Движение исламского сопротивления в Ираке: шиитская составляющая

Под  термином движение исламского сопротивления в Ираке речь пойдет о явлении, внешняя, военно-политическая составляющая которого известна под названием т.н. «народного ополчения». При этом, подразумеваются те его участники, которые являются приверженцами ислама шиитского толка, тем или иным образом аффилированы с действующими официальными властями Ирака.  В широком смысле этого термина, необходимо заметить, что в стране действуют и отряды сопротивления из последователей и других религий, таких как сунниты, христиане и др.

Военно-политические группировки шиитского толка (так же, как и суннитские) в настоящее время являются одной из основных политических сил в Ираке. Степень их влияния на происходящее в стране трудно переоценить. Без их участия не происходит ни одно мало-мальски значимое событие в стране, они активно представлены на фронтах боевых действий против «Исламского государства» (ИГ, запрещено в Росиии) контролируют отдельные отрасли промышленности Ирака, некоторые районы страны целиком находятся под их влиянием, им отчисляется часть нефтяной ренты и им же отданы в «кормление» доходные бизнесы. Их лидеры являются публичными персонами, чьи высказывания по тому, или иному вопросу могут оказывать существенное влияние на обстановку в Багдаде и других крупных административных центрах. По сути, не будет значительным преувеличением сказать, что то, что нам известно под названием «Народное ополчение», есть не что иное, как второе государство в государстве Ирак. И еще большой вопрос, какое из них более жизнеспособно.

Что оно представляет из себя? Это группы, или группировки, объединяющие в себе от нескольких сот до нескольких тысяч человек, с общей идеологией и вероисповеданием, зачастую, выходцев из одного, или смежных географических районов. Структурно они составлены из боевых подразделений, по-военному выражаясь, обычно, это ротные и батальонные тактические группы (сами себя они называют «бригадами», «ротами» «отрядами», «батальонами», «группами», что связано лишь с предпочтениями тех, кто эти названия придумывает, а не с численностью личного состава. Так в «Бригаде имени… кого-то» может быть, скажем, четыреста – пятьсот человек. А иные «роты» могут насчитывать по две-три тысячи бойцов), служб тылового обеспечения, медицинских подразделений, разведки и связи, инженерных компаний, занятых производством или переделкой средств вооружения и транспорта. В тесной взаимосвязи с ними находятся коммерческие структуры различной формы собственности, финансирующие добровольно, или принудительно, боевые подразделения. На вершине иерархии находятся руководящие и командные органы, отвечающие за связи с политическим, религиозным и военным руководством официальной власти, распределяющие финансирование, организующие пополнение группировок новыми членами, ведущими издательскую деятельность, агитацию и пропаганду. Примечателен социальный состав движения: основу его составляют представители т.н. «среднего» класса, мелкие торговцы, ремесленники, предприниматели, как правило, жители городских районов, военнослужащие, находящиеся в отпусках, часто вступают на месяц – два в ополчение, причем могут служить и не по своей специальности. Средний возраст 35 – 40 лет, молодежь представлена как правило не из числа учащихся. В последнее время предпринимаются усилия по переводу службы в ополчении на упорядоченную основу, формализации его структуры и придания ей большей «регулярности». Эти усилия, отражающие попытки трансформировать движение в «Национальную гвардию», закон о которой никак не может пройти слушания в парламенте страны, сталкиваются с сопротивлением руководства шиитского ополчения ограничить их властные полномочия с одной стороны, с другой же не всем бойцам нравится введение подобия армейской дисциплины и порядков. Еще одной характерной особенностью большинства из этих группировок является их опора на родоплеменные связи, традиционно имеющие особое значение и в Ираке, и в других арабских странах.

Сегодня самые крупные из этих группировок де-факто являются военизированными общественно-политическими течениями, которым еще предстоит или поглотить в себе иракские политические партии, или влиться в них, что маловероятно. Кроме собственно Ирака, ряд группировок действует за пределами страны, в Сирии, прежде всего. При этом, вопросы военной подготовки и слаживания подразделений, логистики, обеспечения транспортом и боеприпасами для стрелкового оружия, они в немалой степени решают самостоятельно. Активно ведется международное сотрудничество как с родственными группировками и политическими силами, как, например, с ливанской «Хизбалла», так и с рядом организаций и структур из Ирана, Йемена и Египта, их делегации посещают с визитами страны региона и Европы, что с этой точки зрения позволяет говорить о них как о серьезной политической составляющей и во внешних связях Ирака.

