Ситуация в Судане и Южном Судане: август 2016 г.

1 августа министр сельского хозяйства и продовольственной безопасности в правительстве национального единства (ПНЕ) Южного Судана, известный оппозиционер Лам Аколь заявил о своей отставке. При этом он утверждал, что «больше не существует мирного соглашения, которое необходимо реализовать в Джубе». «Поскольку мирное соглашение умерло, и больше нет свободного политического пространства в Джубе, единственной возможностью выступить против существующего режима является соорганизация вне столицы Южного Судана», — заявил он на пресс-конференции в Аддис-Абебе. Л.Аколь призвал все формирования южносуданской оппозиции объединиться с тем, чтобы заставить режим пасть.

Л.Аколь на президентских выборах в 2010 г. был единственным противником действующего президента Сальвы Киира. Его пресс-конференция проходила в резиденции бывшего вице-президента Южного Судана и лидера повстанцев Риека Машара, укрывшегося в Эфиопии. При этом Л.Аколь отказался уточнить, присоединится ли он к повстанцам. «Р.Машар – один из лидеров оппозиции, такой же, как и я, и как ряд других персон. Сейчас мы проводим консультации с тем, чтобы решить, как нам сорганизоваться с тем, чтобы укрепить оппозицию», — сказал он.

До сих пор, несмотря на свою оппозиционность, Л.Аколь избегал повстанцев. Теперь он заявил о своей готовности поддержать все возможные варианты борьбы против С.Киира, включая вооруженную.

Р.Машар бежал из Джубы в Эфиопию после того, как в столице 8 – 11 июля прошли ожесточенные бои между его сторонниками и правительственными войсками, в результате которых погибли по меньшей мере 300 человек. Эти бои, похоже, похоронили мирное соглашение, подписанное между Джубой и повстанцами 26 августа 2015 г., формально прекратившее гражданскую войну, вспыхнувшую в декабре 2013 г., и приведшее к формированию в апреле с.г. ПНЕ. После боев в Джубе С.Киир объявил об отставке Р.Машара с поста вице-президента страны и назначил на этот пост также бывшего повстанца Табана Денга Гаи.

Как бы в подтверждение того, что мирное соглашение умерло, С.Киир 3 августа отправил в отставку пятерых министров из числа повстанцев, заменив их лицами из ближнего окружения Табана Денга Гаи. Среди отправленных в отставку министров оказался, в частности, министр водных ресурсов Мабиор Гаранг – сын героя войны за независимость Джона Гаранга. М.Гаранг – динка, как и С.Киир. Среди повстанцев – главным образом нуэр, он представлял свою народность.

Эти изменения в очередной раз продемонстрировали как раскол среди повстанцев, так и стремление С.Киира маргинализировать фракцию Р.Машара.

4 августа Верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад Аль Хусейн осудил действия солдат южносуданской армии, которые в ходе боев в Джубе 8 – 11 июля, а также после них совершали изнасилования, убийства и грабежи. Он призвал Совет Безопасности ООН принять «срочные меры» с тем, чтобы не допускать подобного в дальнейшем, а также наказать виновных.

«Мы задокументировали по меньшей мере 217 случаев сексуального насилия в Джубе в период между 8 и 25 июля», — отмечалось, в частности, в коммюнике Верховного комиссара. По его данным, больше всего досталось женщинам из племени нуэр, хотя бывшие повстанцы также отметились аналогичными деяниями. В коммюнике утверждалось также о по меньшей мере 73 убитых из числа гражданского населения. В документе признавалось, что убитых на самом деле намного больше. Понятно, что день спустя представитель южносуданской армии опроверг обвинения со стороны ООН. «Мы не получили ни одной жалобы от предполагаемых жертв насилия», — утверждал он, хотя очевидна бессмысленность подобных действий со стороны жертв южносуданских военных.

5 августа в Аддис-Абебе было объявлено, что Южный Судан согласился в принципе на развертывание на его территории воинских контингентов стран Восточной Африки, объединенных в региональной организации ИГАД. Объявление об этом сделал по завершении регионального саммита исполнительный секретарь ИГАД Махбуб Маалим. Он также сообщил, что количественный состав региональной миротворческой миссии, а также ее мандат станут объектом последующих переговоров с Джубой. Ранее С.Киир выступал категорически против развертывания новых иностранных воинских контингентов в Южном Судане. В этой связи многие наблюдатели высказали мнение, что речь идет о шаге Джубы, призванном затянуть время, поскольку обсуждение условий развертывания контингентов стран ИГАД может затянуться сколь угодно долго.

Также 5 августа комиссия ООН по расследованию атаки базы ООН в Малакале на северо-востоке Южного Судана в феврале с.г.пришла к выводу, что находившиеся на базе «голубые каски» либо сбежали со своих постов, либо отказались применить силу для защиты гражданских лиц. Согласно докладу комиссии, подобные действия или бездействие «сделали ситуацию еще более сложной».

