Анализ ракетного вооружения ВМФ РФ в свете военной операции в Сирии: отзывы китайских специалистов

Как известно, надводные корабли и подводные лодки ВМС РФ неоднократно наносили удары по объектам противника в Сирийской Арабской Республике (САР) с использованием крылатых ракет 3М14. Количество запущенных ракет указывает, что предприятия ОПК РФ осуществляют их серийный выпуск, а возможности применения данного типа вооружений ограничены только количеством пусковых направляющих на конкретном корабле или подводной лодке.

Специалисты НИИ вооружения ВМС НОАК отмечают, что развитие технологий крылатых ракет (КР) стало возможным после появления в США, а затем и в СССР разработок в области создания компактных турбореактивных двигателей одноразового применения.

Советские специалисты создали надежнейший образец подобных силовых установок под обозначением ТРДД-50БМ, позволяющий выполнять стрельбу КР, которые оборудованы системой наведения по каналу системы ГЛОНАСС и оснащаются либо обычной фугасной  БЧ весом 450 кг, либо ядерной БЧ с мощностью 100 кТонн в тротиловом эквиваленте.

В публикациях специализированного издания КНР «Корабельное знание» отмечается, что первыми разработку КР завершили американские специалисты и создали известную многим ракету берегового базирования BGM-109G «Томагавк». Несколько позже советские конструкторы разработали целую серию крылатых ракет морского (РК-55), воздушного (Х-55) и берегового (РК-55) базирования. При создании КР советские конструкторы учитывали, прежде всего, максимальную длину (8,2 м и калибр (533 мм) основного торпедного аппарата. Советская КР РК-55 требовала 20 минут на подготовку к старту и имела дальность пуска 3000 км, что на 500 км больше чем у американского «Томагавка». В версии для ПЛ советскую РК можно запускать из подводного положения (глубина 30–60 м) и на скорости 5–7 узлов. Следует отметить, что китайские специалисты внимательно наблюдают за процессом эволюции как советских/российских КР морского базирования, так и самих носителей – надводных кораблей и ПЛ.

В начале 80-х гг. прошлого столетия специалисты НПО «Машиностроения» на базе РК-55 создали двухступенчатую двухрежимную противокорабельную ракету (ПКР) 3М55(П-800) «Оникс»/«Яхонт» под калибр ТА 533 мм, она имеет вес 2000 кг и способна менять скорость полета с дозвуковой (0,8 МАХа) на сверхзвуковую (2,2 МАХа) на протяжении всего полета (200 км).

На базе этой ракеты уже после распада СССР создается универсальная ПКР 3М51 «Альфа», но после некоторой доработки пускового твердотопливного ускорителя ракета получает дальность 2300 км и новое обозначение 3М54, а для экспорта создана версия 3М54Э. По данным китайских источников стоимость 28 ПКР 3М14Э, поставленных ВМС Индии в 2006 г., составила 182 млн долл. США, т.е. одна российская ПКР стоит 6,5 млн долл. США, тогда как стоимость американского «Томагавка»» составляет 1,22 млн долл. США. Однако при всей дороговизне российских ракет и ограниченной дальности (3М54Э до 220 км, 3М14Э до 300 км) их продолжают закупать индийские и вьетнамские военные.

Китайские специалисты указывают, что предприятия российского ОПК смогли наладить производство широкой линейки экспортных вариантов КР под обозначением «Клаб», которыми можно вооружить надводные корабли, подводные лодки, береговые мобильные носители, а также самолеты. Российские конструкторы также создали два особенно интересных образца – «Клаб-К» и «Клаб-У». Первый вариант предназначен для скрытного размещения практически в любой точке земного шара, поскольку выполнен в размере стандартного 40-футового контейнера, что позволяет «вооружить» даже гражданское транспортное судно, поскольку в комплект поставки входит модуль управления и наведения. Второй вариант создан как модульный и предназначен для оперативного размещения на кораблях практически любого проекта.

Известно, что для нужд ВМФ РФ выпускаются прямые аналоги ракет серии «Клаб» под условным обозначением «Калибр», также их вариантом является оперативно-тактическая ракета Р-500 комплекса «Искандер», который обладает дальностью пуска 500 км и создан, чтобы «обойти» условия соглашения по ограничению дальности пуска ракет средней и меньшей дальности.