Почему уместным можно считать их обобщенное название как движение исламского сопротивления? Дело в том, что по своей мотивации, изначальному движущему импульсу, позвавшему тысячи их сторонников добровольно самоорганизоваться, а именно так обстояло дело в начале процесса, это был именно протест, сопротивление, как и внешней агрессии США и их союзников, так и внутриполитическим врагам, той же прежней государственной структуре Ирака при Саддаме Хусейне, доминированию суннитов и партии Баас в стране. Впоследствии к протестным мотивам добавились противоречия с исламскими странами суннитского толка, с курдами, с тотальной коррупцией и непрофессионализмом новой иракской государственной машины. Этакое несогласие с царящей вокруг несправедливостью. Плюс, конечно фактор ИГ, придавший второй мощный импульс  движению, которое смогло перед лицом угрозы краха страны сплотится, дополнительно усилится и, по большому счету, спасти Багдад два года назад. Да, разумеется, наготове были и «десять иранских дивизий», и в самом городе уже был КСИР, но, без отрядов того, что назвали «народным ополчением», без этих  самых шиитских военизированных группировок, катастрофа была очевидна. Отвлекаясь от темы, отметим, влияние Ирана в современном Ираке велико и разносторонне, однако далеко не так всеобъемлюще, как кажется некоторым. Между сторонами есть серьезные структурные противоречия, до поры, до времени, сдерживаемые фактором общего врага в лице ИГ, фактором США, курдским вопросом, но, они неизбежно обострятся в дальнейшем. Подобное положение вещей отражается и на формировании и оснащении шиитских группировок, среди которых есть, как и проиранские, так и независимые от иранцев, во всяком случае, «национально шиитски» ориентированные. Ведь, в действительности, главные святыни шиитов находятся на территории Ирака, а иранский Кум, это так – центр богословов типа египетского «Аль Азхара». Впрочем, никто не откажется от партии оружия или боеприпасов, щедро поставляемых Ираном.

Следует упомянуть и о проблемах. В существовании и управлении ополчения весьма значительна роль личности. Лидеры группировок иногда авторитарны, единоличны в принятии решений, что определяет частые случаи раскола и исхода их членов в другие отряды, или отпочкование в новые, иногда «дочерние», а иногда и самостоятельные группы. Немаловажную роль в их повседневной деятельности играет финансовый фактор. Распределение жалования, пособий, выплачиваемых семьям бойцов, в том числе и погибших нередко служит предметом ожесточенных разборок среди руководителей группировок. Есть и ревность к успехам и влиянию друг друга, личные амбиции, местечковость и кумовство. Это усложняет общее руководство ими при осуществлении военных операций в их секторах ответственности, взаимодействие с частями федеральной армии и полиции, хоть и улучшившееся в ходе последних по времени операций по взятию Эль-Фаллуджи и Рамади, оставляет желать лучшего. Вопросы военной подготовки и выучки, дисциплины, морального духа, стойкости также не являются теми областями, где отряды ополчения могут похвастаться высокими результатами. Это наглядно было продемонстрировано в боях в Рамади, в той же Эль-Фаллудже, в провинциях Найнава и Салах эд-Дин, в ходе столкновений с курдами у Киркука и  в Сирии. Поэтому ставка делается на повышение огневой мощи, отсюда все эти многочисленные «опыты» с газо-балонно-ракетометами на шасси грузовиков, в создании которых некоторые группировки добились значимых результатов и уже подбираются по уровню решений к РСЗО «Град» первых моделей.

К слову, история создания подобных «парамилитаристких», или «иррегулярных», как еще могли бы назвать подобные группировки европейцы в Ираке имеет свою историю и до начала войн в Заливе. Ополчение, как феномен, зачастую появляется тогда, когда само государство уже или мало дееспособно, или терпит военно-политические трудности, или приближается к краху. Собственно, так было и в России, в Смутное время.

Первый постколониальный иракский опыт создания отрядов ополчения относится к периоду 1963 года и тогда государство, структуры партии Баас, иракского крыла Партии арабского социалистического возрождения, выступило инициатором его создания. Это была т.н. «Национальная гвардия». Далее, во время войны с Ираном, 1980 – 1988 гг., существовала «Народная армия». По сути, это был вооруженный и относительно подготовленный резерв для регулярной армии, использовавшийся для пополнения потерь и выполнения некоторых вспомогательных функций: охраны тыловых объектов, обеспечения режима и задач гражданской обороны. Июль 2003 года стал началом создания Движения исламского сопротивления в Ираке, ознаменовавшийся учреждением «Армии Махди», или армии «скрывшегося пророка». К 2005 году, после падения режима С.Хусейна и оккупацией страны силами международной коалиции, в стране насчитывалось до 268 вооруженных формирований, как шиитов, так и суннитов, вступивших как в борьбу с оккупантами, так и в междоусобные столкновения. Все они отражали пестрый политический состав Ирака, и по сути, из отрядов самообороны и партизан превратились в некое подобие отрядов средневековых кондотьеров, активно вмешивавшихся в борьбу за власть и финансы. Такое положение дел сохранялось до конца правления премьер-министра Н.аль-Малики в 2014 году. К тому времени оформились в крупные и самодостаточные группировки такие формирования, как «Асаиб Ахаль Аль Хак», движение «Аль Нуджаба», движение «Аль Бадр».

