).
Из этого следует четвертый важный фактор: в отличие от предыдущего министра нефти Аделя Абдель Махди, Дж.Луэйби по всей видимости, не вовлечен в политическую конкуренцию в Багдаде.
Предшественник Дж.Луэйби до получения портфели министра был вице-президентом страны (2005-2011 гг.), боролся за премьерский пост, был активным членом проиранской партии Верховный исламский совет Ирака и даже во время пребывания на посту министра нефти с завидной регулярностью писал статьи по поводу самого широкого круга общественно-политических и экономических проблем страны.
Учитывая обострение борьбы за власть в Ираке (внутрипартийная и внтуриконфессиональная борьба уже не менее активна, чем межконфессиональная и межэтническая), отстраненность министра нефти от политики кажется как нельзя позитивным фактором.
Реакция общественности и первые заявления министра
Иракские эксперты положительно отреагировали на сообщение о назначении Джаббара Луэйби. Например, глава Iraqi Energy Institute и эксперт Brookings Institute Луэй Катыб назвал его настоящим профессионалом в области энергетики, отметив богатый опыт нового министра.
Бывший министр нефти А.Абдель Махди в своем посте в Facebook также отметил опыт и хорошую репутацию Дж.Луэйби[iii]. В таком же ключе высказывались представители иракской и курдской прессы[iv].
Авторитетное британское издание Financial Times назвала новость о назначении четырех новых министров большим успехом Х.аль-Абади[v].
Вскоре после назначения Дж.Луэйби выступил перед прессой, сделав несколько интересных заявлений.
С точки зрения работы иностранных корпораций, важным кажется намерение министра открыть для иностранцев возможность инвестировать в недавно разведанные нефтяные месторождения (ранее было разрешено участвовать в проектах лишь ранее разведанных месторождений – обнаруженных до 2003 г.), а также в уже функционирующие нефтеперерабатывающие заводы на юге и в центральной части страны.
Министерство нефти уже предложило иностранцам вложиться в четыре завода: НПЗ Басра, НПЗ Аль-Кут, НПЗ Симава и НПЗ Киркук.
Кроме того, судя по интервью министра, он серьезно настроен пересмотреть соглашения, подписанные с международными компаниями по итогам тендеров 2009-2012 гг.
Необходимость этого обусловлена, по его словам, тем, что соглашения имеют «дыры», которые позволяют иностранцам зарабатывать на добыче сырья больше, чем получает Ирак[vi].
Были сделаны заявления и по вопросу сотрудничества с Регионом Курдистан.
Широкое освещение получили слова Дж.Луэйби о том, что сложности в налаживании отношений с курдской автономией нет, есть много планов и вариантов решения споров[vii]. Министр отметил, что будет выстраивать работу с Регионом Курдистан как с частью Ирака, через уже существующие соглашения.
Курдский вопрос, действительно, является еще одной важнейшей темой в повестке дня нового министра.
Начиная с 2014 г., когда курды начали самостоятельно экспортировать нефть с месторождений Региона Курдистан и спорного месторождения Киркук, обострился вопрос распределения полученных от экспорта доходов.
В конце 2014 г. стороны достигли соглашения, в соответствии с которым курды согласились передавать государственной компании SOMO 150 тыс. барр. добываемой на Киркуке нефти для ее экспорта по трубопроводу Киркук-Джейхан взамен на получения ассигнований из госбюджета.
Однако договоренности исполняли всего несколько месяцев. А в апреле 2016 г. центральное правительство вообще отказалось экспортировать нефть Киркука через трубопровод Киркук-Джейхан.
Курды начали продавать эту нефть самостоятельно, но в августе с.г. центральное правительство отказалось работать с несколькими трейдерами, участвующими в покупке-продаже курдской нефти.
Лишь в конце августа представители Багдада и Эрбиля вновь сели за стол переговоров, предварительно восстановив прокачку нефти с месторождения Киркук[viii].
Сообщается, что стороны договорились делить доходы от продажи нефти Киркука (150 тыс. барр./день) пополам[ix].
Официально подробности договоренности не озвучили. Тем не менее, учитывая серьезную необходимость в дополнительных доходах как для курдов, так и для центрального правительства, новых споров, по крайней мере в ближайшие месяцы, ожидать не стоит.
Это соглашение сторон похоже на предыдущие договоренности и соответствует вышеупомянутому заявлению министра нефти страны.
Отметим, однако, что для решения спора с курдами стараний министра нефти совсем не достаточно, Багдад и Эрбиль договариваются по этому вопросу на уровне руководителей правительств (как это и было в конце августа с.г.).
Тем не менее, положительный настрой министра по вопросу сотрудничества с Регионом Курдистан будет нелишним фактором.
Наконец, третий блок заявлений Дж. Луэйби связан с решением внутренних проблем энергетической отрасли Ирака.
Главной задачей здесь является увеличение объемов вырабатываемой на электростанциях энергии, в том числе через направление туда попутного природного газа, который сейчас сжигается.
На это высказывание стоит обратить внимание, так как иракцы уже строят несколько электростанций комбинированного типа на юге (например, в августе была запущена электростанция Мейсане).
Кроме того, как говорилось выше, правительству необходимо снижать градус недовольства населения, которое уже давно требует решить вопрос дефицита электроэнергии.