Очевидно, что высокая точность попадания российских КР стала возможна благодаря наличию компактных систем наведения, которые включают модули инерциального наведения, радиовысотомеры, систему наведения по каналу спутниковой системы ГЛОНАСС и систему огибания рельефа. Китайские специалисты указывают, что российские конструкторы смогли создать надежный модуль инерциального наведения АБ-40, который включает радиовысотомер РВЭ-Б, используемый на среднем участке полета совместно с другими навигационными системами. На конечном участке полета для наведения и проверки цели используется радиолокационная головная часть АРГС-14, которая имеет диаметр всего 514 мм. По данным представителей ОПК КНР, российские КР 3М14 выполняют основную часть полета на высотах от 50 до 150 м, при необходимости прорыва рубежа ПВО/ПРО способны снижаться до 20 м.

Отдельно отметим систему наведения по каналу спутников системы ГЛОНАСС, ее советские специалисты начали создавать еще в 80-е гг. прошлого столетия с целью радикально повысить точность поражения цели БРПЛ Р-29РМУ, а впервые испытали в 1988 г. с одной из атомных подводных лодок проекта 667 БДРМ. Китайским специалистам известно, что за все время работ по созданию системы ГЛОНАСС на орбиту были запущены 67 космических аппаратов (КА) разных серий, из которых к 2010 г. удалось сформировать полноценную группировку в составе 28 активных и нескольких запасных КА, они позволили серьезно увеличить точность прокладки маршрута для ракет. В совокупности данные мероприятия позволили с высокой точностью поражать скрытые объекты противника в Сирии даже без дополнительной технической разведки и подсветки цели, как это обычно выполняется ВС США.

Специалисты китайской кораблестроительной промышленной корпорации отмечают, что не только сами ракеты серии «Калибр» обладают уникальными возможностями, но и пусковые установки (ПУ) – универсальные корабельные стрельбовые комплексы (УКСК) 3С14, предназначенные для вертикальных пусков ракет по многим параметрам превосходят американскую вертикальную ПУ Мк.41.

Конструкция УКСК позволяет устанавливать ее на малые ракетные корабли проекта 21631, на сторожевые корабли проектов 11661К, фрегаты проектов 11356 и 22350. Известно, что 3С14 разрабатывали для перспективной модернизации противолодочных кораблей проектов 956У и комплектования планировавшихся им на замену больших противолодочных кораблей проекта 11000, а также модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера проекта 11442М «Адмирал Нахимов».

Китайские аналитики отмечают, что при использовании УКСК такой корабль, как фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков», может быть вооружен как КР для стрельбы по береговым целям на дальности до 2500 км, так и ПКР для стрельбы по надводным целям на дальности до 400 км: бортовая аппаратура наведения СКР проекта 11661К, который ниже классом, чем фрегат «Адмирал Горшков», и российская версия 3М54 позволяет уничтожать корабли на этой дальности. Кроме того, 16 закрытых ячеек в УКСК, в верхней части которых отсутствуют любые устройства для отвода газов, не оставляют шансов иностранным разведкам определить реальные «ракетные возможности» фрегата. Позитивным элементом конструкции российского корабля, который способен серьезно «озадачить» американских военных в Средиземном море, является его боекомплект в 32 зенитных управляемых ракеты (ЗУР) 9М96 (средней и большой дальности) и 9М100 (малой дальности). Данные ЗУР размещены в вертикальной ПУ 3С97, установленной сразу после главного орудия.  Известно, что фрегат «Адмирал Горшков» является образцом для китайских кораблестроителей.

Китайские военные аналитики отмечают, что руководство ВС РФ действует полностью в соответствии с древней китайской мудростью «не вступать в боевые действия без подготовки». В данном случае подразумевается, что российские военные сосредоточили ровно столько средств разведки, сколько необходимо для самостоятельного сбора и анализа информации о ситуации на территории САР без отвлечения внимания на обработку противоречивой информации, поступающей от местных (сирийских) источников. Благодаря российской технике и специалистам сирийские правительственные силы стали получать своевременную и качественную информацию о возможностях противника, его командных пунктах, заводах по производству вооружения, складах боеприпасов. Впервые многие сирийские, иранские и иракские военные специалисты познакомились с правилами составления цифровых карт местности, ведения радиопереговоров и управления войсками. Конечно, для получения и обработки больших массивов данных объединены усилия подразделений разведки ВКС, ВМФ и СВ, офицеры которых имеют достаточный опыт борьбы с террористической угрозой на Северном Кавказе.

52.2MB | MySQL:103 | 0,549sec