О продолжении военно-технического сотрудничества КНР и Алжира

По информации СМИ КНР, 12 июля 2016 г. на судостроительном предприятии «Худун-Чжунхуа» в г.Шанхай состоялась церемония передачи ВМС Алжира третьего сторожевого корабля (СКР) проекта С28А с бортовым номером 922. Первые два корабля этой серии были переданы алжирским заказчикам 15 августа 2014 г. и 26 января 2016 г.

Китайские специалисты отмечают, что это второй (после Пакистана) по успешности проект сотрудничества с иностранным государством в области поставки техники для нужд ВМС.

СКР С28А имеет длину 120 м, нормальное водоизмещение – 2880 тонн. Корпус корабля выполнен с учетом требований по снижению радиолокационной заметности, поскольку китайские кораблестроители провели испытания собственных РЛС по обнаружению крупноразмерных надводных целей. Создание более монолитной палубной надстройки с минимальным количеством стыков бортовых панелей  позволило оптимально разместить оборудование для радиоэлектронной борьбы.

Представляется возможным указать следующие особенности конструкции нового СКР 28А.

Первое, вывод выхлопных газов осуществляется у ватерлинии корабля, что позволяет снизить тепловую заметность вследствие отсутствия выхлопного коллектора. Хорошие показатели С28А в вопросе скрытности позволяют ему успешно выполнять задачи по борьбе с противокорабельными ракетами вероятного противника. Кроме снижения заметности за счет применения подобной схемы построения выхлопного коллектора был высвобожден объем для размещения другой полезной нагрузки корабля.

Применение высокопроизводительного судового дизельного двигателя позволило уменьшить физические размеры корабля в сравнении со стандартными СКР ВМС НОАК проекта 054, которые имеют в длину 134 м.

Второе, при проектировании корабля китайские конструкторы впервые использовали английскую  систему измерений и тем самым вышли на новый уровень создания надводных боевых кораблей, поставляемых на экспорт. Подобное решение открывает для предприятий ОПК КНР новые горизонты в области поставок техники для ВМС во всем мире.

Третье, по данным Китайской промышленной судостроительной корпорации и НИИ океанического проектирования на СКР С28А впервые применена новейшая комплексная система управления (КСУ) кораблем отечественного производства, которая позволяет применять весь комплекс бортового вооружения. Следует отметить, что китайские конструкторы и инженеры смогли «довести до ума» все компоненты корабля, которые спроектированы и изготовлены в КНР. На примере СКР С28А представляется возможным утверждать, что в КНР решена проблема импортозамещения в национальном кораблестроении.

При этом некоторые китайские наблюдатели отмечают, что КСУ китайского производства объединяет импортные комплектующие, а именно, трехкоординатную РЛС производства компании Thales (Франция), навигационную РЛС Eagle Eye (пр-во компании «Kelvin Hughes», Великобритания) и системы связи германского производства с вооружением корабля. Выбор алжирскими покупателями западного радиоэлектронного оборудования указывает на низкий уровень китайской продукции в этих секторах, тем более что ВМС Алжира уже эксплуатируют несколько кораблей, оснащенных европейским оборудованием. В данном случае наблюдается рациональный подход алжирских покупателей в вопросе организации обслуживании и ремонта корабля в течение всего срока службы.

Отдельного внимания заслуживает система кондиционирования СКР С28А: повышен уровень комфорта для экипажа, который будет нести службу в суровых температурных условиях африканского побережья. Поступление кондиционированного воздуха в помещения организовано рационально и позволяет поддерживать комфортную температуру даже в вертолетном ангаре.

В отношении вооружения СКР С28А необходимо отметить следующие.

В носовой части установлено проверенное временем автоматическое орудие кал. 76 мм, которое при необходимости можно заменить на артиллерийскую установку (АУ) кал. 100 мм. За АУ на надстройке верхней палубы смонтирована пусковая установка ЗРК малой дальности FM-90N на восемь зенитных ракет. Данная ЗРК входит в комплект вооружения СКР первой версии проекта 054, а также эсминцев проектов 051Б и 052А. Китайские специалисты отмечают, что данный комплекс был выбран алжирскими покупателями по причине компактных размеров и отсутствия вероятности массированных налетов авиации ВВС стран вероятного противника.

В центральной части корабля установлено четыре пусковых установки противокорабельных ракет С-802А. По информации журнала «Наука и техника оборонной промышленности» данные ПКР обладают следующими тактико-техническими характеристиками:

длина – 6,392 м;

калибр – 360 мм;

вес – 715 кг;

дальность пуска – 120 км;

скорость полета – 0,9 МАХа;

высота полета на основном участке полета – 20–30 м;

высота полета на конечном участке полета – 5–7 м;

наведение: инерциальное и активное радиолокационное (на последнем участке полета).