В бюджете 2016 года на финансирование «народного ополчения» выделена сумма из расчета 110 тысяч бойцов. В действительности, их общее количество меньше и трудно определимо. Примерные оценки составляют около 50–75 тысяч человек (в военизированных формированиях).

Итак, наиболее крупные и влиятельные группировки, входящие в состав сил «народного ополчения». Численность постоянного состава военизированных отрядов – от 3 тысяч человек и выше.

«Асаиб Ахаль Аль Хак» («Лига праведных») — откололась от «Армии Махди» в 2007 году. Основатель – шейх Кэйс аль-Хазли. Поддерживается Ираном и сотрудничает с структурами КСИР. Основной состав – жители городов Неджеф и Кербела.

 

Движение «Аль Нуджаба» — руководитель шейх Акрам аль-Кааби. В свою очередь, вышло из рядов «Асаиб Ахаль Эль Хак» в 2013 году. В основном включает уроженцев г. Неджеф. Менее «ирано-ориентированное».

 

Обе группировки активно участвуют в боевых действиях в Сирии на стороне правительства Б.Асада. Численность экспедиционных отрядов оценивается от 3 до 5 тысяч человек. В основном действуют как мотопехота. Имеют легкую артиллерию, безоткатные 107 мм орудия на джипах, ПТУРы и легкие РСЗО китайского и иранского производства, ЗПУ и крупнокалиберные пулеметы на внедорожниках.

 

Организация «Аль Бадр». Основана в начале 2012 года, лидер – Гади аль-Амири. Ранее, являлась военным формированием Высшего исламского совета, во времена пребывания последнего в Иране. Курируется и поддерживается МВД Ирака. Актив организации включает в себя старых противников режима С. Хусейна и весьма враждебно относится к суннитским племенам центральных и западных районов Ирака. Многие участвовали в восстаниях «болотных арабов» на юге Ирака в начале 1990-х гг. Активно участвовала в боях у Рамади и в освобождении г. Эль-Фаллуджи. Костяк организации составляют выходцы из южных иракских провинций. Располагают хорошо подготовленными артиллерийскими подразделениями и наиболее грамотно действуют в боях против ИГ и союзной последнему части суннитских племенных формирований. За пределами Ирака не воюет. Не в очень хороших отношениях с «Армией Махди» и ее основателем шейхом Муктадой ас-Садром, в силу этого не особо ладит и с «Асаиб Ахаль Аль Хак». На фронтах им выделяют разнесенные участки.

«Катаиб Хизбалла» — ближайшие «родственники» ливанского движения «Хизбалла». Управляются советом, наиболее видным членом которого является шейх Хасан аль-Судани. Основана в 2007 году. Одна из наиболее многочисленных и хорошо оснащенных группировок. Располагает бронетехникой, реактивной артиллерией, инженерными подразделениями, БЛА. Участвует в боевых действиях в Сирии, как правило, инструкторами и отдельными штурмовыми подразделениями.

Лига, или ассоциация религиозных шиитских богословов из двух святынь: Неджефа и Кербелы обрела в Ираке такое влияние, что разжилась собственными группировками, часть из которых воюет на фронте, большая же занимается «удержанием территорий». То есть, полицейскими функциями, часто параллельно с федеральной полицией. К таким относятся:

«Дивизия Имама Али» (да пребудет с ним благословение)

«Бригады Али Аль Акбара»

«Роты» — Отба Аббасийя

Отба Алавийя

Отба Хуссейнийя

Увидеть их удается не часто, в силу сказанного выше, это, в основном, комендантская служба в тылу и на блок-постах на второстепенных участках, плюс поддержание режима на освобождённых или удерживаемых территориях. Они редко покидают свои вотчины. Их общее число оценивается в 2 000– 2 500 человек.