Напомним, что 17 – 18 февраля южносуданские военные проникли в лагерь миротворцев Малакале, где укрывались 48 тысяч беженцев. Там они убили до 30 человек, свыше 120 получили ранения. Согласно авторам доклада, миротворцы оказались плохо подготовленными для отражения такой атаки и урегулирования конфликта между представителями разных народностей внутри лагеря. «Когда ситуация осложнилась, персонал Minuss на всех уровнях оказался неспособным эффективно урегулировать кризис», — констатируется в документе. Впрочем, в нем признается, что находившийся в лагере контингент миротворцев вряд ли смог бы обеспечить эффективную защиту десятков тысяч беженцев. В докладе не упоминаются национальности оказавшихся недееспособными миротворцев. Впрочем, известно, что на момент атаки в лагере были представлены военнослужащие из Эфиопии, Руанды и Индии.

Как заявил в конце июня с.г. командующий миротворческими операциями ООН Эрве Ладсус, к «голубым каскам» из Minuss будут применены определенные санкции. В частности, из состава Миссии будет выведен ряд подразделений, равно как из ее командования будет убран ряд офицеров. ООН также потребовала от Джубы предать суду южносуданских военнослужащих, причастных к этому преступлению.

8 августа США потребовали от Совета Безопасности ООН направить в столицу Южного Судана дополнительно 4 тысячи миротворцев от стран ИГАД. Предполагается, что они будут подчиняться командованию Minuss и наделены правом применять «все необходимые средства вооруженной борьбы» для обеспечения безопасности в Джубе и недопущения атак на базы миротворцев. Проект резолюции предусматривал введение оружейного эмбарго против Южного Судана в случае, если со стороны Джубы возникнут какие-либо препятствия развертыванию этого дополнительного контингента.

10 августа, как и ожидалось, Джуба отвергла проект резолюции Совбеза ООН, предложенный США. При этом утверждалось, что он «серьезно подрывает суверенитет» Южного Судана. Свои оговорки на этот счет в Совбез ООН представили также Россия, Китай, Египет и Ангола.

Тем временем 9 августа стало известно, что двумя днями ранее вновь вспыхнули бои между правительственными войсками и повстанцами, на сей раз – на юго-западе страны близ границ с Угандой и ДРК.

12 августа Уганда – союзница президента С.Киира – заявила, что не выделит свой воинский контингент в состав региональных сил в Южном Судане. Этот жест был аргументирован стремлением не давать поводов тем, кто ранее критиковал Кампалу за ее вмешательство в дела Южного Судана.

Несмотря на позицию Джубы, которая, похоже, надоела всем, 12 августа Совбез ООН одобрил развертывание дополнительных 4 тысяч «голубых касок» в Южном Судане. Эту резолюцию поддержали 11 стран. При голосовании воздержались Россия, Китай, Египет и Венесуэла. Свое согласие выделить воинские контингенты в состав региональных сил дали Эфиопия, Кения и Руанда.

15 августа перед свершившимся фактом С.Киир заявил, что он, оказывается, не против развертывания в Южном Судане дополнительного контингента миротворцев, однако при этом он потребовал более широкого обсуждения формата их присутствия.

17 августа новый вице-президент Южного Судана Табан Денг Гаи призвал своего предшественника на этом посту и бывшего союзника Р.Машара держаться подальше от политических проблем страны с тем, чтобы позволить реализовать положения мирного соглашения 2015г.

В Судане главное событие месяца состоялось 9 августа, когда наиболее влиятельные повстанческие группировки объявили, что подписали под эгидой Африканского союза «дорожную карту» по прекращению конфликтов в Дарфуре, штатах Южный Кордофан и Голубой Нил. Хартум подписал эту «дорожную карту» еще в марте в ходе переговоров в Аддис-Абебе. Этот жест со стороны повстанцев формально открыл дорогу переговорам о заключении соглашения о постоянном прекращении огня. Однако уже 18 августа ООН и Африканский союз выразили сожаление в связи с провалом переговоров в столице Эфиопии между властями и повстанцами и прекращении огня в трех регионах имеющих репутацию «горячих точек».

Уже 26 августа стало известно, что Р.Машар оказался в Судане, где прошел курс лечения по поводу неких проблем с ногой. До этого он 18 августа появился в ДРК. Было сообщено, что он на некоторое время задержится в Хартуме. Затем он планировал посетить Эфиопию, Джибути, Уганду и Кению.

В любом случае, как представляется, конфликт в Южном Судане далек от своего завершения. Да иначе и быть не может. Те, по чьей воле совершались там преступления, прекрасно понимают, что прощения им не будет. А значит, мировому сообществу надо решиться каким то образом удалить их от принятия решений. Иначе – эту страну ждут новые жертвы.

62.84MB | MySQL:102 | 0,716sec