Известно, что данные ПКР приняты на вооружение в ВМС Бангладеш, Индонезии, Таиланда, Исламской Республики Иран и Пакистана. Также существуют варианты ПКР С-802А для пусков с самолетов и береговых мобильных ПУ с колесной формулой 6х6.

В отношении радиоэлектронного оборудования СКР С28 следует указать, что на основной мачте корабля в четыре уровня установлены следующие РЛС:

на 1 уровне – РЛС управления огнем ЗРК FM-90N и оптико-электронная система сопровождения;

на 2 уровне – РЛС управления огнем «тип 364» (пр-во КНР);

на 3 уровне – две навигационные РЛС Eagle Eye;

на 4 уровне – трехкоординатная широкополосная поисковая РЛС SMART-S Mk2, предназначенная для поиска надводных и воздушных целей.

Также по обеим сторонам мачты установлены антенны системы радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы.

На второй мачте, интегрированной в корпус вертолетного ангара, установлены РЛС управления огнем артиллерий и система оптического наблюдения/слежения за обстановкой. На верхнем уровне мачты установлена антенна в круглом корпусе диаметром 3 метра. Китайские специалисты отмечают, что на верхнем срезе вертолетного ангара установлено четыре
12-ти ствольных ПУ для тепловых помех, что позволяет защищать корабль от массированного применения ПКР с тепловым наведением.

Следует отметить, что в районе вертолетного ангара размещены по бортам два трехтрубных торпедных аппарата (ТА) кал. 324 мм, что позволяет использовать внутренние помещения ангара для хранения торпед и быстрого перезаряжания ТА в случае необходимости. Подобный подход в конструировании внутреннего пространства позволяет оптимально использовать верхнюю палубу корабля, что отличает С28А от легких корветов проекта 056 и СКР проекта 054. Именно опыт эксплуатации последних позволил найти оптимальные конструктивные решения для кораблей, поставляемых на экспорт.

Кроме того, на крыше вертолетного ангара размещено две зенитные  установки рубежа самообороны корабля «Тип 730» (семиствольные автоматические пушки кал 30 мм). Подобное размещение позволяет уменьшить размеры и водоизмещение корабля, а также уничтожать воздушные цели (аэродинамические и баллистические) с бортов и со стороны кормы. Единственный минус подобного размещения зенитных систем – явное ослабление ПВО корабля в носовой части, которая обеспечена только ЗРК FM-90N. В случае воздушного/ракетного нападения на корабль экипаж должен сначала воспользоваться ЗРК, затем АУ кал. 76 мм и только после выполнения поворота применить ЗУ «Тип 730».

Основным плюсом СКР С28А можно назвать наличие вертолетной палубы длиной 28 м., которая позволяет базировать на корабле вертолет взлетной массой до 15 тонн, а именно ЕН-101 (пр-во компании Augusta Westland, Великобритания/Италия). Длина вертолета составляет 22,81 м. диаметр несущего винта – 18,59 м.

Таким образом, данное воздушное судно может как обеспечивать перевозку личного состава/грузов, так и выполнять задачи противолодочной обороны в зависимости от модификации.

Китайские специалисты подчеркивают, что при конструировании СКР проекта С28А были решены вопросы, характерные для кораблей проектов F22P и F25T, которые являются экспортной версией устаревшего сторожевика проекта 053Н и поставлялись в разные годы для ВМС Пакистана и Таиланда. В настоящее время у китайских инженеров есть проект дальнейшей модернизации СКР С28А согласно которого на корабль возможно будет установить новое и более мощное орудие главного калибра, новые ПКР, вертикальные ПУ для зенитных ракет и ракето-торпед. Кроме того, в новой версии С28А предусмотрено наличие буксируемой активно/пассивной гидроакустической станции.

Все вышеперечисленные меры позволят китайским предприятиям ОПК привлечь новых покупателей среди стран Ближнего Востока и Северной Африки и составить конкуренцию немецким (СКР проекта МЕКО200, водоизмещение 3700 тонн) и российским (корвет проекта 20382, водоизмещение 2200 тонн) кораблестроителям, которые не всегда укладываются в сроки, предусмотренные контрактами. Фактически китайские специалисты способны составить конкуренцию европейским кораблестроителям в самом популярном сегменте надводных кораблей водоизмещением от 2000 до 4000 тонн, которые выполняют основную массу задач по патрулированию морских границ, борьбе с нелегальной миграцией, контрабандой, террористической активностью и т.д.

52.39MB | MySQL:103 | 0,481sec