В 2014 г. от «Армии Махди» отпочковалась еще одна группировка. Это стали «Сарайя Ас Салям». Неплохо подготовленные бойцы этих «Рот мира» в основном воюют в т.н. «поясе Багдада» и к северу от города, на мосульском направлении. Их насчитывают до 3.5 тысяч человек, хотя на самом деле, количество может оказаться большим.

Также в 2014 году в структуре Высшего исламского совета были образованы «Сарайия Аль Ашура», «Сарайия Аль Джихад» и «Ансар Аль Акыда», или «приверженцы доктрины».

Та же тенденция относится и к «Катаиб Хизбалла» из которых в том же 2014 году отпочковались «Сарайя Аль Хорасани» и «Катаиб Сейд Аль Шухада». Обе они, как выходцы из «Хизбаллы», посылали своих членов в Сирию и были замечены под Алеппо и Идлибом.

Эти формирования уже имели более-менее территориальный характер комплектования и объединяли в себе уроженцев отдельных районов и пригородов иракской столицы.

Развитие парламентаризма в Ираке и рост количества и влияния политических партий закономерно привел к формированию и их боевых отделений. Тем более, что к тому времени под эти цели уже начали выделять какое-никакое, но финансирование. Так, блок «Государство закона» контролирует отряды «Сарайя Аль Рисалийюн», под командованием шейха Али аль-Шехмани, и «Джунуд Имам Али» («Солдаты имама Али»), руководимые Ахмедом аль-Асари. Партия «Ад-Даава» («Призыв») сформировала отряды «Силы первого шахида», «Катаиб Имам Али», возглавляемые еще одним выходцем из «Армии Махди», Хаджи Али Шаблем. Политическое течение «Благородство» организовало под руководством видного религиозного деятеля шейха Аль Якуби роты «Сарайия Аш Шабаб Аль Расайлий». Все эти формирования в основном действуют в городских районах Багдада и активно участвовали в парламентском кризисе в Ираке в мае этого года, когда протестующим удалось ворваться в комплекс зданий парламента страны в районе Яффа, в т.н. «Зеленой зоне».

Более серьезным уровнем влияния и силы отличаются боевые бригады «Абу Фадыль Аль Аббас»,

под командованием шейха Уса аль-Хифаджи, бывшего активиста политического движения «Ас-Садр». Их бойцы отличились в 2015 году в боях у Абу Грейба на западе от столицы, затем принимали участие в освобождении района нефтезавода в г. Байджи. Их численность составляет около 3 000 человек.

Следует упомянуть и «Дивизию Аль Аббас». Ее бойцы участвовали в боях в Сирии. Правда в незначительных количествах.

Все вышеуказанные отряды и формирования действуют только на территории Ирака, хотя отдельные добровольцы могут попадать и в другие места, либо индивидуально, либо в составе «старших братьев». Их общее количество колеблется от 10 до 15 000 бойцов, в зависимости от оперативной обстановки вокруг Багдада, прежде всего, и на основных фронтах к западу и к северу от столицы. Они, и еще около двух десятков различных бригад «гнева», «отпора», «праведного зова», «джихада и созидания», «щита шиизма», «львов Аллаха», представляют собой основу современной политической жизни в столице, и несмотря на все предпринимаемые попытки централизации и упорядочивания  их деятельности отряды ополчения не очень-то хотят им следовать. Кроме патриотизма и веры многие идут в ополчение за куском хлеба и какой-то причастностью к силе, к коллективу, что в нынешнем бедном, раздираемом противоречиями и коррупцией Ираке значит немало. В ополчении можно получать небольшое, но жалование, при этом быть не столь привязанным к подразделению, как в армии.  Улучшение экономической обстановки со временем безусловно приведет к оттоку большого числа ополченцев назад, к своим профессиям. В целом же, основу разных отрядов ополчения составляют люди патриотичные, смелые, и многим пришлось взяться за оружие повторно, первый раз в 2003 году, а затем, в 2014, защищая Багдад от головорезов из ИГ.

В заключении хотелось бы выделить еще два аспекта. Первый– это то, что на сегодняшний день экспедиционные возможности иракского шиитского движения сопротивления в Сирии достигли своего предела.  Военный эффект от такой деятельности т. н. «паломников» ограничен и не сможет самостоятельно переломить ход боевых действий в Сирии в пользу режима. Это объясняется самой природой ополчения: оно воюет дома, на своей земле и неохотно действует вдали от своих территорий. Да еще и в наступательных действиях. Второй  – это вклад формирований ополчения в восстановление и развитие военной промышленности в Ираке, где были за короткое время достигнуты впечатляющие результаты.

62.88MB | MySQL:102 | 0,659sec