Министр также заявил, что у него есть план повышения добычи нефти. Скорее всего, речь идет о программе увеличения отдачи на месторождениях юга[x]. Работу в этом направлении ведут иностранные компании.
Планируется и повышение вместимости нефтехранилищ в два раза по сравнению с сегодняшними показателями — до 24 млн. куб. м.
Таким образом, объемов нефтехранилищ хватит на 5 дней, вместо сегодняшних 3 – 3,5 дней.
Кроме того, министр намерен проблему зависимости от импортных нефтепродуктов.
Он заявил, что существующий по состоянию на август дисбаланс между нефтеперерабатывающими мощностями и спросом на нефтепродукты на внутреннем рынке (порядка 200 тыс. барр./день, по словам министра), будут пытаться решить в ближайшее время путем увеличения мощности переработки существующих заводов.
Также есть планы улучшить качество получаемых в результате переработки продуктов[xi].
Стоит отметить, что пока Дж.Луэйб не высказался по поводу перспектив реструктуризации системы управления нефтегазовой отрасли Ирака.
На протяжении нескольких лет обсуждается возможность создания единой Иракской национальной нефтяной компании (по примеру национальных компаний Saudi Aramco в Саудовской Аравии или Иранской национальной нефтяной компании).
В ближайшее время парламент собирался рассмотреть проект закона о создании соответствующей корпорации[xii]. Пока перспективы этого проекта неясны.
Кроме того, новый руководитель крайне расплывчато высказался по поводу роли Ирака в ОПЕК, в том числе о планах присоединения к заморозке добычи нефти, которая будет обсуждаться в Алжире в конце сентября.
По сообщениям информагентств, Дж.Луэйби обратился к международным компаниям, работающим в Ираке, с просьбой нарастить добычу перед встречей стран-экспортеров.
Эта информация не подтверждена, зато точно известно о его обещаниях в следующем году нарастить добычу на южных месторождениях Ирака.
Премьер-министр Х.аль-Абади в свою очередь заявил о намерении присоединиться к заморозке добычи нефти на уровне, достигнутом на момент встречи. При этом свое участие в переговорах в Алжире иракцы не подтвердили.
Выводы
Назначение министром Дж.Луэйби кажется вполне логичным, учитывая его богатый профессиональный опыт в управлении энергетической отраслью, прочную связь с важнейшим нефтедобывающим районом страны (а значит и иностранными компаниями там работающими), а также отстраненность от политической борьбы в Багдаде (в отличие от предыдущего министра).
С первого взгляда и исходя из доступной информации о Дж.Луэйби, создается впечатление, что он может стать примером министра-технократа, каких так хотят видеть в правительстве иракцы и особенно премьер-министр страны Х.аль-Абади.
В своих первых заявлениях Дж.Луэйби обозначил и главные направления работы:
- пересмотр условий участия иностранных корпораций в существующих и новых проектах добычи;
- решение проблемы дефицита электроэнергии через увеличение переработки попутного газа;
- открытие ряда НПЗ для иностранного участия и увеличения объемов и качества нефтепереработки;
- увеличение добычи и экспортных мощностей юга страны;
- решение спора с Регионом Курдистан.
В условиях ограниченного бюджета и политического кризиса решить все эти проблемы быстро и эффективно практически невозможно. Однако как представляется, процесс может пойти быстрее, если иракцы смогут стабилизировать финансовые потоки – наконец скорректируют контракты с международными компаниями и достигнуть четких договоренностей с курдами.
Если успех соглашения с курдами мало зависит от министра нефти, то в вопросе изменения соглашений с иностранцами он может сыграть значимую роль. За изменениями существующих контрактов могли прийти дополнительные иностранные инвестиции, способствующие решению и других обозначенных проблем.
[i] Al-Bawaba http://www.albawaba.com/news/violent-protests-errupt-near-iraq-oil-site-870508
[ii] Asharq al-Awsat http://english.aawsat.com/2016/08/article55355977/unemployed-south-iraq-protesters-ask-job-opportunities
[iii] Аккаунт Аделя Абдель Махди https://www.facebook.com/Adil.Abd.Al.Mahdi1/
[iv] Курдское агентство Rudaw http://rudaw.net/mobile/english/kurdistan/18082016
[v] Financial Times https://www.ft.com/content/ffb113b4-62eb-11e6-8310-ecf0bddad227
[vi] Выступление министра https://www.youtube.com/watch?v=GHG7H84Ofsw
[vii] Выступление министра https://www.youtube.com/watch?v=pYkiCDYvx9Q
[viii] Агентство Bloomberg http://www.bloomberg.com/news/articles/2016-08-29/iraq-agrees-with-kurds-to-start-talks-on-kurdish-kirkuk-oil-isg804mw
[ix] Asharq Al-Awsat http://english.aawsat.com/2016/08/article55357462/iraq-kurdistan-reach-agreement-kirkuk-oil
[x] О совещании комитета по энергетики Ирака с участием премьер-министра Х.аль-Абади и министра нефти Дж.Луэйби http://elaph.com/Web/Economics/2016/8/1104263.html
[xi] Выступление министра https://www.youtube.com/watch?v=w4_2uqbdKSg
[xii] Сообщение бывшего министра нефти А.Абдель Махди https://www.facebook.com/Adil.Abd.Al.Mahdi1/posts/1258226294241908