Пакистан: Наваз Шариф и судейское сообщество на начальном этапе избирательного марафона

22 поправка к Конституции 1973 г., вступившая в силу еще в  мае 2016 г., дала старт предвыборной кампании в Пакистане.   Всеобщие парламентские выборы в стране  должны состояться в мае 2018 г.

Еще на стадии подготовки законопроекта был достигнут консенсус 34  членов  Комитета по избирательной реформе.     Внесены изменения в статьи Конституции 1973 г. 81, 211, 213, 215, 217, 218, 219 и 222. 22-ая поправка  устанавливает новый порядок назначения членов Избирательной комиссии (ИК) и  Главного комиссара ИК . На этот пост вправе претендовать судьи Верховного суда (в отставке) или старшие чиновники, или технократы, чей возраст на момент выдвижения на пост главного комиссара, не старше 68 лет.  Согласно прежним правилам на пост Главного комиссара вправе претендовать представители судебного сообщества.  Кандидатура утверждается главой кабинета министров при одобрении парламентской оппозиции.  В тексте поправки к конституции также указано, что в случае отсутствия  согласия между премьер-министром и лидером оппозиции о кандидатуре  на пост  комиссара Избирательной комиссии, каждая сторона, и премьер-министр, и оппозиция  в письменном виде направляют имя своего кандидата в парламентский комитет по конституционной реформе для рассмотрения.  Комитет вправе одобрить  одного из них.

Главным комиссаром ИКП назначен  судья Сардар Мухаммад Реза В   состав Центрального комитета ИК  также входят четыре члена, представители от каждой провинции; срок их полномочий пять лет. Каждые два с половиной года обновляется половина состава  ЦК ИК.   В свою очередь, члены ЦК ИКП вправе  предлагать  четыре  кандидатуры  в состав Избирательной комиссии.

В настоящее время в Избирательной комиссии  зарегистрировано 333 политических партии,      которые вправе выдвигать своих представителей в нижнюю палату Национальной ассамблеи. До настоящего времени ни одна из них не приступила к активной борьбе за голоса избирателей и разработке партийных программ.

Однако в пакистанских СМИ  набирает обороты так называемая антишарифовская кампания. Миан Мухаммад Навах Шариф, премьер-министр Пакистана, одновременно является лидером правящей политической партии Пакистанской мусульманской Лигой Наваз (ПМЛ Н). В 2013 г. его партия одержала победу на парламентских выборах, и он в  третий раз возглавил кабинет министров Пакистана. Наваз Шариф  опытный политик, и к критике парламентской оппозиции относится снисходительно, если она не получает поддержку улицы. На международной арене он зарекомендовал себя политическим тяжеловесом, способным развернуть широкомасштабную кампанию  привлечения внимания к  позиции Исламабада по таким острым вопросам как Кашмир.

Два государственных института страны – федеральная армия в лице генералитета и судейское сообщество оказывали в прошлые годы и оказывают  в настоящее время эффективное  влияние на внутреннюю и внешнюю политику, проводимую Наваз Шарифом, и лично его судьбу. О его разногласиях по отдельным вопросам с генералитетом  мы неоднократно  писали. Со временем возникшие разногласия только усугубились.

Судейское сообщество Пакистана, неоднократно помогавшее Н. Шарифу в годы, когда он находился в лагере политической оппозиции (1999 – 2013 гг.), в настоящее время развернуло  кампании  по отстранению его от власти. Первый вызов был брошен  весной 2016 г. в связи с так называемыми панамскими документами.  Финансовые счета клана Шарифов были обнаружены в оффшорах и преданы огласке. Оппозиция возмущалась, требовала отставки премьера. С согласия самого главы федерального кабинета министров была сформирована парламентская  комиссия по расследованию  утечки капитала,  она работает, но как информируют местные СМИ, требуется много времени до получения официальных результатов.

Второй этап антишарифовской кампании  инициировал Ифтихар Мохаммад Чаудхри, бывший  Главный судья Верховного суда Пакистана. Это знаковая фигура  не только в судейском сообществе, но в политической жизни страны в последние десять лет.  Именно он сумел противостоять  генералу-президенту Первезу Мушаррафу в 2006 г. , и опираясь на законодательство,  был восстановлен в должности Главного судьи после его увольнения главой государства. Именно И.Чоудхри  поддерживал Наваз Шарифа  после его возвращения  в Пакистан в октябре 2007 г. из политической ссылки.  И именно И.Чоудхри  премьер-министр Наваз Шариф  «обещал» пост Главного комиссара ЦК ИК. Но назначение не состоялось, и бывший главный судья Пакистана Ифтихар Мохаммад Чаудхри подал петицию в суд, настаивая на дисквалификации  премьер-министра Наваза Шарифа.

На сей раз премьеру инкриминируется неуплата налогов на недвижимость за рубежом, в частности его на его владения в Великобритании.  До настоящего времени судейское сообщество  в значительной степени «играло» на стороне  Н.Шарифа.  Но, как  заявляют многие в Пакистане, это может измениться, так как значительная часть из видных членов партии ПМЛ Н под подозрением  в коррупции. Сам глава кабинета министров может столкнуться с повышенной  вниманием судейского сообщества в случае, если Верховный суд согласно процедуре инициирует  слушания, связанные с пересмотром  дел о банковских кредитах, по которым его семья «…не выполнила свои обязательства» (прекратила платежи) в начале 1990-х гг. С этой точки зрения  Наваз Шариф уязвим  для судебных органов страны, и  это вопрос может стать оружием для политической оппозиции.

53.4MB | MySQL:103 | 0,553sec