Алжир выбирает инвесторов для развития энергетической отрасли «в долг»

Впервые за длительное время (с момента первого президентского срока Абдельазиза Бутефлики) алжирское руководство вынуждено искать внешние заимствования. Необходимость этого шага диктуется усугубляющимся финансово-экономическим кризисом и стремительным снижением его золото-валютных резервов (со 196 млрд долларов на сентябрь 2014 г. до 114 млрд долларов на сентябрь 2016 г.).

И если в начале текущего года представители официальных властей страны лишь начинали готовить к этому общественное мнение, то теперь данные планы получают более реальные очертания.

В частности, о такой возможности упоминали не только премьер-министр страны Абдельмалек Селлаль, но и представители руководства алжирской энергетической отрасли.

Наличие в качестве спикеров по данной теме последних не случайно. Чтобы лишний раз не будоражить общественное мнение и сохранить собственные установки относительно «сохранения национального суверенитета», согласно официальной версии, подобные внешние заимствования планируется осуществить под «развитие энергетического сектора с целью увеличения добычи углеводородов».

Этим путем лидеры АНДР рассчитывают не только стабилизировать собственную нефте- и особенно газодобычу, но и заметно увеличить собственное влияние на мировом рынке углеводородов.

Вопрос состоит в том, кто именно и в каком качестве может выступить таким донором, поскольку речь идет как минимум о десятках миллиардов долларов вложений.

Согласно данным неправительственных источников, еще в конце 2014 г. представители алжирского руководства вели соответствующие переговоры со своими китайскими коллегами. Алжирские лидеры полагают, что, заимствовав у Пекина денежные средства, они в наименьшей степени рискуют «уронить» собственный суверенитет, поскольку Китай до сих пор не был замечен в навязывании своим партнерам политических установок.

Но, по имеющейся информации, они не получили в ответ «ни да, ни нет». Подобная осторожность китайских лидеров определяется сразу несколькими причинами.

Во-первых, они хотели бы получить четкие и ясные гарантии относительно сохранности своих инвестиций, равно как и оформленный статус «главного партнера» АНДР. Особенно после того, как в результате вспыхнувших в 2007 – 08 гг. коррупционных скандалов, связанных с заключением иностранными компаниями договоров с Алжиром в том числе пострадали и китайские компании, хотя, может быть, не в той мере, как это наблюдалось у прочих их конкурентов, включая российских.

Во-вторых, после ливийского «урока» и потери там крупных инвестиций в 2011 г. после краха их гаранта – режима М.Каддафи, а также дальнейшего развития кризисных процессов в других североафриканских государствах Пекин не уверен в необходимости осуществления крупных вложений в регион, в котором за пять прошедших лет риски только усилились.

И, несмотря на то, что в последние годы КНР стала главным торговым партнером Алжира, из этого также не следует, что ее лидеры готовы безоговорочно вкладывать в него инвестиции ради сохранения этого статуса. Тем более, что в основном подобные показатели определяются лишь дальнейшим увеличением реализации в АНДР китайских товаров.

И в-третьих, предварительно Пекин готов более детально рассматривать такие предложения по более активному сотрудничеству с Алжиром лишь после отмены им ограничительного законодательства по отношению к зарубежным инвесторам.

И речь здесь идет не только о стремлении КНР осуществлять свои проекты в АНДР без непосредственной «опеки» алжирских государственных структур (прежде всего это закон «51/49», согласно которому иностранный инвестор может работать в стране лишь с местными компаниями, и имея долю не более 49 процентов), но и возможностью без каких бы то ни было препятствий распоряжаться полученной прибылью, а также самостоятельно реализовывать добытые из недр страны ресурсы.

Но, несмотря на приоритетность получения именно Китая в качестве основного перспективного валютного донора, до сих пор руководство АНДР не пошло навстречу Пекину и продемонстрировало готовность найти альтернативные источники финансирования.

Так, в качестве других возможных инвесторов им рассматриваются страны Евросоюза, США и Катар. Все они непосредственно, в силу разных причин, заинтересованы в развитии алжирской энергетической отрасли.

Так, Брюсселю жизненно необходимо расширить экспорт природного газа из АНДР, чтобы диверсифицировать потоки «голубого топлива» и снизить соответствующую зависимость от России.

Катар же стремится «подобрать» соответствующий рынок Алжира, чтобы не допустить его перехода к конкурентам в рамках стратегии собственного усиления как «газовой державы», которая, как ожидается, при этом параллельно увеличит и свой политический вес на Западе.

Разница катарского и европейского предложений состоит, главным образом, в направлениях развития газовой индустрии. Если Доха стремится в первую очередь получить контроль над обычными месторождениями природного газа, то Брюссель не ограничивается этим и предлагает Алжиру «продать в долг» все необходимое, включая технологии, по альтернативной энергетике (в приоритете здесь германские и особенно французские компании). Ее внедрение, как ожидается, позволит АНДР экономить дополнительно до 20 процентов потребляемого ей объема природного газа внутри страны.

В свою очередь, США заинтересованы в развитии алжирской газо-сланцевой индустрии. Так, ранее они выражали готовность содействовать ему в решении проблемы снижения газового экспорта и развития его энергоотрасли. Правда, для этого Алжиру необходимо приобрести соответствующее оборудование и технологии на сумму до 300 млрд долларов. Эту сумму Вашингтон готов был предоставить ему на определенных условиях в долг.

Как бы там ни было, любое обращение к серьезным внешним заимствованиям, какими бы соображениями не пытались обосновать его алжирские власти, будет иметь параллельное политическое отражение в плане взятия на себя определенных обязательств, в той или иной мере ограничивающих суверенитет Алжира.

Вопрос состоит в том, с кем именно Алжир в итоге продолжит «газовую игру». Американский проект представляется наиболее рискованным с учетом имеющихся издержек – как материальных, так и экологических, а также соображений соотношения стоимости сланцевого газа по сравнению с природным.

И несмотря на то, что развитие альтернативной (в первую очередь солнечной) энергетики должно, согласно планам алжирского руководства, дать в итоге ему десятки миллиардов долларов доходов, экономические реалии могут внести в них серьезные коррективы. Во всяком случае, главным «минусом» нетрадиционной энергетики является проблема дороговизны получаемой энергии и наличие определенных трудностей относительно ее переброски на дальние расстояния – например, из Сахары, где планируется разместить основные «фотосолнечные» станции к основным потребителям на севере страны.

Учитывая всё это, можно предположить, что алжирское руководство попытается и далее вести соответствующий диалог со всеми прежними потенциальными двигателями модернизации алжирского газового рынка.

Вопрос – готовы ли они и на каких условиях идти навстречу алжирским «пожеланиям». Пока в данный момент, с учетом развития политической ситуации в мире, наибольшая заинтересованность отмечается со стороны ЕС.

52.31MB | MySQL:103 | 0,499sec